Профилактическая беседа с обучающимися.


Беседа на тему «Правила жизни честного человека»
Цели:
– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;– учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях, оценивать позитивные качества честности;– развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Результаты:
Личностные:– развитие этических качеств личности: честности, доброжелательности, дружбы, эмоционально-нравственной отзывчивости;– формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир.
Предметные: становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности.
– Метапредметные:– формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;– формирование готовности слушать собеседника и вести диалог.
Ресурсы: карточки с синонимами и антонимами к слову “честность”, плакат “Честность и порядочность”, листы с заданиями для индивидуальной работы.– Ребята, дайте определение понятию “дружба”.
Дружба – одна из высших нравственных ценностей.
Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.
– Дайте определение понятию “порядочность”.
Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим (низким) поступкам.
– Какое творческое задание вы получили к этому уроку?
Индивидуальное задание учащимся – придумать эссе на тему “Мой друг”.
– Подведём итог. Какие качества помогают дружбе?
Дружбе помогают бескорыстие, доверие, интерес, искренность, милосердие, надёжность, равноправие, свобода, симпатия, честность. (Слайд 5)
– Сегодня я хочу обратить особое внимание только на 2 качества, которые помогают дружбе. Это честность и искренность. Тема нашей беседы “Честность и искренность”. 
Давайте, определим, кого учащиеся считают честным человеком.2) Узнаем, всегда ли одноклассники говорят правду.3) Выясним, какие чувства испытывают ребята, если им приходится кому-нибудь солгать.4) Выясним, какие чувства испытывают ребята, когда их кто-нибудь обманывает.5) Узнаем, хотят ли твои одноклассники поговорить о честности. их волнует.
Поэтому сегодня, мы постараемся понять, что обозначает слово “честность”, будем учиться оценивать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях. Также нам надо разобраться, зачем людям нужна честность.
5. Работа над темой.– Как вы считаете, что такое честность?
(Ответы учащихся.)
– Прочитаем, что же обозначат слово “честность”. 
Честность – это искренность, добросовестность, безупречность. Честность подразумевает в отношениях с другими людьми прямоту и правдивость, надёжность в исполнении обещаний, отрицание обмана и воровства, честное поведение.
1) Что обозначает слово “честность”?2) Что честность подразумевает в отношениях с другими людьми?3) Что отрицает честность?
– Обратите внимание, что составной частью честности является искренность.– Прочитайте, что обозначает слово “искренность”. 
Искренность проявляется в отсутствии противоречий между чувствами, намерениями человека и его действиями.
– Искренность – очень важное качество. Оказывается, искренность приносит людям здоровье. Это явление один учёный объяснил так: “Если человек обнимает меня искренне, он даёт мне свою безусловную любовь, значит, с ним я нахожусь в состоянии безопасности…”– Бывают искренние объятия, искренние рукопожатия, искренние улыбки.– Я хочу, чтобы вы сейчас подарили друг другу искренние улыбки, которые поднимут вам настроение, значит, принесут здоровье.
6. Работа над фразеологическим оборотом “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”.
– О честности люди задумывались всегда. У многих народов в давние времена были свои правила и обычаи, по которым определяли честность, правду и ложь.– Рассказ подготовленного ученика. 
В Древней Руси существовал довольно жестокий обычай определять честность, правду и ложь. Человека, заподозренного в плохом поступке, испытывали водой. Вода считалась стихией чистой, священной, потому и её суд считали справедливым и объективным. Для этого обвиняемого вели к реке и бросали в воду. Если несчастный начинал тонуть, то признавалось, что его напрасно обвинили, он не виновен. Если же всплывал, то считалось, что вода не принимает подозреваемого, он виновен. Так и появился фразеологический оборот “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”, т.е. узнать, виновен или нет.
Проверка восприятия.
– Что обозначает фразеологический оборот “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”?
7. Выражения со словом “ЧЕСТНОСТЬ”.
– Со словом “честность” существуют выражения, которые мы часто используем в жизни. Сейчас мы с ними познакомимся.
– Как вы понимаете выражение “ЧЕСТНО ИСПОЛНЯТЬ СВОЙ ДОЛГ”?
Всегда добросовестно выполнять свои обязанности. Например, хорошо учиться в школе.
