Работа с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией.


«Работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению».
Хочу рассказать о положительных результатах работы, нацеленной на детей, которых считают скорее успешными, чем одаренными. Работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится мною в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по схеме: диагностика индивидуальных особенностей обучающихся → планирование и организация работы → анализ результатов, коррекция проводимой работы.
Использование в работе разнообразных методов, форм, приёмов позволяет объективно осуществлять мониторинг развития одаренных детей. Приоритет отдается желанию ребёнка заниматься по выбранному направлению, его мотивации к познанию.
Каждого ребёнка следует приобщить к творческому процессу, добиться, чтобы дети были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. Этому способствует применение на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира групповых форм работы, работы в парах, четвёрках. Дети учатся озвучивать результаты работы группы, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, выделять главное, доказывать, убеждать, принимать решения. Данные виды работы повышают уровень ответственности каждого за конечный результат.
Для реализации дифференцированного подхода необходимо изучать индивидуально – личностные особенности учащихся. Это позволяет предопределить реакцию детей и дает возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания. Поэтому свою работу в этом направлении следует начинать с диагностики характерологических особенностей личности учеников и свойств их нервной системы.
На уроках учитель должен работать над созданием творческой атмосферы, постоянно обращаться к субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной деятельности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс.
На уроках литературного чтения учитель ведёт общение с учащимися, открывая для них тайны человеческой души, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Учитель должен строить общение так, чтобы не навязывать своего мнения ученику, но при этом старается быть не сторонним наблюдателем, а полноправным участником образовательного процесса. Мнение учителя так же обсуждается, как и любое другое. Детям следует обеспечить возможность высказывать свою точку зрения: каждый имеет право быть услышанным, с мнением каждого участника процесса должны считаться.
Следующим этапом станет обобщение всех версий ответа на вопрос, при этом выделяются и поддерживаются наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.
Очень любят дети игру «Блиц – опрос», которая также организуется в группах. Участники созданных групп готовят вопросы другим группам, сами пробуют отвечать на вопросы без подготовки, имея возможность взять минуту на обсуждение, если не могут прийти к единому мнению.
Основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Каждый учащийся ведет читательский дневник летнего чтения, в который записывает дополнительно прочитанные произведения. Результатом работы становится письменная работа о наиболее интересном, по мнению ученика, произведении. Очень важна система в подобной работе. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, что помогает учителю подбирать материал для внеклассной работы, привлекая учащихся для популяризации различных жанров, направлений в литературе, в конечном счёте, развивая интерес к чтению в целом. Ибо для детей 3-4 класса уже важно не только мнение взрослых участников образовательного процесса (учителей, родителей), но и сверстников, одноклассников. Кто-то любит фантастику, научную литературу, исторические произведения и т.д. Задача учителя в том, чтобы координировать их стремления в выборе хорошей, качественной литературы. Они делятся впечатлениями о прочитанных дома книгах, а учитель советует прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения.
На уроках детям предоставляется возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов и наблюдений над речью. Интересно строить диалог с ребёнком, используя выражения «Как ты считаешь…», «Мог бы ты принять точку зрения того или иного героя?», «Если да, то почему?», «Если нет, то почему?», «Попробуй убедить кого – либо, что так и не иначе надо было поступать». Секрет успеха в том, что такие ситуации привносят разнообразие в традиционную форму общения на уроке «учитель-ученик» и помогают детям повысить собственную самооценку, «научив», «убедив» своего сверстника и учителя. В организации такой работы проявляется коммуникативно–деятельностная направленность обучения.
На уроках математики ведется целенаправленная и систематическая работа по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами. Эффективно создание проблемной ситуации на уроке, когда ученик сталкивается с проблемой недостаточности имеющихся знаний для решения поставленной задачи, возникает осознание необходимости в получении, приобретении, «добывании» нового знания.
На уроках математики эффективно использование разноуровневых дифференцированных задания. Работа по ним позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.
На уроках окружающего мира, литературного чтения, математики, русского языка плодотворным является использование таких форм работы, как презентация нового или закрепление изученного материала, привлечение детей к подготовке урока. В 3 – 4 классах ученики «пробуют себя», создавая презентации по предметам: « Умножение на однозначное число», (математика), «Здоровое питание», (окружающий мир), «Я горжусь своими предками» (презентация о прадедах – участниках ВОВ), «Моя любимая мамочка», «Моя семья» (внеклассная работа) и др. Накоплена электронная папка творческих работ учащихся.
Для раскрытия творческих способностей детей мною применяются активные формы и методы:
предметные бои;
беседы;
научные споры;
интеллектуальные игры;
конкурсы;
групповая и парная работа;
олимпиады;
поисковая деятельность;
индивидуальные занятия.
Результатом работы в данном направлении становится повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний. Учащиеся с интересом ведут исследовательскую работу, например, по теме «Глобальные мировые проблемы», создают презентации по экологическому направлению, в которых определены проблемы, возникающие на планете Земля в результате хозяйственной деятельности человека, пути их решения с точки зрения детей. Создается электронная папка творческих работ учащихся по разным направлениям.
Очень важным результатом моей работы в течение 4 лет является стремление детей к познанию, поиску, освоению нового. Эффективно развитие умения доказательно озвучивать свою точку зрения – спорить, выдвигать версии, варианты, обсуждать, приходить к общему мнению, вырабатывая такие качества личности, как толерантность, уважение, умения признать свою неправоту, самокритичность. Обязательным для себя считаю анализ результата работы «учитель – ученик», выявление причины получения не того результата, на который рассчитывал педагог.
Организация процесса таким образом, когда всё нацелено на воздействие на детей с повышенной мотивацией, даёт хорошие результаты. Ибо успехи группы детей влекут за собой стремление всё новых учащихся познать «вкус успеха», хоть это будет незначительное открытие в рамках одного ученика.