Выделительные знаки препинания при вводных слова,


. Конспект урока
Тема: Выделительные знаки препинания при вводных слова,
вводных сочетаниях слов и вводных предложениях
Цель: сформировать умение выделять на письме вводные слова,
вводные сочетания слов и вводные предложения
Задачи:
-образовательная: закрепить умение находить вводные слова , вводные сочетания слов и вводные предложения в тексте, правильно ставить знаки препинания;
-развивающая: развивать умение находить в художественном тексте вводные конструкции, выделять устно с помощью интонации, на письме – знаками препинания; развивать устную и письменную речь учащихся; -воспитывающая: воспитывать интерес к художественной литературе, к слову.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, наглядный, словесный, практический, поисковый.
Формы: самостоятельная работа, беседа, рассказ, работа со словарем, индивидуальная и групповая работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, таблица, толковый словарь. Презентация в Power PointХод урока:
I. Орг. момент (оформление классной работы).
II. Синтаксическая разминка ( слайд №1-2)
III. ловарно – лексическая работа
- Чтобы идти в ногу со временем, быть человеком образованным, нужно много читать, уметь извлекать нужную и полезную информацию. Какова этимология и лексическое значение слов информация, информировать?(слайд №3)
IV. Проверка домашнего задания:
1) Один ученик работает у компьютера (выполняет тест).
2) Беседа по вопросам:
-Расскажите, какие слова называются вводными.
-Какие значения могут иметь вводные слова?
-Примеры приведите из домашних упражнений.
V. Тренировочные упражнения
1) Задача:
Записывая предложение под диктовку, ученик расставил знаки препинания следующим образом: Вдалеке, видно, озеро. Правильно ли выполнена работа? Докажите.
2) Выпишите предложения с вводными словами, укажите их значение ( слайд №4)
VI. Новый материал и закрепляющие упражнения
1) Упр.372
2) Итак, продолжаем работу с вводными конструкциями.
Прослушайте текст из журнала «Наука и жизнь» (при чтении определяем значение вводных конструкций)
Для чего люди читают? Очевидно, можно выделить три причины, побуждающие людей к чтению. Во – первых, они читают для овладения какой – нибудь специальностью. Во – вторых, читают, чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному. Наконец, мы читаем, чтобы получить информацию об окружающем нас мире.
Правда, может быть есть и ещё одна причина- «убить время». К сожалению, есть ещё люди, которые не знают, куда себя деть. Таким образом, чтение может приносить огромную пользу, но может и не оставить заметного следа в уме и сердце человека. Всё дело в умении читать.
(Очевидно – различная степень уверенности; во-первых, во-вторых, наконец – порядок мыслей и их связь; к сожалению – различные чувства; таким образом – замечания о способах оформления мыслей).- Выпишите то предложение, которое соответствует вашему представлению “Для чего люди читают? Постройте предложение таким образом:
Люди читают, я думаю, чтобы…
(чтобы овладеть какой-нибудь специальностью; чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному; чтобы получить информацию об окружающем нас мире; чтобы “убить время”).
- Таким образом, мы записали предложение на новую тему. Наряду с вводными словами выражать свои чувства помогут нам и вводные предложения.
Назовите вводное предложение. По значению к какому вводному слову оно близко? (по-моему – источник сообщения).
- Обратите внимание, что вводное предложение, также как и вводные слова, на письме выделяются запятыми, а при произнесении интонацией.
(Читаем вслух еще раз с учетом правила)
Прочитайте теоретический материал учебника и найдите синтаксические конструкции с вводными предложениями.
Информация учителя: вводные предложения по своей структуре бывают двусоставные (я знаю, как сообщают газеты), односоставные неопределённо-личные (как мне пишут, говорили о нём), безличные (как мне казалось, можно полагать).
- Используя данные вводные предложения выполните следующее задание (слайд №5)
VII. Итог урока. Выставление оценок.
- Сегодня на уроке мы познакомились с понятием «вводные предложения», с особенностями постановки знаков препинания при них.
А также с помощью КНИГИ, извлекая полезную информацию, постигли непреложные истины.
Закончить урок я хотела бы словами народного артиста России А.Баталова: «…И всё – таки именно книга – единственный верный источник, сохраняющий и передающий тайну и мудрость жизни. Никакие другие виды информации не заменят и не отменят её» (слайд №6)
- В тетради запишем эту мысль с помощью вводного предложения:
Именно книга, как утверждал А.Баталов, единственный верный источник, сохраняющий и передающий тайну и мудрость жизни.
- Пусть каждый из вас любит книгу.
VIII. Домашнее задание. Записать 3-4 цитаты о книге, употребив в них вводные конструкции.
Презентация№2