– Подберите синоним к слову долг.
Беседа о том, как люди разных профессий исполняют свой долг.
– В народе есть выражение “ОН ПРИНЯЛ ЧЕСТНУЮ СМЕРТЬ”.Когда так говорят?
(Ответы учащихся.)
Честная смерть – это смерть доблестная, благородная. Отдал свою жизнь за Родину – погиб, исполняя свой долг.
– Выражение “ДАЮ ЧЕСТНОЕ СЛОВО” довольно распространённое. Очень часто люди с лёгкостью дают честное слово и тут же о нём забывают.
В давние времена особенно крепким считалось честное купеческое слово.
Рассказ воспитателя:
В 18–19 веках купцы, заключая договоры, не составляли письменных документов и не ставили печатей. Их честное слово было надёжней любого документа с печатью. Считалось, что нарушить слово, поступить нечестно и непорядочно – значит навсегда испортить свою репутацию, утратить хорошее мнение и добрую славу о себе. Человеку с испорченной репутацией никто и никогда больше не поверит.
– Конечно, было бы хорошо, чтобы во все времена и взрослые и дети умели держать слово.
8. Физкультминутка. Игра “ЧЕСТНО – НЕЧЕСТНО”. 
– Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.– Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо утвердительно покачать головой, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.– Честно ли бросать друга в беде? – Честно ли признавать свою вину?– Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?– Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?– Честно ли без спроса брать чужие вещи? – Честно ли пользоваться подсказками?– Честно ли после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?– Честно ли подсказывать другу на уроке?– Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?– Немного отдохнули, садитесь.
9. Анализ ситуаций.
– Иногда люди попадают в такие ситуации, когда трудно сделать правильный выбор.
Подумайте и скажите, как бы вы поступили в следующей ситуации.
– Представьте, что вы нашли на улице кошелёк. Как вы поступите в этом случае?
(Ответы учащихся.)
Честный человек никогда не берёт чужого.
Представьте, что ваш лучший друг кого-то обманул, а вы были свидетелем обмана. Что вы будете делать?– Промолчите.– Поссоритесь.– Поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.
(Ответы учащихся.)– Сформулируем третье правило честного человека. 
Честный человек не боится сказать правду.
– Сегодня во время нашей беседы, мы составили несколько правил честного человека, а народ составил таких правил очень много. Прочитать некоторые из них мы сможем, если нам удастся составить пословицы.
10. Пословицы о честности. Работа в парах.
– Перед вами пословицы о честности, но чтобы прочитать их, надо правильно соединить левую и правую части каждой пословицы.
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.Как бы ни пряталась ложь, правда ее отыщет.Ложь до добра не доведет.Маленькая ложь за собой большую ведёт.Ложь дружбу губит.
(Учащиеся читают пословицы и объясняют их смысл.)
11. Подбор синонимов и антонимов к слову “ЧЕСТНОСТЬ”.
– Сегодня на протяжении всего урока мы говорили о честности. Я хочу проверить, как вы поняли, что обозначает слово “честность”.
– Назовите антонимы к слову “честность”.
Подлость, хитрость, бесчестность, жульничество, мошенничество.
– А какие качества надо воспитывать в себе всю жизнь? 
Обучающиеся называют синонимы к слову “честность”.
Искренность, правдивость, добросовестность, безупречность, надёжность.
– А ещё я хочу добавить, что необходимо научиться быть честным самим с собой, уметь смотреть правде в глаза и бороться со своими недостатками.
12. Высказывание Н.Г. Чернышевского о честности. 
– Русский писатель, учёный и философ Николай Гаврилович Чернышевский о честности сказал так: “Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни”. – Попадая в какую-либо ситуацию, человек стоит перед выбором, как поступить, а выбор этот не всегда легко сделать.– Можно ли сказать, что честность – это проявление смелости?
(Ответы учащихся.)
– Давайте послушаем об этом стихотворение.
13. Стихотворение Андрея Ковтуна о честности.
Вкус у неё совсем не сладкий,Скорее горький, будто дым,Но честность не растят на грядке,Чтоб пожинать её плоды.
Не обещая мзды за верность,Она нам приговор несёт:Не оскверняться там, где скверна,И не сгибаться там, где гнёт.
