Статья из опыта работы Стоп-кадр или фото в обучении

Центр развития образования
учреждений Зиминского района




Педагогические чтения
«Учитель, вдохнови меня на творчество!»
Доклад
Тема работы:
«Стоп-кадр или фото в обучении»


Автор:
Башарова Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Самарская СОШ

Зиминский район
2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация.3
Введение .4
Основная часть
Стоп-кадр или фото в обучении5

Заключение.12
Список литературы13
АННОТАЦИЯ
Использование фотографий на уроках и занятиях наряду с традиционными формами обучения позволяет разнообразить урок,  делает его красочным, ярким, интересным, что способствует повышению учебной мотивации у детей и повышает чувство самореализации учителя, его удовлетворённость своим трудом.
Компьютер становится помощником учителя, помогает сэкономить время на уроке, появляются новые методы и организационные формы обучения, которые повышают эффективность проведения урока.
Использование фотографий ведет к творческому развитию учеников  и учителей, в том числе, позволяет освободить от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идеи и средства выражения.




















ВВЕДЕНИЕ
В последнее время всё чаще звучат слова: «Урок или мероприятие проведены с использованием мультимедийных технологий». Обычно это демонстрация слайдов с текстом, схемами, рисунками или фотографиями.  
 Как часто можно использовать фотографии? На каких этапах урока? Только  ли учитель должен их готовить?
Вспомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно».
  Цель данной работы: повышение мотивации обучения и развитие познавательной активности учащихся через использование фотографий на уроках русского языка и литературы.
Задачи:                        
1. воспитывать у учащихся познавательную активность, используя возможности компьютера, мультимедиа, Интернета;                                
2. вырабатывать умение самостоятельно анализировать фотографии, отбирать главное и правильно использовать на уроке;                                                                   3. повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование фотографий.
Использование фотографий на уроке создает обстановку психологического комфорта. С помощью эффектов анимации можно оживить фотографию. Таким образом, использование фотографий приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышению познавательной  активности учащихся, созданию предпосылок для активной речевой деятельности, развитию мышления.
СТОП-КАДР ИЛИ ФОТО В ОБУЧЕНИИ
Учитель учится всю жизнь.
Как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель.
Использование фото на уроках очень большая помощь, потому, как говорится, лучше один раз увидеть... На воспитательных занятиях, в зависимости от тематики, готовлю презентации с фотографиями. Свои фотографии стала использовать на уроках давно, много фотографий беру из Интернета.
Фотографии использую в своей практике при работе в нашем школьном научном обществе учащихся и педагогов. Делаю много фотографий детей при проведении различных мероприятий. Потом эти фото я показываю другим ученикам. Этот прием действует - мотивирует слабых учеников. Они начинают проявлять интерес. А как начинают гореть у них глаза! Так в этом году я взялась за «двоешника». Он прекрасно стал выполнять проект и сразу изменилось его отношение к учебе. А та ответственность, с которой он относится ко всему происходящему, просто поражает.
Но давайте перейдем к самим фотографиям.
Урок русского языка. Развитие речи. Тут можно выделить части речи, а потом написать несколько предложений.
Проводила урок русского языка в 6 классе. На определенном этапе вывела на экран фото с этим же классом у библиотеки и дала вот такое задание: «Вспомните, ребята, когда и где это было? Составьте несколько предложений (4-5) к данному фото, чтобы получился связный текст. В 2 предложениях подчеркните главные члены предложения».
Вот такая цель у фотографии на уроке - заставить думать, а не просто иллюстрировать.
Вот еще пример. Посмотрите на фотографию вчерашнего заката. Каким вы увидели его? Запишите прилагательные, какими бы вы хотели охарактеризовать данное явление природы. Определите род данных прилагательных.
Можно, например, сравнивать деревья по фотографиям. И для развития речи не заезженные фото природы.
Дети, не очень хорошо знают поэтов, писателей, композиторов. Когда покажешь фотографию и еще дашь информацию о нем, сразу в детской памяти остается. А недавняя история с перепутанным фото Оскара Уайльда
Чем не повод нестандартно начать урок?
Вспомним «Маленького принца». В фильме режиссеру необходимо было, чтобы одновременно на руку село несколько бабочек. 
Как заставить бабочек сесть на руку?
Версии. 1) Приманить чем-то сладким? Намазать руку мёдом? 2) Запах, цветочный аромат, который наносится на руку. 3) "Словно бабочка к огню, стремилась так неодолимо..." Использовать освещение: свет или белый цвет рубашки.
Диалог можно повернуть в то русло, которое нужно для урока.
В старших классах использую на уроках стоп-кадр или фото, необходимое для отработки навыков говорения (описание, сравнение, повествование).
Кощунство, на мой взгляд...
И способ поговорить с учениками, как носить георгиевскую ленточку. Их можно носить на лацкане пиджака, либо на нагрудном кармане, либо на руке, повязанную, как браслет.
Некоторые ошибочно полагают, что георгиевская лента – это некое украшение, которое можно нацепить, куда угодно: на волосы, собачий ошейник, шнурки ботинок, ремень. Поскольку память о событии принято хранить в сердцах, георгиевскую ленту традиционно прикрепляют к одежде в районе сердца или повязывают на левую руку. Допускается прикрепление ленточки на антенну или боковое зеркало автомобиля, но при этом транспорт должен быть чистым.
Не надо забывать, что для ветеранов войны лента – это символ награды, памяти, и подобное обращение с ленточкой недопустимо.

