Презентация на тему «Современные образовательные технологии на уроках литературы»


Современные образовательные технологии на уроках литературы ( из опыта работы) Учитель Макурова Л.В. МКСКОУ СКО ШИ 5 вида2014 год Вступление За последние годы многое изменилось в образовании. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. И здесь огромную помощь учителю оказывают современные педагогические технологии, позволяющие так организовать учебный процесс, чтобы, как говорил Цицерон, “зажечь глаза слушающего о глаза говорящего”. Педагогика сотрудничества Цель использования: обеспечить единство обучения и воспитания, гуманно-личностный подход к ребёнку, переход от педагогики требований к педагогике отношений.Сотрудничество – это состояние, при котором ученик и учитель объединяются в общей деятельности на основе уважения, взаимопомощи, товарищества. В классе создаётся обстановка для обучения без принуждения. Для каждого ученика обязательна ситуация успеха, оптимизма. Проблемное обучение Цель использования: организация учебного процесса, при которой в сознании учащихся создаются проблемные ситуации и активизируется деятельность по самостоятельному поиску их решений, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, а также развитие мыслительных способностей учащихся. Технология групповой деятельности Цель использования: обучение и воспитание учащихся в процессе групповой деятельности через различного рода учебные задачи.На уроке создаются ситуации, при которых возникает групповой эффект совместной учебно-воспитательной деятельности, ведётся работа по коллективной поддержке каждого ученика.Групповые способы работы могут организовываться через малые и большие группы, через работу в паре, в группе и индивидуально. Учителем продумываются начальные и последующие совместные действия, средства коммуникации, рефлексия. Урок литературы в 5 классе на тему “Л.Н.Толстой. “Петя Ростов” (фрагмент из романа-эпопеи “Война и мир”). Л.Н.Толстой – великий гуманист” Класс разбивается на 3 группы, в каждой назначается ответственный, следящий за работой группы. У каждого ученика “карта оценок”.Повторение.Учитель: “ На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое роман-эпопея.Проверьте, как вы усвоили это понятие, и сами себе поставьте оценку” (“5” - за правильный ответ, “4” - небольшие неточности, “0” - незнание понятия) Работа над лексикой( с привлечением словарей) Учитель: - Знаете ли вы, что обозначают слова “гуманист”, “гуманный”?- Что значит выражение “отечественная война”?- Кого называют партизанами?- Как называют людей, любящих и защищающих свою Родину, свой народ?(работа в группах) Слово учителя - Чувство патриотизма присуще не только взрослым, но и детям, подросткам, которые вместе с отцами и дедами принимали участие в боевых действиях, совершали подвиги, рискуя жизнью.Именно об этом рассказывает Л.Н. Толстой в отрывке из романа, который мы сегодня будем анализировать.- Кто является главным героем произведения? (Петя Ростов, подросток 16 лет, которого писатель наделил лучшими человеческими качествами) Создание проблемной ситуации Учитель: “В романе “Война и мир” более 550 персонажей, и жизнь большинства из них писатель прослеживает на протяжении многих лет, рассказывая нам, как герой взрослел, как складывалась его судьба, какие проблемы и как он решал и т.д. Петя Ростов появляется на страницах романа всего несколько раз, и вскоре мы видим его смерть в поединке с французами. Возникает вопрос: а нужен ли вообще этот герой в произведении? Для чего Лев Толстой нарисовал образ мальчика? Работа над текстом Учитель:- Поставьте себе “5”, если вы прочитали текст к сегодняшнему уроку полностью; “4”, если прочитали половину; “0”, если не прочитали.- Кратко перескажите прочитанный текст (по желанию)- Как Толстой относится к своему герою?- Скажите, а вам хотелось бы, чтобы концовка произведения была другой? Какой? - Если Лев Толстой любит своего героя, зачем же он позволяет погибнуть этому замечательному мальчику? Вывод Итак, Л.Толстой, вызвав симпатию к своему герою и показав его ужасную смерть, заставляет нас всем сердцем воспротивиться любому насилию, кровопролитию. В этом и заключается гуманизм великого русского писателя.- Ребята, а почему мы в 21 веке читаем произведение, которое было написано много лет назад? ( Каждая группа после недолгого обсуждения предлагает свой вариант ответа) Лабораторная работа в группах - Сегодня мы будем анализировать эпизоды текста, в которых очень ярко выражаются черты характера Пети Ростова, любимого героя Льва Толстого.Какие же качества человека больше всего ценил великий писатель? Перед вами листок, который вам предстоит заполнить. Работа в группах над текстом Черты характера Пети Ростова,которые раскрываются в данном эпизоде Цитаты из текста,подтверждающие мысль Работа в группах Каждая группа получает определённый эпизод, обсуждает, записывает ответ.Ученики сами решают, кто будет выступать перед классом.Прослушиваются выступления.- Учитель: “Каким бы мог стать Петя Ростов, если бы он не погиб?” Разрешение проблемной ситуации Учитель: “Так кто же всё-таки Петя Ростов: случайный персонаж или любимый герой Льва Толстого, который необходим писателю для того, чтобы заявить всему человечеству о том, как противоестественна и отвратительна любая война?” Рефлексия - Продолжите следующие предложения:Сегодня я узнал...У меня получилось...Мне было трудно...Меня удивило...Было интересно...Теперь я умею...(учащиеся по желанию продолжают предложения в “карте оценок” и сдают их учителю) Домашнее задание 1. Мини-сочинение “Убедил ли меня Лев Толстой в том, что война – это преступление?”2. Подробный пересказ понравившегося отрывка.( на выбор)