Она всегда неприручима,Её колючие углыНе чтут ни имени, ни чинаИ разрывают все чехлы.
Она из тех лишь измерений,Где только “да” и только “нет”,И слов не ищут безразмерныхНа промежуточный ответ.
14. Подведение итогов.
– Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: “Зачем людям нужна честность?”. (Ответы детей.)
Честность обеспечивает понимание со стороны окружающих.
Честность помогает добиться торжества справедливости.
Честность вызывает уважение, задаёт направление развитию человека.
– Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что наша страна очень нуждается в честных, порядочных людях. Так давайте становиться лучше, чище, давайте дарить окружающим нам людям тепло наших сердец, заботу и любовь.
На следующей нашей беседе мы продолжим разговор о честности и постараемся разобраться, всегда ли надо говорить правду.
Поэтому сегодня, мы постараемся понять, что обозначает слово “честность”, будем учиться оценивать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях. Также нам надо разобраться, зачем людям нужна честность.

Беседа на тему «Гражданская оборона».
Цель: формирование у учащихся понятия «Гражданская Оборона»;
формирование у учащихся навыков безопасного поведения в
чрезвычайных жизненных ситуациях.
Ход беседы
I. Приветствие. Вводная часть.Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости!
Мы собрались здесь не случайно. Сегодняшний клубный час посвящен Гражданской обороне.
Ежегодно 1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны.
А что же такое «Гражданская оборона»?
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.
В России государственная организация защиты населения берет свое начало в 1932 г., когда было утверждено положение о местной противовоздушной обороне.
В 1991 г. войска ГО вошли в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который в 1994 г. был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Ежегодно в организациях проводятся дни ГО.
«Предупредить, научить, помочь» - этот девиз стал главным при проведении Дня гражданской обороны.
II. Основная часть.
Сейчас мы с вами совершим интересное и увлекательное путешествие по станциям в мир безопасной жизнедеятельности. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, стали иными правила безопасной жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.
«При пожаре, как один, набираем 01».
Все вы знаете о том, что миллионы лет назад люди научились добывать огонь. На протяжении всей истории он был спутником человека и верно служил ему. Огонь с нами всегда: и в праздники, и в будни, он согревает и кормит нас. В руках, при условии соблюдения пожарной безопасности, он послушен. Но если дать ему волю, то добрый огонь тут же становится злым. По причине неосторожного обращения с огнем исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творения культуры, несметные сокровища, созданные людьми. Пожар, как правило, не случайность, а результат легкомыслия и беспечности человека. Но чтобы его не бояться, нужно обязательно дружить с ним и использовать для своего блага, тогда дружба с огнем будет приносить только радость. А знакомы ли вы с огнем, мы сейчас узнаем!
Перед вами - пять загадок. Но, прежде чем ответить, хорошенько подумайте!
Я мала, да зла, чуть-чуть свечу,
Иногда так упаду, что много горя приношу.
(Искра)
Кто меня не бережется, очень скоро обожжется.
(Огонь)
Схоронилось солнышко
В маковое зернышко.
Пробежит по земле –
Вспыхнет весело во мгле.
(Спичка)
Черный дым валит в окно – очень страшное оно,
от неправильного действия случается это бедствие.
(Пожар)
С огнем бороться мы должны,
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
(Пожарные)
Викторина.
- Что такое чрезвычайная ситуация? (Опасность, угрожающая сразу многим людям).
- Кто такие спасатели? (Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные события).
- Если ты в квартире один и начался пожар, что следует делать? (Если огонь небольшой, можно попробовать сразу затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылить кастрюлю воды. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место и только после этого звони в пожарную охрану по телефону «01» или попроси об этот соседей. Если не можешь убегать из горящей квартиры, сразу звони «01», сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма.
Ожидая приезда пожарных – не открывай окна, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут).- Ты один дома, смотришь любимую телепередачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать? (Отключить ток, накинуть на телевизор плотную ткань, позвонить по телефону «01», покинуть помещение).
- Как уберечь себя от поражения электрическим током? (Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу, не пользоваться неисправными электроприборами, не прикасаться к электроприборам мокрыми руками, не играть вблизи электроподстанций, на чердаках или подвалах около электрощитов, не прикасаться (а в сырую погоду не подходить ближе чем на 5 метров) к упавшим на землю проводам под напряжение
«Тише едешь – дальше будешь».
