Рабочая программа внеурочной деятельности В мире этикета


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
РЕКОМЕНДОВАНОУТВЕРЖДЕНО
методическим советом школыприказ №______
протокол №___ от ___________от _____________
Рабочая программа внеурочной деятельности
общекультурного направления
«В мире этикета»
Возраст детей 7-11 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель: Леденева Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
Староюрьево-2015 гПояснительная записка
Направленность программы
Программа внеурочной деятельности «В мире этикета» имеет общекультурную направленность
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Актуальность программы
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Новизна программы
Программа общекультурного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно важна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной, семейной культуры и базовых национальных ценностей.
Цель программы: формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Задачи программы:
-Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.- Прививать стремление к постоянному познанию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
-Способствовать формированию навыков поведения в обществе.
-Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.
-Способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
-Закрепить знания школьного и внешкольного этикета, правил общения и культуры внешнего вида.
- Формировать ценностное отношения к семье, её традициям.
-Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
Возраст учащихся: программа рассчитана на обучение детей в возрасте 7-11 лет.
Сроки реализации программы: данная программа и составленное тематическое планирование рассчитано на 4 года обучения. 1 год - 70 часов, 2 год – 70 часов, 3 год – 70 часов, 4 год – 70 часов.
Формы и режим занятий: групповые занятия с детьми в количестве 26 человек. Программа предполагает групповые занятия с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах.
Схема возрастного и количественного распределения детей по группам,
количество занятий в неделю, их продолжительность
Год
обучения Количество детей
в группах Общее
количество
занятий
в неделю Продолжительность
занятия, час. Общее
количество часов
в неделю Общее
количество часов в год
1 26 2 1(35 мин) 2 70
2 26 2 1(35 мин) 2 70
3 26 2 1(35 мин) 2 70
4 26 2 1(35 мин) 2 70
Формы и методы занятий
-Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление, посещение музейных экспозиций).
-Наглядные (просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, сказок, притч;).
-Практические ( игровые практикумы).
Учебная нагрузка - 2 часа в неделю (70 часов в год).
Содержание программы определено с учетом:
-возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся, интересов и потребностей учащихся.
-тенденции развития воспитания и образования.
Предполагаемые результаты обучения
К концу 1-го года обучения ребенок получит знания:
о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
К концу 1-го года обучения ребенок должен выйти на 1-й уровень воспитательных результатов, а именно: приобрести социальные знания, понимание социальной реальности и повседневной жизни (знания о правилах групповой работы, способах самостоятельного поиска дополнительной информации).
К концу 2-го года обучения обучающийся получит знания:
Взаимоотношения на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащийся получит опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Научится:
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- улучшит свои коммуникативные способности и приобретет навыки работы в коллективе;
По результатам 2-го и 3-го года обучения учащийся выйдет на 2-й уровень воспитательных результатов, а именно: приобретет опыт позитивного отношения к истине, знаниям, учению.
К концу 3-го года обучения обучающийся научится:
Взаимодействовать с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
К концу 4-го года обучения обучающийся научится:
-будет знать школьный и внешкольный этикет, правила общения и культуры внешнего вида;
-познакомится с общественными нормами, с устройством общества, с социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (т.е. социальные знания);
-приобретет опыт самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком;
-приобретет опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
-получит первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, ценностное отношения к социальной реальности в целом.
К концу 4-го года обучения учащийся выйдет на 3-й уровень воспитательных результатов, а именно: приобретет опыт самостоятельного социального действия, т. Е. опыта самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
-начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
-знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Содержание программы –1 год обучения
1. Я среди людей – 18 часов.
Понятия «я», «внешний вид», «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище», «верность слову», «честь». Речь – важнейшее средство общения. Правила общения.
2. Речевой этикет – 16 часов.
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Правила знакомства, представления, обращения, приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа. Мимика и жесты.
3. Культура поведения – 29 часов.
Отношение к семье, родителям, старшим по возрасту людям, учителям, сверстникам, младшим. Правила поведения в общественных местах, гостях, дома.
