Учитель XXI века: залог успешности


КОНКУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ НА КРАЕВОЙ ЭТАП
ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ -2016»
в номинации «Лучший учитель»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Пасько Т. Б,
Арзгирский район
Учитель XXI века: залог успешности
Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель.
А. Дистверг
«Здравствуй, любимая школа!» - каждый день произношу я эти слова. И осенью, когда кружат желтые листья, и зимой, когда земля покрыта белым снегом, и весной, когда воздух наполнен ароматами распускающейся листвы. Как хорошо прийти в школу раньше всех, подняться по лестнице на второй этаж и войти в хрупкую тишину коридоров, которую вот - вот нарушит звук звонка и топот бегущих детских ног.
Школа – это мир детства, мир радости, улыбок, смеха детей. А начальная школа – это особый мир, где трудно, но одновременно весело, интересно и радостно. Здесь каждый день не похож на предыдущий и я, учитель, с удовольствием окунаюсь в этот мир детства и познания.
Я учитель уже 24 года. Никогда передо мной не стоял вопрос: кем быть. Я точно знала: буду работать с детьми, потому что всегда считала, что профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человечества.
Каждый хоть раз в жизни задаёт себе вопрос: «Счастливый ли я человек?». Я с уверенностью могу ответить: да! Ведь у меня есть любимая профессия, ответственная, сложная, многогранная, яркая, творческая, благородная, эмоциональная, порой изматывающая. Моя профессия не из простых! Работая с детьми начальных классов, я всегда помню о том, что все мы «родом из детства», поэтому первое правило мое как учителя – не навредить этому хрупкому миру, который называется Детством.
Сейчас много говорят о том, что современный учитель должен обладать коммуникабельностью, креативностью, верой в каждого ребенка, педагогическим оптимизмом, способностью к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, учить ребенка умению анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, мыслить критически. Это и есть главные качества современного учителя, работающего в школе XXI века – в школе, где перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования в разных областях, в том числе и в научно-исследовательской деятельности. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
Принято считать, что учитель – это тот, кто учит. Но современный учитель не только учит детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Только с помощью моих учеников я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить, куда мне двигаться дальше, чему учиться. Дети умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто. Главное для меня – поддержать огонек желания ребёнка говорить о том, что он думает, что его волнует, радует или печалит. Учиться у своих воспитанников начинаю с предшкольной подготовки «Звонкие ладошки». Дети постепенно раскрываются передо мной в общении друг с другом, в игре, на развивающих занятиях. Дошколята - народ особый и сложный. Они чрезмерно энергичны и подвижны, быстро утомляются от однообразной деятельности. Очень непосредственны и наивны. И, надо признаться, учить их и учиться у них трудно, но интересно.
Быть одним целым – дети и учитель – это цель, наверное, каждого учителя. А добиться ее можно только кропотливым трудом. Это получится только у учителя, влюбленного в свою профессию. Если у учителя есть желание отдать, то у ученика обязательно появится желание получить. Когда эти два желания совпадают, получается прекрасный результат.
Психологи доказали научно, а учителя знают из своей повседневной практики, что легче усваиваются знания, вызывающие у детей положительные эмоции. Учение должно пробуждать чувство радости познания, радости успеха. Я стараюсь поддерживать ребёнка, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить даже за незначительный шаг вперёд, помочь каждому найти себя и не потеряться в этом мире. Моя цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личность, развить стремление и желание в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать результаты своего труда, свои поступки.
Урок я начинаю с улыбки, которая стала моим рабочим инструментом. Она, как говорил Экзюпери, объединяет. И это действительно так. Навстречу мне светятся доверчивые лица. Детская душа желает приобщиться к чуду. Моя же роль – помогать ученикам отыскивать эти чудеса на каждом уроке. Мы вместе с детьми дерзаем и творим, ищем ответы на волнующие нас вопросы, и я радуюсь тому, что мои питомцы не боятся их задавать. Ребята дарят мне минуты фантазии и воображения, вдохновения и творчества, а я с любовью всё принимаю. А каким должно быть при этом слово учителя? Конечно, непринуждённым, задушевным, утверждающим атмосферу доверия, чистосердечности, общности, иначе поиск чудес не состоится. Ведь «удивление рождает любопытство, любопытство – тропинка в любознательность, любознательность – дорога к знаниям». Никогда не забываю об этом.