Везде и всюду правила, их надо знать всегда,
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот,
Свои имеют правила шофер и пешеход.
По городу, по улице не ходят просто так:
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
Все время будь внимателен и помни наперед.
Свои имеют правила шофер и пешеход.
Ребята! Вы знаете, что по городским улицам движется огромное количество машин. Для пешеходов отведены специальные места, где они могут свободно передвигаться.
А как вы владеете знаниями по правилам дорожного движения, мы сейчас узнаем! А поможет нам в этом викторина:
Как помогает пешеходам и машинам светофор? (Он показывает, когда можно переходить дорогу пешеходам или ехать машинам, а когда ждать?)
Что означаю красный, желтый и зеленый цвет светофора? (Если горит красный сигнал светофора – переходить улицу нельзя, желтый сигнал предупреждает о том, чтобы вы готовились к переходу. Когда загорается зеленый свет – путь открыт и вы можете идти).
Когда человек становится пешеходом? (как только выходит на улицу и взрослый, и ребенок сразу же становится пешеходом).
Кто является участниками движения? (Пешеходы и водители являются участниками движения. От их поведения на дороге зависит наша жизнь.)Какие последствия влечет за собой нарушение правил дорожного движения? (Те, кто нарушают правила дорожного движения, представляют опасность на улицах города, создают аварийные ситуации, из-за которых случаются несчастные случаи, влекущие за собой смерть людей. Знания правил позволяют избежать аварий, травм и гибели людей. Поэтому, очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок хорошо знал правила дорожного движения).Загадки:
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет…
(Пешеходный переход)
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете…
В этом месте ходят…
(Дети)
Тянется нитка, среди нив петляя,
Лесом, перелесками
Без конца и края.
Ни ее порвать,
Ни в клубок смотать.
(Дорога)
Что за новый желтый дом!
Ребятишек много в нем…
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Место это – не секрет,
Сам ты дашь сейчас ответ.
Коли ехать нам куда.
Быстро путь найдем сюда.
(Остановка)
III. Заключительная часть.
Дорогие ребята! Вы показали сегодня прекрасные результаты на всех этапах и я надеюсь, что вы будете соблюдать и применять все знания по безопасной жизнедеятельности, беречь свое здоровье, потому что оно бесценно, как и вся наша жизнь!

Урок добра на тему «Дорогие мои, старики»
Беседа к Дню пожилого человекаЦели:
воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;
прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;
Воспитатель:
1 октября - Международный день пожилых людей - относительно новый праздник. Он возник в конце XX века. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Скандинавских странах Европы, затем в Америке, а с конца 80-х годов - во всем мире.  Окончательно Международный день пожилых людей был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, а в Российской Федерации - в 1992 году. И теперь ежегодно, в золотую осеннюю пору мы чествуем тех, кого мы уважаем и любим. Давайте, послушаем вот такое стихотворение;
Люди пожилые, Сердцем молодые, Сколько повидали Вы путей, дорог. Горячо любили И детей растили, И надеждой жили: 
Меньше бы тревог! Люди пожилые, Матушка Россия Вас не баловала Легкою судьбой. Дай вам Бог покоя, Чтобы над рекою Солнце озаряло Купол голубой.Люди  пожилыеВы во всем такие: Отдаете душу, Опыт и любовь Дорогому дому, Миру молодому И всему, что сердце Вспоминает вновь.Люди пожилые, Пусть года былые Будут вам опорой, Дети — все поймут. И поклон вам низкий От родных и близких И от всей Отчизны За бесценный труд!