4. В мире сказок – 6 часа.
Добро и зло, правда и ложь.
5. Итоговое занятие- 1 час.
Что мы узнали и чему научились за год.
Содержание программы – 2 год обучения
1. Что значит быть вежливым? – 5 часов
Этикет и вежливость. История этикета. Правила этикета.
2. Правила жизни в обществе – 22 часа
Формы приветствия и прощания, значение слова «здравствуй». Правила знакомства и прощания. Способы выражения благодарности. Формы извинений. Формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому человеку. Общее и особенное для мальчиков и девочек. Язык жестов, правила произношения «трудных» слов (словарь), слова-паразиты.
3. Ты сам – 28 часов
История костюма. Гигиенические требования к одежде. Правила ухода за кожей, глазами, зубами. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. Понятие «личность». Способы самонастроя, отношение к окружающим. Вред курения, алкоголя, наркотиков. Взаимоотношения девочек и мальчиков.
4. Ты – ученик – 14 часов
Отношение к учителю, учебе, отметке. Взаимоотношения между одноклассниками. Понятия «друг», «дружба». Культура спора. Правила поведения в школе и общественных местах.
5. Итоговое занятие- 1 час.
Что мы узнали и чему научились за год.
Содержание программы – 3 год обучения
Правила жизни в обществе – 28 часов
Культура поведения на улице, отношение к окружающим, правила дорожного движения. Посещение больного. Правила поведения в общественных местах. Особенности этикета в разных странах мира. Культура разговора по телефону. Правила работы с электронной почтой. 2. Дом и семья – 18 часов
Интерес к своей родословной, к предкам, уважения к своей семье. Отношение к близким, права и обязанности членов семьи, людям старшего поколения, соседям. Семейного торжества, семейные традиции. Правила поведения за столом, традиции застолья у народов мира. Добрые слова. Забота и ответственность за жизнь и здоровье домашних животных. 3. Гость – хозяину радость – 23 часа
Правила приема гостей. Традиции гостеприимства у разных народов. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков и открытки. Подбираем и дарим цветы, подарки. Комплименты. Белый танец. 4. Итоговое занятие – 1 час
На основании результатов итоговой диагностики, проведенной в конце 2 класса и в соответствии с возрастными особенностями учащихся, продолжить работу над формированием следующих УУД
Содержание программы – 4 год обучения
1. Введение – 4 часа
История этикета.
2. Школьный и внешкольный этикет – 16 часов
Нравственные нормы, правила, требования. Положительные привычки, основы культуры поведения, построения межличностных отношений; 3. Правила общения. Культура внешнего вида – 33 часа
Основные этические понятия и нормы речевого поведения. Культуры нравственного поведения. Ценностное отношение к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему. Профилактика вредных привычек.
4. Семь наших «Я» - 16 часов
Основы нравственного самовоспитания. Видеть, понимать и ценить самого себя. Умение соотносить свое поведение с мнением окружающих, анализировать свое поведение. Трудолюбие, ответственное отношения к учению и труду. Потребность в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи;
5. Итоговое занятие – 1час
Что мы узнали и чему научились.