«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха» - писал В. А. Сухомлинский. Я всегда в душе радуюсь, когда дети, слыша звонок в конце урока, восклицают: «Как? Уже закончился? Так быстро? » Значит, моим ученикам все было понятно, интересно, легко работать, хотя далеко не каждый урок можно назвать легким, ведь на каждом уроке дети делают маленькие или большие открытия. Значит, им было уютно на уроке, они довольны собой да и мной тоже. Значит, я не напрасно, готовясь к этим урокам, продумывала, как провести открытие новых знаний, какой материал отобрать для закрепления нового, как лучше использовать презентацию. Ведь современный учитель должен идти в ногу со временем, быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Уроки с применением мультимедиа и Интернет – ресурса повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, у детей появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.
Какие разные они, эти мои ученики! Каждый ребёнок – особый мир. Один - мечтатель, романтик. Другой – сухой прагматик. Третий увлечён техникой, четвёртый - компьютерами, пятый – спортом. А ведь они для меня – открытая книга, страницы которой я заполняю сама, чувствуя при этом большую ответственность! Я научила их писать, считать, мы вместе выучили таблицу умножения, изучили материки, океаны, моря и горы на карте полушарий, узнали правила русского языка. Дети растут у меня на глазах, я радуюсь любому их успеху, горда за каждое правильно сказанное ими слово, уважаю их ученический труд, их стремление к открытию новых знаний, потому что моё педагогическое кредо заключается в следующем: достижения моих учеников — моя цель, успехи детей — моя награда. Я помогаю детям пережить неудачи, ведь учитель XXI века это ещё и идеальный психолог, он идёт в ногу со временем, он - разносторонний человеком, не ограниченный только сферой своего предмета.
И дети мне благодарны за это! Я чувствую их любовь ко мне, их уважение. А еще я учу их быть мужественными, сильными, честными, беречь дружбу, близких людей, любить свой язык и свою страну.
Школа для меня - это единственное место, где я забываю о проблемах. Дети никогда не дают унывать. Глядя в пытливые глаза детей, ожидающих от тебя много нового и интересного, делающих каждый день новые открытия, ты полностью открываешься им, даришь свою улыбку, свои знания, свою доброту и полностью в них растворяешься. Вот за что я люблю свою профессию.
Я – учитель! Изо дня в день я смотрю в добрые и умные глаза моих учеников. Что я хочу увидеть в них? Я хочу прочитать в их глазах: «Я верю тебе! Мне спокойно с тобой!». Мне хочется, чтобы дети воспринимали меня не только как учителя, но и как соратника, друга. Думаю, если я добьюсь этого, то могу по праву считаться мастером своего дела.
Я – успешный человек! Главные условия для моей успешной работы - не бояться брать на себя ответственность, быть постоянно в поиске, находить решения, дающие наилучший результат. Для меня успешность это – 
Уважение
                        Сотрудничество
                        Патриотизм
                        Единство
                        Школьный дух
                        Настойчивость
                        Отзывчивость
                        Справедливость
                        Творчество
                        ТолерантностЬ. 
Из этих составляющих складывается формула моего успеха.
Я – счастливый человек! Мне позволено судьбой, быть рядом с нашим будущим – с нашими детьми! И мои ученики испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают себя личностями.
Я – любящий человек! У меня прекрасная миссия – дарить свою любовь детям, которую я с большим удовольствием воплощаю в жизнь, одновременно воспитывая в своих детях это чувство.
Говорят, что рецептов счастья нет. А я знаю такой «рецепт». Знаю, потому что счастлива сама. Каждое утро я с радостью иду в свой класс, а вечером с радостью возвращаюсь в свою семью. Так пусть же и мои воспитанники торопятся в школу в ожидании чуда. Мне очень важно оправдать их доверие, поддержать, согревая заботой.
Пройдет время, дети вырастут, разлетятся в разные уголки нашей необъятной Родины. Но где бы они ни были - они будут любить эту огромную землю, которая называется Россией. И так же, как я, когда-нибудь пройдут по родному селу, зайдут в свою школу и скажут: «Здравствуй, моя любимая школа! Здравствуй, мой любимый класс!»