· Думаю, на литературе это фото может быть отличной иллюстрацией! Предлагаю детям послушать стихотворение А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» (аудио-текст читает автор).
Использование фотографий на уроках и занятиях переросло и во внеурочную деятельность. Еще в ноябре у нас в школе проходил районный семинар по внеурочной деятельности. И я задумалась, как же можно применить здесь фотографии. Но в то же время, чтобы это было не совсем обычно. Пообщавшись с коллегами, возникла идея использовать технику ФРИЗЛАЙТ. Что же это такое?
«Фризлайт» - в переводе с английского языка означает «замороженный свет». Это техника «рисования светом» на длинной выдержке, она позволяет получить разного рода рисунки: абстрактные или некие осмысленные изображения, которые можно фотографировать. Оборудование, которое понадобилось для занятия: Фотоаппарат с ручной выдержкой; Штатив для устойчивости фотоаппарата; Светодиодный фонарик; Цветные пленки (фильтры) для фонарика; Лазерная указка.
Работа фризлайтера – командная. В команде должно быть минимум 2 человека. А лучше 3-4. Один фотографирует: нажимает и держит кнопку затвора (если есть - делать большие выдержки в несколько минут). А остальные двигаются с фонариками – рисуют. Как говорят мои ученики, «рисование» светом – очень непростой процесс. Нужно тридцать раз снять сцену, чтобы получить один хороший кадр. Я еще пока не знаю о всех нюансах, но, надеюсь, с моими семиклассниками методом проб и ошибок научусь делать интересные кадры.  Прочитав советы в Интернете, и поговорив с мальчиками, Сергеем Бухаровым и Ильей Казаковым, я поняла, что нужно достаточно темное помещение. Подумала и решила, что для начала подойдет небольшой кабинет с затемненными окнами. И вот, что у нас получилось во время репетиций. Идеей загорелась сама и заразила мальчишек.
После участия в семинаре, естественно, захотелось сделать еще что-то. И мы начали готовиться к Ярмарке ученических проектов. Идея пришла не сразу, долго думали, к нам подключились Вера Константиновна и Нина Андреевна. В конце концов, было решено сделать логотип «Умная сова» для НПК «Шаг в будущее» Зиминского района при помощи техники фризлайт, так как постоянной и оригинальной эмблемы до сих пор не было. В итоге ребята стали победителями Ярмарки ученических проектов. А вот такой получился продукт нашего проекта - логотип «Умная сова».
А следующая фото-загадка для Вас. Что это?
Предлагаю получить удовольствие от процесса собственных размышлений и озарений, а не от поиска в интернете.
Это Голландия весной, когда цветут тюльпановые поля. На фото несколько подсказок: ветряк (они водятся в Европе), канал (ими славится Голландия). Поля разноцветные.
Вот так, с помощью Интерета, загадка превращается просто в повод для короткого, "паруминутного" поиска. Представляете, как было бы интересно, если бы мы не имели возможности найти ответ в сети, а выдвигали бы свои гипотезы, спорили.
А где находится памятник букве ё? В Ульяновске.


Фото могут служить иллюстрациями и импульсом к заданиям по самым разным предметам, каждый найдет себе по душе фото. Мне понравились: «Лицо айсберга».




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для достижения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники, электролекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, фотографии уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса.
Поэтому, я считаю, что использование фотографий на уроках и занятиях, как одной из форм информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Образовательные ресурсы сети  Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. – Москва, 2006.
Маркина И.В. Технологии, приемы, разработки учебных занятий.- Ярославль: академия развития, 2008.
Семёнов, А.Л. Качество информатизации школьного образования. Структура, уровни, способы оценки ИКТ-компетентности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Собкин, В.С., Адамчук, Д.Н., Руднев, М.Г. «Анализ факторов, влияющих на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Хеннер Е. К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и  
        преподавателей в системе непрерывного образования.- БИНОМ, 2008.















  15