Календарно-тематическое планирование – 1 год обучения

п/п
Содержание занятия Кол-во часов Дата проведения
Я среди людей – 18 часов
1-2 Кто я и как выгляжу? 2 3 Что в нашем имени? 1 4 Плохо одному. 1 5-6 Доброе слово что ясный день. 2 7-8 Товарищи и друзья. 2 9-10 Как завоевывать друзей. 2 11-12 Бескорыстие в дружбе. 2 13-14 Верность слову. 2 15-16 Когда идешь по улице. 2 17-18 Мы соберем большой хоровод. 2 Речевой этикет – 16 часов
19-20 Что такое этика и этикет. 2 21-22 Повседневный этикет. 2 23-24 Веселые правила хорошего тона. 2 25 Поиграем и подумаем. 1 26 Роль мимики, жестов и позы в общении. 1 27 О вежливых словах и их применении. 1 28-29 Правила знакомства, представления и обращения. 2 30 Правила приветствия и прощания. 1 31 Правила извинения и просьбы. 1 32 Правила благодарности и отказа. 1 33-34 Сказка об этикете. 2 Культура поведения – 29 часов
35 Отношение к старшим. 1 36 Отношение к учителю. 1 37 Отношение к малышам. 1 38-39 Мой класс – мои друзья 2 40 Самолюб никому не люб. 1 41 О дружбе мальчиков и девочек. 1 42-43 Как вести себя в школе, на переменах. 2 44-45 Правила поведения в столовой, за столом. 2 46-47 Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей. 2 48 Искусство делать подарки. 1 49-50 Как правильно разговаривать по телефону. 2 51-52 Правила поведения в общественном транспорте. 2 53-54 Как вести себя в общественных местах. 2 55-56 Правила поведения в театре и кино. 2 57-58 Поведение в библиотеке и музее. 2 59 Как вести себя в кафе. 1 60-61
Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями. 2 62-63 Путешествие в мир добрых мыслей. 2 В мире сказок – 6 часа
64-65 Добро и зло в сказках. 2 66-67 Сказки – волшебство, чудо и правда. 2 68-69 Сказка – ложь, да в ней намек. 2 Итоговое занятие – 1 час
70 Что мы узнали и чему научились за год. 1 Календарно-тематическое планирование – 2 год обучения

п/п
Содержание занятия Кол-во часов Дата проведения
Что значит быть вежливым? – 5 часов
1-2 Этикет и вежливость. История этикета. 2 3-4 По правилам этикета. 2 5 В гостях у Вежи. 1 Правила жизни в обществе – 22 часа
6 Приветствие. 1 7-8 Давайте познакомимся… 2 9-10 Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. 2 11-12 Советуем друг другу. 2 13 Прощание. 1 14 Благодарность. 1 15 Извинения. 1 16-17 Разговор в обществе. 2 18 Обращение к собеседнику. Наши имена. 1 19 Ты и Вы. 1 20-21 Общее и особенное для мальчиков и девочек. 2 22-23 Слова и жесты. 2 24-25 Внимание к собеседнику. 2 26-27 Вежливые слова. Решение этикетных задач 2 Ты сам – 28 часов
28-29 Твой внешний вид. 2 30-31 Уроки гигиены. 2 32-33 Кое-что о правильном питании. 2 34 Твое настроение. 1 35-36 Подари другому радость. 2 37 Не стесняйся доброты своей. 1 38-39 Цени доверие других. 2 40-41 Тайна моего «Я». Умение владеть собой. 2 42-43 Как мы видим друг друга. 2 44-45 Вредные и полезные привычки. 2 46-47 Одежда, костюм, мода. 2 48-49 Мода на Руси. 2 50-51 Не только платье красит человека. 2 52-53 Только о мальчиках. Только о девочках. 2 54-55 Решение этикетных задач. 2 Ты – ученик – 14 часов
56 Твое отношение к учебе и учителям. 1 57-58 Общение с одноклассниками. 2 59 О дружбе. 1 60-61 Добрым жить на белом свете радостно. 2 62 Добро творить – себя веселить. 1 63 Чего в другом не любишь, того и сам не делай. 1 64-65 Как решать конфликты. 2 66-67 Культура спора. 2 68-69 В библиотеке, в столовой, в гардеробе. 2 Итоговое занятие – 1 час
70 Смеемся вместе. 1 Календарно-тематическое планирование – 3 год обучения

