Обмен опытом. Тема: Современные технологии на уроках географии в соответствии ФГОС ООО


Педагогические чтения от 09.11.12.Обмен опытом работы учителя географии МКОУ СОШ №4 городского округа – город НововоронежКовалевой Галины Валентиновны.Методическая тема: «Современные технологии на уроках географии в соответствии ФГОС ООО» « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Современные образовательные технологии обучения В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую постановку целей и способов их достижения. Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. Технология «Критическое мышление» Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Технология «Критическое мышление» - самостоятельное и носит индивидуальный характер; - информация – отправной, а не конечный путь мышления; - убедительная аргументация утверждений; - существует в ситуации дискуссии; - осуществляется в реально значимой для человека ситуации. Признаки Технология «Критическое мышление» - наличие возможности высказывания своего мнения; - помощь учителя в умении задавать вопросы, осуществлять рефлексию своей деятельности; - возможность обмена мнениями в ситуации дискуссии; - обстановка доброжелательности и взаимоуважения. Условия СтадииТехнологии «Критическое мышление» Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии Функции стадии вызова Мотивационная(пробуждение интереса и побуждение к работе) Информационная(актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний) Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями) Приём №1 «Что я знаю» 1) Озвучивание темы;2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос: Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения. Приём №2 «Ассоциация» 1) Озвучивание темы;2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана. Приём №3 «Ключевые слова» 1) Озвучивание темы;2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты. Приём №4 «Верно – неверно» 1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме;2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно. Верно – неверноУрок 9 класс «Транспорт России» +Автомобильный транспорт самый быстрый и дорогостоящий вид транспорта- Метро относится к наземным видам транспорта+Наиболее экологически чистым видом транспорта является водный транспорт-В России очень много незамерзающих портов-В восточной части России густота транспортной сети больше, чем в западной Приём №5 «Перепутанные логические цепочки» 1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов), некоторые из них с ошибками;2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи. 7 класс «Воздушные массы и климатические пояса» Арктический пояс Экваториальный пояс Субарктический пояс Умеренный пояс Субтропический пояс Тропический пояс Субэкваториальный пояс Приём №6 «Инструкции» 1) Учащимся предлагается текст и инструкция по работе с ним;2) Класс разбивается на группы по количеству частей в тексте, в каждой группе назначается эксперт;3) Необходимо изучить вопрос так, чтобы суметь его объяснить другим и выполнить это наиболее эффективным способом. ИнструкцииУрок 8 класс «Климатообразующие факторы» 1 группа. Влияние широтного положения 2 группа. Влияние постоянных ветров3 группа. Влияние морей и океанов4 группа. Влияние рельефа5 группа. Влияние размеров страны Приём №7 «Кластер» (объединение нескольких однородных элементов) Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её.(Целесообразно использовать перед стадией осмысления) Тундра Климатические условия Географическоеположение Почвы Животный мир Растительный мир Лето Зима Функции стадии осмысления Информационная(получение новой информации) Систематизационная(классификация, ранжирование информации) Приём №1 «Пометки на полях» Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:«+» - если считают, что это им известно;«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;«v» - если то, что прочитали, является новым;«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений. Приём №2 «Маркировочная таблица» Составляется индивидуально по результатам работы с текстом Знаю«+» Хочу узнать«-» Узнал новое«V» Вопросы«?» Материал обсуждается в парах и сообщается учителю, который её фиксирует. Обсуждение позволяет систематизировать информацию и выделить главные вопросы. Приём №3 «Взаимоопрос» Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала. Приём №4 «Взаимообучение» В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя:суммируют содержание абзаца;придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;разъясняют, что непонятно;дают задания для чтения следующего абзаца. (Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников). Приём №5 «Двойной дневник» Во время объяснения материала экспертом все остальные члены группы ведут двойной (двухчастный) дневникУрок 9 класс «Трудовые ресурсы и рынок труда» пометки вопросы Трудовые ресурсы – это население, которое может трудиться в народном хозяйстве страны. Почему численность занятых в народном хозяйстве не совпадает с численностью трудовых ресурсов? В России доля занятых в отраслях нематериальной сферы составляет 48 процентов. Почему в России большая часть трудоспособного населения занята в отраслях материальной сферы? Средний уровень безработицы в стране 7-8 процентов от числа трудоспособного населения.   Почему существует безработица в нашей стране? Приём №6 «Таблица аргументов» Учитель даёт аргументы. Учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя. Аргумент Почему «да» Почему «нет» Магеллан является первым кругосветным мореплавателем. Фернан Магеллан задумал, организовал кругосветное путешествие и руководил им большую часть пути. Завершил путешествие Хуан Себастьян Элькано. Приём №6 «Таблица аргументов» Учитель даёт аргументы. Учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя. Аргумент Почему «да» Почему «нет» Технический прогресс ведёт к гибели цивилизации. Экологические проблемы Улучшение условий жизни Функции стадии рефлексии Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная(выработка собственной позиции) Информационная(приобретение новых знаний) Коммуникационная(обмен мнениями о новой информации) Приём №1 «Эссе» от латинского exagium «взвешивание» Эссе рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания. Предлагается ответить на вопросы: Что узнал и чему научился на уроке? Что хотел бы узнать? Приём №2 «Самоанализ» Содержание урока Знаю уверенно Надо повторить 1. 2. 3. 4. Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи. СамоанализУрок 6 класс «Полезные ископаемые» Содержание урока Знаю уверенно Надоповторить 1. Полезные ископаемые(определение)2. Топливные - общие признаки - примеры - значение для человека3. Рудные - общие признаки - примеры - значение для человека4. Нерудные - общие признаки - примеры - значение для человека Домашнее задание Идеальное задание Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий, выбрать можно любое; Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки Технология КМ учит: Осуществлять рефлексию своей деятельности Выслушивать чужое мнение Работать самостоятельно Задавать вопросы Анализировать и классифицировать Иметь своё мнение и защищать его Критически относится к мнению оппонентов