Классный час. Хорошие манеры. Умеем ли мы общаться?


Учитель: Макова Н.В.
КЛАССНЫЙ ЧАС

«ХОРОШИЕ МАНЕРЫ. УМЕЕМ ЛИ МЫ ОБЩАТЬСЯ ?»

Эпиграфы:
«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» (Р.Эмерсен)
«Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность» (Ж. Гюйо)


«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» - так писал наш великий поэт А.С.Пушкин. Ясно, что это утверждение в равной мере относится и к внешней культуре человека.
Тема нашего разговора сегодня – это общение людей. У каждого из нас в течение дня происходят десятки встреч с разными людьми – в школе, на улице, в магазине.
И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию поведения?
Мы живём среди людей, и наши слова, жесты и поступки тем или иным образом влияют на окружающих.
Ваш жизненный опыт ещё мал, и порой вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов.
Давайте, прежде всего, проверим, конфликтная ли вы личность.
Для этого ответьте на вопросы анкеты.

АНКЕТА
1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
а) не принимаю участия;
б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю
правильной;
в) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой одноклассников?
а) нет;
б) только если имею для этого веские основания;
в) критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?
а) только в шутку и если это люди не обидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры – моя стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперёд?
а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
б) делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;
в) прохожу вперед, и начинаю наблюдать за порядком.


5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.
а) не буду поднимать бучу из-за пустяка;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу
а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо, без эмоций сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.
а) промолчу;
б) ограничусь коротким, но тактичным комментарием;
в) выскажу все, что я об этом думаю.

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;
б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;
в) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику.

Баллы: «а» - 4 , «б» - 2 , «в» - 0.

Идет подсчет баллов. Класс разделяется на три психологических типа.

22 – 32 баллов. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, не взирая на лица.

12 – 20 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны.
Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 баллов. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живьем.
Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас мало друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.







Ведущий: Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть, много возможностей научится жить бесконфликтно. Один из способов - умение делать комплементы. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.
Вызываются два человека – мальчик и девочка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплементы. Кто выиграет?
Ведущий: В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Быть вежливым – значит быть доброжелательным, готовым помочь другому. Давайте же поиграем «в речевой этикет». Но прежде чем начать играть прочтем стихотворение, чтобы помочь вспомнить эти слова и не перепутать их с другими.

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут , а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить их не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «Здорово»
Он вместо «Здравствуйте» бубнит.
И даже вместо «До свидания»
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел. Пока! Всего!»

Играет весь класс.

1. Назовите слова приветствия.
(Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! Привет! Салют!)

2. Выскажите просьбу.
( Вы можете мне сказать? Не могли бы вы мне? Скажите, пожалуйста Разрешите попросить вас Не могли бы вы? Будьте так любезны... Будьте добры!)

3. Какими словами лучше всего начать знакомство?
(Разрешите представить вам. Разрешите познакомить вас. Познакомьтесь. Как тебя зовут? Вы знакомы? Позвольте познакомиться )

4. Как принято извиняться в культурном обществе?
( Приношу вам свои извинения. Позвольте мне извиниться. Не могу не принести вам свои глубокие извинения.Простите за)


5. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе?
(Не огорчайтесь. Нет повода для беспокойства Нет ничего плохого в том, что Все будет хорошо Успокойтесь)

6. Есть ли у тебя запас слов благодарности?
( Благодарю вас. Спасибо. Разрешите поблагодарить вас. Заранее благодарен, Признателен вам. Примите мою благодарность.)

7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?
( До свидания! Надеюсь видеть вас ёще! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться! )

Ведущий: При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой не легко. Но нужно. Попытаемся это сделать.

Мы предлагаем вам ситуации, а вы подумайте кто прав?

ДЕВОЧКА (обижена): Вчера ты, НАЗОВИ ИМЯ, шел мне на встречу и не поздоровался. Это не вежливо.
ЮНОША (удивлён): А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась.

Кто прав? (Кто лучше воспитан, тот здоровается первым).

ДЕВОЧКА : Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?

Права ли НАЗВАТЬ ИМЯ ДЕВОЧКИ?

Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним, кажется, что лучше поступить так, а не иначе. Мы говорим просто: «Здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом не воспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Вы поздоровались, и на «капельку радостней сделалась жизнь».А ведь вы иногда, ребята, прокричите или пробурчите что – то непонятное. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому простому правилу – никогда не ошибётесь.

А теперь давайте поговорим о том, какими же качествами характера должен обладать человек, который достоин подражания, которому можно всегда и во всём довериться?
Разбирают карточки.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА:
Доброжелательность, безотказность, тактичность, миролюбивость, вежливость, честность, великодушие, гостеприимство, деликатность, добросердечность, жизнерадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, скромность, справедливость, корректность, неподкупность, патриотизм.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА:
Грубость, бестактность, несдержанность, придирчивость, раздражительность, агрессивность, завистливость, равнодушие, болтливость, вздорность, ехидность, жадность, злопамятность, легкомысленность, лицемерие, корыстолюбие, небрежность, назойливость, обидчивость.

Разобрали карточки. Закрепили на доске. Проверили правильность.

Наш классный час подходит к концу. В заключении я хочу вам предложить 7 пунктов, которые должны стать основой нашего общения в коллективе:

1. Старайтесь не отзываться о людях дурно, ни в чём не обвиняйте собеседника.
2. Стройте общение на равных, не смотрите на собеседника с высока.
3. Избавьте собеседника от обид и обвинений.
4. Не спорьте по мелочам.
5. Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно.
6. Ищите возможность согласиться, а не возразить.
7. Стремитесь не к победе, а к истине.

И ещё давайте прочитаем – Мудрые мыли о воспитании -

Есть ли у вас какие-то предложения?

Вы со мной согласны. Тогда будем считать это законом нашего коллектива.

Самый главный человек на свете – это тот, кто перед тобой. Полюбите его, найдите положительные качества в нём. Дарите ему знаки внимания и уважения.

Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы сможете оценить своё умение общаться. Но всегда можно ошибиться. Многое лучше видно со стороны, поэтому важно знать, что думают о вас другие. И последнее итоговое правило: нашего классного часа: -

Человек не должен своим поведением доставлять неудобства окружающим людям.

На этом наш классный час закончен. Благодарю всех за внимание и участие.



15