Воспитатель
День пожилого человека для россиян особый праздник.  С детства впитываем мы от людей старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Из бабушкиных сказок, из рассказов деда рождается наша первая любовь к родной земле и её жителям. Никогда не забудем мы того, что сделано руками людей старшего поколения. Они возводили фабрики и заводы, воевали на фронтах, добросовестно трудились в мирное время, воспитывали нас, своих детей и внуков.     Время не стоит на месте. Всё быстрее ритм нашей жизни, всё больше с годами волнений, неотложных дел… Но забота о наших стариках, пожилых людях – то, о чём нельзя забывать ни на минуту. Поддержать, обустроить быт, оказать реальную помощь – вот одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Но и это лишь небольшая частичка нашего неоплатного долга перед людьми старшего поколения.Большое складывается из мелочей. Уступить место в автобусе, помочь перейти через дорогу, выразить простое человеческое внимание – и разглаживаются морщинки у глаз, светлее становится взгляд, теплее на сердце пожилого человека. Они помогают нам и тогда, когда мы становимся взрослыми. В их добрых и сильных сердцах черпаем мы поддержку и понимание, терпение и любовь, энергию и вдохновение. Огромное  спасибо им  за  это!
А давайте попробуем предположить, почему же День пожилого человека отмечается в октябре. Какие будут версии?
Осень! Тихо шелестят листья за окнами, природа приходит в состояние умиротворенности и покоя. Наверное, не случайно праздник пришелся на такое время – пик золотой осени. Возраст зрелых, мудрых людей часто называют осенью жизни Ведь в жизни людей наступает пора, когда бурные годы весны, молодости остались чуть позади. Она красивая и величавая, мудрая и спокойная. В толковом словаре написано: «Пожилой – начинающий стареть…» Только начинающий! Один мудрец сказал: «Молодость подобна жаворонку, который имеет свои утренние песни. Старость подобна соловью, у неё свои вечерние песни». Поэтому каждый возраст хорош по-своему.
Меняет цвет природа,  Меняется погода,  И солнцу золотому   Идут дожди вослед,  А за теплом - ненастье,   За горем будет счастье,   И молодость на старость  Меняет человек.   Так жизнь идет по кругу,   Года спешат друг к другу,  Но радостью, надеждой  Наполнен год и век. 
Воспитатель
Мы живём с вами в веке технического прогресса. Люди увлечены своей карьерой, стремятся заработать побольше денег и стать успешными в этой жизни. Мы стремимся идти в ногу со временем, следим за развитием современных технологий, и в этой гонке не всегда успеваем обратить своё внимание на тех, кто рядом и, возможно, нуждается в нашей помощи.
Берегите старых людейДля веселых весенних ветвейКорни более чем родня...Берегите старых людейОт обид,Холодов,Огня.За спиной у них —Гул атак,Годы тяжких трудовИ битв...Но у старости —Ломок шагИ неровен дыханья ритм.Но у старости —Силы не те.Дней непрожитыхМал запас...Берегите старых людей,Без которых не было б вас!Л. Татьяничева. 1963
Беседа на тему: «Величие человека в труде».
Задачи:
Развитие творческих способностей учащихся, формировать умение трудиться.
Воспитывать у учащихся трудолюбие, бережливость, разумные потребности. Воспитывать положительное отношение к труду, к людям труда.
Ход беседы.
1.Психологический настрой.
- Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В путешествие отправимся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти нелегко.
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
2. Вступительная беседа.
- Сегодня мы с вами поговорим о труде взрослых и ребят. Давайте себе представим жизнь без работы: и дома и в школе никто ничего не делает, все отдыхают на заводах и фабриках, в магазинах, в больницах, в школах. Что было бы, например, если бы отдыхал электрик?
Учащиеся: Некому было бы чинить электрический свет, некому будет лечить больных, учить детей.
- Правильно, ребята. Человек рождается для того, чтобы жить и трудиться. Недаром говорят: «Человек трудом славен». На земле очень много разных профессий. И каждой профессии надо учиться. «С мастерством люди не родятся, а добрым ремеслом гордятся».
«Жизнь – это труд».
Стихотворение на тему
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом
И не свалилось с неба.
За всё, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.
- Как вы понимаете последние строчки стихотворения?
Когда вы подрастёте, окончите школу, вы тоже будете трудиться.
- А кем бы вы хотели стать? ( учащиеся называют свои любимые профессии)
Уже сейчас многие дети любят труд и успешно трудятся.
Н. Беликов «Пенал».
Вот Саша с гордостью достал
Из новой сумки свой пенал.
В нём ручки и карандаши… .Рисуй, что хочешь и пиши.
Пенал неважный, спрячь скорей! –
Заметил кто-то из друзей.
- Он, верно, очень дорогой!» -
С усмешкой говорит другой.
