Презентация занятия с родителями на тему Детская ложь


 «Детская ложь»Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Новочебоксарск Когда мы сами последний раз врали? Чем плохо вранье? Вранье для ребенка – инструмент, при помощи которого он пытается что-то изменить. Не всегда легко догадаться, что именно. Но важно знать: у детского вранья всегда есть причины, и именно они должны нас интересовать. Что ему мешает? Где ему больно, что давит, что жмет? Что не устраивает в нашей общей жизни? Побудители лжиЧаще всего дети лгут о том, как обстоят дела в школе, и причины лжи следующие: родители не поддерживают с учителями тесных контактов и не всегда могут установить, говорит ли их ребенок правду.Слишком много наказаний и выговоров, даже за пустяковые оплошности и неудачи Чрезмерный контроль, родители пристально следят за детьми и всегда желают знать, что те делаютДети говорят неправду, потому что хотят добиться некоторой личной свободыЛожь, связанная с наркотиками, сексом и с другими запретными вещами Виды лжиЛожь во избежание наказания.Защита своей приватности.Ложь с целью защиты товарищей.Ложь во избежание унижения и стыда.Ложь с целью повышения своего социального статуса.Желание не создавать неловкой ситуации.«Оправданная» ложь. Проверим себя: «В чем причина обмана?»Учитель спрашивает: «Это твой друг сломал школьный магнитофон?» Ребенок знает, что это сделал именно он, но лжет.Ребенок заигрался на улице и пришёл домой на час позже назначенного времени. Дома его встретили разгневанные родители. Которые вот-вот накажут. И снова ложь. Проверим себя: «В чем причина обмана?»В одном классе ребята увлекались собиранием марок. Ребята соревновались между собой. У кого марок больше - с тем и играли. У Коли марок не было и с ним никто не общался. Тогда Коля сказал ребятам: «У меня дома много марок, они все красивые и разные». Ребята заинтересовались, стали подходить к Коле, играть с ним. Проверим себя: «В чем причина обмана?»На улице играли два мальчика. Старший отнял у младшего игрушку. Младший заплакал. К мальчикам подбежала мама и спросила старшего: «Не ты ли взял игрушку?» Старший знал, что стыдно отнимать у младших игрушки, он боялся, что мама унизит его перед младшим и сказал: «Нет». Проверим себя: «В чем причина обмана?»Мама на день рождения подарила сыну игрушку. Но игрушка ему не понравилась. Ребенок взял подарок и поблагодарил маму.Друг списал контрольную на «5». Ребенку известно об этом. Учитель спрашивает: «Твой друг сам написал контрольную или списал?» Ответ: «Сам написал». Проверим себя: «В чем причина обмана?»Мальчик сломал отцовские часы. Он знает, что за поломку его накажут. Когда отец спросил: «Не ты ли сломал часы?», Ребенок ответил: «Нет!»Ученик в школе учишься очень плохо. Он познакомился с новым, незнающим его человеком, который спросил: «Как ты учишься?». Ответ был таков: «Учусь хорошо» Проверим себя: «В чем причина обмана?»Ребенок дома один, а к двери подходит незнакомый человек. Он спрашивает: «Дома ли родители?» Ребенок отвечает: «Да, родители дома, но они прилегли отдохнуть, зайдите в другой раз»Саша прогулял занятия в школе, т. к. не выполнил домашнего задания. Он знал, что стыдно так делать, но остался дома. Родители в этот день пришли раньше обычного времени и спросили Сашу: «Почему ты не в школе?» Саше было очень стыдно, и он сказал: «Занятия в школе кончились раньше времени.» Проверим себя: «В чем причина обмана?»Однажды ученик после болезни пришёл в школу и сразу направился в живой уголок. Там жила морская свинка, за которой мальчик ухаживал до болезни. В клетке свинки не было. За день до прихода свинка умерла. Мальчик спросил у учителя: «Свинка убежала?» Учитель ответил: «Нет, она болеет. Я взял на две недели её домой. Когда поправится, принесу обратно.» Через две недели учитель купил такую же свинку на рынке и принёс в живой уголок. Мальчик ничего не заподозрил. Проверим себя: «В чем причина обмана?»Мальчик рассказывает с подробностями как вчера ночью наблюдал высадку инопланетян с летающей тарелки.Ребенок исправляет в дневнике оценку, превращает «3» в «5». Ребенок-лидер в коллективе рассказывает друзьям о несуществующих на самом деле влиятельных родственниках. Хвалится их возможностями. Как распознать детское враньёРебенок может в разговоре повторять за вами последнюю фразу, чтобы выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ. У него меняется выражение лица, или появляются непроизвольные жесты, например, почесывание носа или брови.  Как распознать детское враньёПоскольку ребенок сознает, что поступает неправильно, то может говорить неправду более тихим голосом, или у него меняется тон или темп речи. Ребенок может пытаться скрыть неправду за пустой болтовней. И если ваш ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана. Если вы столкнулись с детской ложью, необходимо:Понять возможную причину лжи и проанализировать ееОтветить на вопрос: ребенок солгал безвинно или преднамеренно?