Справка о логопедическом обследовании первоклассников 2015-2016 учебного года


Логопедическое обследование первоклассников призвано ответить на комплекс вопросов, тесно связанных между собой. Во-первых, имеет ли место речевое нарушение. Во-вторых, определить его самостоятельность или же место в структуре комплексного нарушения. В-третьих, установление его первичности или вторичности по отношению к другим компонентам нарушенного развития. В-четвертых, по результатам логопедического обследования должно быть вынесено речевое заключение и определены коррекционные цели и задачи, а также их иерархия и способы реализации.
Ежегодно всесторонне обследуя развитие первоклассников, следует отметить, что у большинства из них наиболее часто встречаются следующие нарушения:
несформированность звуковой стороны речи;
незаконченность формирования фонематического восприятия;
бедность словарного запаса;
нарушения в грамматическом оформлении речи;
ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;
неумение дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных;
низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять существенный признак предметов и явлений;
слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.
По данным логопедического обследования в среднем 16% первоклассников имеют нарушения устной речи от простых форм дислалии до общего недоразвития речи.В норме к 6-7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка и иметь словарный запас около 5-6 тысяч слов. На сегодняшний день количество так называемых «незрелых» в речевой функции детей возросло. И перед учителем и учителем-логопедом стоит задача, то или иное речевое нарушение скорректировать, чтобы ошибки в устной речи не отразились на письме.Показатели правильного речевого развития ребенка 6-7 лет: — правильно произносит все звуки;— производит простейший звуковой анализ слов;— обладает хорошим словарным запасом (4-6 тысяч слов);— грамматически правильно строит фразу;— умеет самостоятельно пересказать сказки, составить рассказ по картинкам;— пользуется интонационными средствами выразительности;— знает обобщающие слова;— может пользоваться конструкциями с предлогами.Результаты логопедической диагностики в начале года позволяют выявить тех, кто нуждается в логопедической помощи. Если у ребенка задержка психического развития, поведенческие нарушения, аутистические проявления, то ему сложно воспринимать материал, динамика его развития низкая. К таким детям относится Гусев Влад из 1В класса. Отдельной проблемой стоит обучение детей с недоразвитием речи. Если в первый класс поступает ребенок с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи), это означает, что к такому ребенку будет пристальное внимание. И данный ученик автоматически попадает в группу риска, так как задержка речевого развития ребенка может сказаться на его успеваемости. У такого ребенка не сформировано чувство языка, родной язык воспринимается им как иностранный, поэтому он может испытывать трудности в обучении чтению и письму.Итак, учитель-логопед ведет работу по двум направлениям:1) коррекция нарушений произносительной стороны речи;2) профилактика и преодоление специфических ошибок на письме.Дисграфия – это нарушение письменной речи, характеризующееся наличием специфических ошибок стойкого характера. Обусловлено данное расстройство несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Диагноз «дисграфия» ставится во 2 классе, а вот для первоклассников редкие нелепые ошибки на письме являются нормой, так как они только овладевают этим сложным навыком. К группе риска по возникновению дисграфии можно причислить, как раннее было сказано, детей с речевым недоразвитием, а также леворуких детей, ребят с ослабленным соматическим здоровьем и гиперактивных учеников с дефицитом функции внимания.
Карпов Никита, … Серёжа из 1Д.Занятия по профилактике и преодолению дисграфии направлены на развитие фонематического восприятия и внимания к словам, формирование звуко-буквенного анализа и синтеза слов, дифференциацию акустически схожих фонем и визуально близких букв, расширение словарного запаса, формирование процессов самоконтроля во время письменной деятельности. На занятиях учитываются здоровьесберегающие технологии и в качестве физкультминуток используются пальчиковая гимнастика, глазодвигательные упражнения, игры с перекидыванием мяча.
Справка о логопедическом обследовании первоклассников 2015-2016 учебного года
Обследовано 125 учащихся 1 классов. Обследование проводилось по диагностической методике Т.А. Фотековой, по экспресс методике, включающее следующие блоки заданий:
1 блок Фонематическое восприятие
1А класс. Из 29 обследованных выявлены 26 учеников с сформированным фонематическим восприятием, у 3 учеников фонематическое восприятие не сформировано (фамилии детей)
1 Б класс. Из 28 обследованных выявлено 25 учеников с сформированным фонематическим восприятием, у 3 учеников фонематическое восприятие сформировано не достаточно. (Калаев Н., Якубенко А., Караулов Матвей).