Но Саша, глядя на пенал,
Своим товарищам сказал:
- Пускай не нравится он вам
Зато его я сделал сам!
Воспитатель: Счастлив тот, кто своим трудом радует других. А вот лентяев нужно воспитывать.
- Какие пословицы о труде вы знаете?
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Терпение и труд – всё перетрут.
Больше дела – меньше слов.
Муравей не велик, а горы копает.
Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.
На необработанной земле лишь бурьян растёт.
Кто работы не боится, у того она и спорится.
Воспитатель: Каждый человек должен сам видеть, где нужна его помощь.
Стихотворение А. Барто «Хромая табуретка».
Она лежит трёхногая,
В кухне на боку,
Испытала многое
На своём веку.
Давно ей кто-то грудь прожёг,
На ней забыли утюжок,
Потом котята лапами
Её скребли, царапали.
Андрюша зиму целую
Твердил: «Я завтра сделаю
Для табуретки ножки»,-
Однако зиму целую
Она лежала в лёжку,
Будто понимая, что она хромая.
Пообещал купить гвоздей
Сосед однажды летом,
Но (понадейся на людей)
Сосед забыл об этом.
Всё в порядок привести
Пообещал Володенька.
Но парню нужно подрасти –
Пока ему три годика.
У Пети в школьной мастерской
Все инструменты под рукой.
Но табурет не в плане.
А если он не в плане-
Пускай лежит в чулане!
К вам обращаюсь, детвора,
Возьмите на заметку:
Поставить на ноги пора
Хромую табуретку
Прошу тебя, читатель мой,
Ты не оставь её хромой!
Итог беседы.
- Что даёт человеку труд?
- Как бороться с ленью?
- Чем вы дома помогаете родителям?
Беседа на тему "Жизнь дана на добрые дела»
Цель: развитие духовно-нравственной основы личности обучающихся.
Задачи:
образовательная: формировать умение анализировать прочитанное, выявлять сходство и различие героев, делать выводы
развивающая: создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого обучающегося
воспитывающая: способствовать формированию духовно-нравственной позиции школьников
здоровьесберегающая: способствовать сохранению здоровья ребёнка через проведение физкультурной паузы, соблюдение правил посадки
Оборудование: наглядный и раздаточный материал, магнитофон.
Ход беседы
1. Организационный момент
- Придумано кем-то, просто и мудро, При встрече здороваться: "Доброе утро!" - Доброе утро солнцу и птицам! - Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера.
- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего занятия.
2. Вводная беседа.
- Ребята, тема нашей беседы звучит так: " Жизнь дана на добрые дела" 
- Как вы понимаете эту пословицу? О чем мы сегодня будем говорить?
- Мы будем говорить о том, как нужно жить, какие нужно совершать поступки.
- Мы подумаем, порассуждаем и решим, что для каждого из нас значит слово - " жить". Это трудный вопрос. А поможет нам найти на него ответ сказка. Сказка необычная - сказка-притча.
- Как вы понимаете, что значит притча? Где можно найти толкование этого слова?
- Притча - правдивая поучительная история, в которой заключена жизненная мудрость.
- Готовы ли вы начать размышлять о том, что же значит - жить?-
3. Чтение притчи. 
- Скольким людям раздал Господь чаши? 
- Чем они были наполнены?
- Что вас удивило, когда слушали притчу?
- Люди к Божьему дару отнеслись по-разному.
- О чем заставила задуматься сказка?
- Как надо поступать, как надо жить.
4. Чтение про себя.
- Найдите в тексте слова, как каждый человек распорядился своей чашей и что ответил на это Господь.
5. Обсуждение притчи.
а) - Как поступил со своей чашей первый человек?
- Он её спрятал.
- Почему?
- Чтобы не потерять ни одной капли, так как содержимое было бесценно.
- Что ответил ему Господь?
- Всю жизнь ты прожил без любви. Что с того, что чаша твоя полна, если ты не смог подарить никому и капли любви.
Итак: без чего человек прожил жизнь?
- Без любви.
б) - Как поступил со своей чашей второй человек?
- Он показывал её всем, хвалился.
- Что ответил ему Господь? (прочитать).