п/п
Содержание занятия Кол-во часов Дата проведения
Правила жизни в обществе – 28 часов
1 Здравствуйте все! 1 2-3 Будем беречь друг друга. 2 4-5 Умеем общаться. 2 6-7 Когда рядом много людей. 2 8 На прогулке 1 9 В магазине. 1 10 В больнице. Врач и пациент. 1 11 В общественном транспорте. 1 12 В театре, в кино. 1 13 В музее. 1 14 На концерте, на стадионе. 1 15-17 Путешествия. 3 18 В гостинице. 1 19-21 Национальный этикет. 3 22 У меня зазвонил телефон… 1 23 Пишем письма. 1 24-26 Интернет и Этикет. 3 27-28 Решение этикетных задач. 2 Дом и семья – 18 часов
29-31 Портрет семьи. 3 32-33 У себя дома, что хочу, то и ворочу? 2 34 За столом. 1 35-37 Семейные праздники. 3 38-39 Доброе имя семьи. 2 40 Добрые слова. Слова утешения. 1 41 Разговор с младшим как разговор сильного со слабым. 1 42 Как решать семейные проблемы. 1 43-44 Любим добрые поступки. 2 45-56 Домашние питомцы. 2 Гость – хозяину радость- 23 часа
47-48 Гостеприимство. 2 49-50 За столом с дедушкой Этикетом. 2 51-52 Мы идем в гости. 2 53 У нас сегодня праздник. 1 54-55 Приглашаем гостей. 2 56 У тебя в гостях друзья. 1 57 Прощание с гостем 1 58-59 Даты и торжества. 2 60-61 Поздравления. Приглашения. 2 62-63 О подарках. 2 64 Подарок другу. 1 65 Цветочный этикет. 1 66-67 О комплиментах. 2 68-69 Дама и кавалер. Потанцуем? 2 Итоговое занятие – 1 час
70 Что мы узнали и чему научились за год. 1 Календарно-тематическое планирование – 4 год обучения

п/п Содержание занятия Кол-во часов Дата по плану
Введение – 4 часа
1-2 Перелистывая страницы 3 класса 2 3-4 Из истории этикета. 2 Школьный и внешкольный этикет – 16 часов
5-6 Как себя вести 2 7 Речевой этикет в школе. 1 8 Опоздание на урок. 1 9 Как обратить на себя внимание на уроке. 1 10 Вход и выход в дверь. 1 11-13 Праздники в жизни человека 3 14-15 Поездка в гости и прием приезжих гостей. 2 16 Коллективная поездка. 1 17-18 Поведение за столом во время банкета. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд. 2 19-20 Об этикете на официальных мероприятиях. Приемы. 2 Правила общения. Культура внешнего вида – 33 часа
21-22 Оглянись внимательно вокруг. 2 23-24 Расскажи мне обо мне. 2 25-26 Присмотритесь друг к другу. 2 27-28 Что значит быть вежливым. 2 29-30 Твой стиль поведения. 2 31-32 Критика в общении и этикет. 2 33 Правила этикета при обращении. 1 34 Правила этикета при представлении. 1 35 Общение с незнакомыми людьми. 1 36 Церемонии. 1 37 Искусство ведения беседы. 1 38-39 Правила беседы. Разговор по телефону. Культура спора. 2 40 Когда какое слово молвить. 1 41 Приглашение к зеркалу. 1 42-43 Этикетные выражения, мимика и жесты при извинении и прощении 2 44 Дуэли и современные способы реакций на оскорбление. 1 45-46 Достижение успеха при публичном выступлении. 2 47 Как не прослыть неприятным человеком. 1 48 Деловая и светская беседа. 2 49-50 Культура здорового образа жизни 2 51-52 Хорошие и плохие привычки.
2 Семь наших «Я» - 16 часов
53-54 Я- личность 2 55-56 Об отношении к старшим и младшим 2 57-58 О дружбе и товариществе. 2 59-60 Честен тот, кто работает на совесть 2 61-62 Вежда или невежда. 2 63-64 Ответственное поведение 2 65-67 Загляни в мамины глаза 2 68-69 О дружбе мальчиков и девочек. 2 Итоговое занятие – 1 час
70 Храни достоинство свое повсюду, человек! 1 Литература
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
Ж. «Завуч начальной школы», № 5, 2004.
Интернет-ресурсы:
http://sob.znate.ru/docs/233/index-11941.html