1 В класс. Из 29 обследованных выявлено 24 ученика с сформированным фонематическим восприятием, у 5 учеников фонематическое восприятие сформировано не достаточно. (Логунов Дима, Альмухаметов Альберт, Кащеев Ратмир, Карпов Никита, Любушкин Артём).
1 Г класс. Из 26 обследованных выявлено 23 ученика с сформированным фонематическим восприятием, у 3 учеников фонематическое восприятие сформировано не достаточно. (Талдыкин, Гущин. Н, Маслов А.).
1 Д класс. Из 26 обследованных выявлено 22 ученика с сформированным фонематическим восприятием, у 4 учеников фонематическое восприятие сформировано не достаточно.
(Мишичев Андрей, Гридчин Андрей, Саркисян С.,Серёжа).
2 блок Звукопроизношение
1А класс. Из 29 обследованных выявлены 29 учеников с сформированным звукопроизношением.
1Б класс. Из 28 обследованных выявлено 25 учеников с сформированным звукопроизношением, у 3 учеников нарушено произношение звука [р].
1В класс. Из 29 обследованных выявлено 14 учеников с сформированным звукопроизношением, у 7 учеников нарушено произношение звука [р], у 4 учеников нарушено произношение звука [л], у 2 учеников нарушено произношение звуков [ш, ж], у 3 учеников нарушено произношение звуков [с-з]
1Г класс. Из 26 обследованных выявлено 21 учеников с сформированным звукопроизношением, у 5 учеников нарушено произношение звука [р], у 5 учеников нарушено произношение звука [л], у 3 учеников нарушено произношение звуков [ш, ж], у 3 учеников нарушено произношение звуков [с-з]
1Д класс. Из 26 обследованных выявлено 20 учеников с сформированным звукопроизношением, у 6 учеников нарушено произношение звука [р], у 3 учеников нарушено произношение звука [л], у 1 учеников нарушено произношение звуков [ш, ж], у 1 учеников нарушено произношение звуков [с-з]
3 блок Навыки языкового анализа
1А класс. Из 29 обследованных выявлено 24 учеников с сформированными навыками языкового анализа, у 5 учеников навыки языкового анализа не сформированы.
1 Б класс. Из 28 обследованных выявлено 18 учеников с сформированными навыками языкового анализа, у 10 учеников навыки языкового анализа сформированы недостаточно.
1 В класс. Из 29 обследованных выявлено 22 учеников с сформированными навыками языкового анализа, у 7 учеников навыки языкового анализа сформированы недостаточно.
1 Г класс. Из 26 обследованных выявлено 20 учеников с сформированными навыками языкового анализа, у 6 учеников навыки языкового анализа сформированы недостаточно.
1 Д класс. Из 26 обследованных выявлено 20 учеников с сформированными навыками языкового анализа, у 6 учеников навыки языкового анализа сформированы недостаточно.
Рекомендации логопеда:
Для учащихся с недостаточно сформированным или не сформированным фонематическим слухом необходимо медленное проговаривание и повторное называние задания, четкая артикуляция звуков.
Для учащихся с нарушенным звукопроизношением рекомендуется не форсировать внимание на этом звуке и не давать задание, где “нарушенный ”звук встречается часто.
Для учащихся с недостаточно сформированным или не сформированным грамматическим строем рекомендуется отвечать на вопросы учителя полным предложением, четко проговаривая окончания.
Для учащихся с недостаточно сформированными или не сформированными словарем и навыками словообразования рекомендуется объяснение значения новых слов.
Учитель-логопед МБОУ СОШ №70 Климентова В.Н.
И главное – обеспечить каждому ребенку работу в собственном темпе. Деятельность логопеда творческая и требует терпения. Но, чувствуя родительскую заинтересованность и поддержку, можно непременно ожидать положительный результат всех совместных трудов.