(Многим ты похвалялся своей любовью, многие хотели увидеть твою чашу. Всем без разбора ты показывал свою чашу, а люди, посмотрев, как ты не ценишь её, тоже отнеслись к ней небрежно. Насмотревшись, они оставляли в ней сор).Итак: содержимое чаши было бесценно, а человек этого не ценил. (под второй фигурой появляется табличка " не ценил любовь"),
в) Что сделал 3 человек со своей чашей? (прочитать)
- Он весело и беспечно нес свою чашу по жизни, разбрызгивая ее содержимое.
- И что ответил Господь ему? (Что же с того, что чаша твоя пуста? Ты расплескал её до дна, даже не замечая куда летят капли.)
Итак: человек расплескал все до дна, и чаша оказалась пустой.(под третьей фигурой появляется табличка "растерял любовь"),
г) Как четвёртый человек поступил со своей чашей?
- Он давал напиться из неё только тем людям, которые ему были нужны, да и то, сожалея об этом.
- Вспомните, как называется человек, который во всем ищет для себя выгоду?
- Корыстный человек.
- Какой любовью была наполнена его чаша?
- Корыстной любовью. (под четвёртой фигурой появляется табличка "корыстная любовь",
д) - Почему чаша последнего человека была переполнена любовью?
- Он совершил много добрых дел, помогал всем.
- И каков был итог его жизни?
- Он прожил свою жизнь так, будто вырастил сад, который дал плоды.
- Такая любовь называется самоотверженной и благодарной.
Итак: Какой любовью была наполнена чаша пятого человека?(под пятой фигурой появляется табличка "благодарная любовь"), .
Обобщение:
- Ребята, подумайте, что объединяет этих людей?
- Получили одинаковые чаши.
- Как отнеслись люди к Божьему дару?
- По-разному.
- С каким человеком вам бы хотелось пройти по жизни? Почему?
- С пятым человеком. Он достойно прожил свою жизнь.
- Ну, а теперь настало время вам ответить на столь важный вопрос, а что же для вас значит - жить?
- Давайте вернемся к последнему человеку. Каков был итог его жизни? (прочитать)
- Давайте и мы с вами тоже посадим свой сад доброты.
- Думаю, вы согласитесь со мной - если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, своей добротой.
- Что мы можем подарить друг другу на уроке?
- Улыбку.
Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней и хочу, чтобы и вы подружились с улыбкой. Я сейчас подойду к одному из вас и передам ему свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу и гостям. Последний должен передать улыбку мне. 
- Ребята, что мы подарили друг другу?
- Улыбку.
- Какое дерево посадим?
- Посадим первое дерево "Улыбка доброты". 
И если кому-то поможетТвоя доброта, улыбка твоя,То день не напрасно был прожит,Значит, живешь ты не зря.
- Ребята, у каждого из вас есть тетрадь "Добрых поступков", в которую вы записываете свои добрые дела и рисуете рисунки. Расскажите, какие добрые поступки вы совершили за прошедшее время. 
- Ученые считают, что осознание сделанного добра - уже награда для человека. Делая доброе дело не надо ждать благодарности.
- Какое второе дерево мы посадим? Дерево назовем:
- Копилка добрых поступков.
- Ребята, у какого человека больше друзей, у доброго или злого?
- А вы хотите, чтобы у вас был много друзей? Какое дерево надо посадить в нашем саду?
-  Дерево "Дружбы".
- Пройдут года и этот сад тоже даст свои плоды, а вот какими будут эти плоды будет зависеть только от вас. Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Стихотворение читает ученик.
Добрым быть совсем не просто.Не зависит доброта от роста,Не зависит доброта от цвета.Доброта не пряник, не конфета,Доброта приносит людям радостьИ взамен не требует награды.Доброта с годами не стареет,Доброта от холода согреет.Если доброта, как солнце светит.Радуются взрослые и дети.
Итог:
(на доске записано) Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро.
- Пусть эти слова будут девизом на всю вашу оставшуюся жизнь.
- Солнышко - источник света и тепла. Солнышко - это жизнь. Оно посылает нам свои лучики тепла, добра, радости.
- Поделитесь своим теплом и радостью с нашими гостями. (вручение гостям лучиков, на которых написаны слова: радости, счастья, любви, добра, милосердия)