А если преднамеренно, то почему?В чем виноваты Вы? У Вас завышенные требования к ребенку или он Вам лишь только подражает? Задумайтесь:Не спровоцировали сами Вы обман соблазнами или вопросами-ловушками?Кто пострадал от лжи: Вы, Ваш ребенок или посторонний?Чем может отозваться ложь в дальнейшим: какой-то следовой реакцией или исчезнет раз и навсегда?Что закодировано в ней? Какую информацию предоставляет Вам ложь? Взгляните на себя со стороны и трезво оцените ситуацию.Не чувствует ли Ваш ребенок себя отверженным в семье?Не сравниваете ли Вы его с другими детьми в семье, высказывая недовольство и вызывая ревность и соперничество?Не занижаете ли вы его самооценку? Не опекаете ли Вы излишне ребенка?Не подражает ли ребенок так своим ровесникам и сверстникам?И не копирует ли он Вас, являясь неожиданным свидетелям того, как Вы «манипулируете» ложью, считая ее сущим пустяком?Не вызываете ли Вы в нем враждебность своими наказаниями «за дело» или с целью «профилактики»? Как только Вам покажется, что Вы нашли возможную причину лжи, старайтесь действовать и помогать ребенку. Тактика поведения родителейЕсли ребенок сам сознается во лжи, ни в коем случае не надо наказывать его, скорее одобрите, чтоб он поверил в собственные силы: раз мог сознаться, что сказал неправду, значит – честный и больше не обманет никого.Старайтесь поощрять как можно чаще искренность ребенка. Его забавы не должны быть связанны с обманом Тактика поведения родителейЕсли ребенок не хочет сознаваться, не заставляйте его это делать, а лучше расскажите ему сказку или придумайте историю о том, к чему приводит ложь и сколько доставляет неприятностей.Учите говорить его любую правду. Пусть он поймет: лучше, чтобы была «невежливая» правда, чем «вежливая» ложь. Если ложь заслуживает наказания:Избегайте применять физическое наказаниеОтделяйте наказание за ложь (попытку скрыть поступок) от наказания за проступок, скрываемый ложьюПодчеркивайте, какое значение может иметь поступок ребенка для окружающих.Наказание должно быть соразмерно поступку.Не наказывайте ребенка, если он сам сознался во лжи, дал оценку собственному поступку Если после многократных поучений , наказаний и вашей внутренней работы ребенок продолжает врать, в этом случае нужна консультация специалиста Ситуация для закрепления: Обязательно сделай уроки по математике, Барт, - предупреждает мама перед уходом на работу, - а после этого можешь пойти в кино. Ближайший сеанс трехмерного «Аватара» начинается через пятнадцать минут. Барт сует ноги в расшнурованные кроссовки и устремляется к дверям. На бегу отвечает на мамин телефонный звонок, на вопрос об уроках уверенно отвечает «сделал!» и уже заносит ногу над порогом, как его тормозит тревожная мысль. Тетрадь по математике! В ней ведь записаны задачи, которые надо бы решить. Если мама, придя домой, полистает тетрадь, она обнаружит неприятную пустоту на месте домашнего задания. Барт, не разуваясь, добегает до своей комнаты, достает тетрадь из портфеля и прячет под диванную подушку. Вот, теперь хорошо. Дверь захлопнулась, и Барт готов к встрече с героями «Аватара». Кроссовки шнуруются в лифте.  Вечером папа Барта ложится с газетой на тот же диван. Его внимание привлекает бумажный уголок, выглядывающий из-под подушки. Что это, сынок, спрашивает папа, вытягивая из дивана тетрадь по математике для пятого класса. А, это, тут, отворачивается вернувшийся из кинотеатра Барт.И если бы это был первый раз, когда Барт соврал по поводу несделанных уроков. Или хотя бы второй... Возмущенный папа, обиженная мама, угрюмо сопящий сын. Настроение испорчено у всех, но по разным причинам: маму с папой печалит, что Барт им наврал, а его самого огорчает, что он попался. Из родительского возмущения по поводу невовремя найденной тетради по математике нормальный ребенок делает вывод: плохо спрятал тетрадь, в следующий раз спрячу лучше. Не нашли бы тетрадь – сходил бы в кино, вечером спокойно положил тетрадь в портфель, а завтра, возможно, математичка и не спросит. А теперь папа стоит напротив, потрясает тетрадью и говорит, что врать нехорошо.  Из опыта детей - Когда я вру, мы обсуждаем с папой и мамой то, чего не было. Они дают советы, которые мне не помогут, потому что на самом деле в моей жизни все не так, и думают обо мне мысли, которые получаются не обо мне, потому что обо мне родители ничего не знают. Поэтому мы просто теряем время. А лучше его не терять. Когда мы врем - мы просто теряем время. А лучше его не терять. Отрывок из стихотворения А. Дементьева «ЛОЖЬ» Я ненавижу в людях ложь.Она порой бывает разной,Весьма искусной или праздной,И неожиданной, как нож, Я ненавижу в людях ложь.От лжи к предательству пол шага.Когда-то все решала шпага,Но это стиль для нас негожь. Я ненавижу в людях ложь, Я не приемлю объяснений,Ведь человек, как дождь весенний,А как он чист, весенний дождь.