Организация коррекционной работы при ринолалии у детей

Организация коррекционной работы при ринолалии у детей
Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.
1. Открытая ринолалия
При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.
Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Ринофонически звучат л и р. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р.
В настоящее время принята следующая классификация.
Врожденные расщелины верхней губы: скрытая расщелина, неполная расщелина: а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа; б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа.
Полная расщелина. В раннем возрасте применяется хирургическое лечение и в случае необходимости ортодонтическое наблюдение, что создает нормальные условия для развития речи.
Врожденные расщелины нёба:
расщелины мягкого нёба, которые бывают скрытые (субмукозные); неполные; полные;
расщелина мягкого и твердого нёба: скрытая; неполная; полная;
полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба: односторонняя; двусторонняя;
полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба: односторонняя; двусторонняя.
Нарушения нёба могут сочетаться с расщеплением губы.

2. Закрытая ринолалия
Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-нена-зальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.

3. Смешанная ринолалия
Смешанная ринолалия состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра.

Коррекционное обучение детей, имеющих отклонение только с фонетической стороны, ведется по следующим направлениям: нормализация деятельности артикуляционного аппарата; формирование артикуляции звуков; устранение назального оттенка голоса; дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа; нормализация просодической речи; автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.
Коррекционное обучение детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие, включает перечисленные выше направления, а также систематические упражнения по коррекции фонематического восприятия, формированию морфологических обобщений, преодолению дисграфии.
Коррекционное обучение детей с общим недоразвитием речи включает формирование полноценной фонетической стороны речи, развитие фонематических представлений, овладение морфологическими и синтаксическими обобщениями, развитие связной речи.

Основные принципы коррекции речи при ринолалии:
- учёт механизмов расстройства и особенностей симптоматики;
-опора на сохранные функции и анализаторы;
-единство речевой системы, то есть одновременная активизация небноглоточных отделов артикуляционного аппарата и дыхания;
-учёт возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка;
-воспитание естественного функционирования механизмов речи: мягкая голосоподача, отбор и использование речевого материала.
Особенно важными являются комплексные мероприятия, которые помогают ослабить развитие дефекта. В основу комплексного метода положен принцип одновременного обучения речевому дыханию, голосообразованию и артикуляции, а также переводу артикуляционной базы в передние отделы речевой полости.
Перед логопедом в повседневной практике встают актуальные задачи:
Формировать речевое дыхание при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот. Активизировать небную занавеску (после операции она укорачивается за счет рубцевания тканей). Уделяя большое внимание активизации небной занавески, мы тем самым создаем условия для интенсивного выдоха. Работа по коррекции дыхания начинается с выработки направленной воздушной струи через рот. Для этого используем доступные упражнения, которые меньше всего утомляют детей.
Дыхательные упражнения:
-Легко поплевывать с зажатыми крыльями носа.
-Легко подуть холодной струей на вату, бумагу.
-Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников.
-Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты.
-Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрызгивания.
-Задувание свечи: сначала с расстояния 15-20 сантиметров, затем более далекого.
Все эти упражнения проводятся в игровой форме, не ранее чем через час после еды. Длительность упражнений не превышает 2-3 минут. Затем детям предлагаем упражняться в дифференциации ротового и носового дыхания.
Упражнения повторяются 6–8 раз подряд 3-4 раза в день.
Дыхательные упражнения быстро утомляют детей, поэтому их следует чередовать с другими упражнениями, основная цель которых – нормализация артикуляции.
Артикуляционная гимнастика для губ и щечных мышц:
-Смыкание губ: обычное, плотное, очень плотное.
-Медленное втягивание губ: “хоботком” и такое же медленное возвращение в состояние покоя.
-Круговые вращательные движения губ “хоботком”.
-Удерживание губами различного рода пластмассовых и деревянных трубочек.
-Мгновенное смыкание губ с быстрым разрывом типа “поцелуй”.
-Оскал с последующим движением губ в “хоботок” при зажатых челюстях.
-Поднимание верхней губы с обнажением зубов.
-Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам.
-Имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы)
- Вибрация губ –тпр-тпр-тпр (лошадки остановились). Собрать губы в трубочку и достать губами основание носа.
-Втягивание губ ( свист), задувание свечи.
- Надувание обеих щек одновременно
-Вялый губной выдох (щеки напряжены).
-Надувание обеих щек одновременно, затем попеременно (правую, левую).
- Выдувание воздуха поочередно каждым уголком рта.
-Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и медленно расслабить.
-Набирание воздуха то под одну губу (верхнюю), то под другую поочередно.
-Втягивание щек в полость рта.
-Растягивание углов рта в стороны, вниз, вверх, с помощью указательных пальцев ребенка.
Упражнения для языка:
-Положить язык между губами – пошлепать губами по языку – пя-пя-пя.
-Поочерёдное высовывание языка наружу жалом и лопаточкой.
-Круговое облизывание кончиком языка губ.
-Тянуть кончик языка к носу, к подбородку.
-Дотянуться кончиком языка до правого угла рта, до левого угла рта (губы в улыбке).
-Провести движение кончиком языка по верхней губе ( облизывания), по нижней губе.
-Протискивание языка с силой между зубами наружу таким образом, чтобы спинка языка касалась верхних резцов.
-Покусывание зубами боковых краев языка.
-Покусывание языка зубами от кончика до середины и обратно.
-Пощелкивание языком как “лошадки”.
-при малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту кубики сахара. сухариков, горошка.
Перечисленные выше упражнения не проводятся на одном занятии. Каждое занятие состоит из нескольких элементов дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики и упражнений на активизацию мягкого неба.
Упражнения на активизацию небной занавески:
-Глотание – заглатывание крупными порциями, сначала давать кашу, затем спустя 1–2 недели густую вязкую жидкость (кисель), затем глотание жидкости(воды) маленькими порциями.
-Позевывание – широко открывая рот: сначала сильно втягивая воздух, в последующих упражнениях без заметного вдоха.
-Откашливание – широко открывать рот, напрягая мышцы плечевого пояса и шеи и всего дна ротовой полости с силой сжимая кулаки. Учить откашливаться с высунутым языком, если язык уходит, то его задерживать пальцами.
-Полоскание горла с запрокинутой головой.
-Давление кончиком языка на левую (правую) щеки.
Эти упражнения следует контролировать как зрительно (перед зеркалом), так и кинестетически – ощупыванием напряженности небной занавески, вызывается рвотный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное кольцо.
Приемы массажа нёба после уранопластики:
-Продольное поглаживание поверхностное в направлении от твердых резцов к носоглотке.
-Поперечное поглаживание прерывистое по направлению от средней линии твердого неба к шейкам зубов .
-Растирание прямолинейно от резцов к носоглотке и в обратном направлении.
-Поперечно по мягкому небу, а также спиралевидно в тех же направлениях.
-Кругообразное поглаживание.
-Интенсивное растирание по точкам выхода сосудисто-нервных пучков (по 10 секунд на каждой точке).
- Разминание в медленном темпе, плавно, без рывков в продольном и поперечных направлениях , пружинное.
- прерывистая вибрация , вибрация пунктированием.
Массаж проводится несколько раз в день, не менее 8-10 минут. Проводить массаж рекомендуется как на занятиях, так и самостоятельно. Родителям предлагается обучиться массажу вместе с детьми. Начинать массаж нужно через 2-3 дня, после снятия швов

Следующим направлением коррекционной работы является развитие фонематического слуха и постановка звуков. Дети должны научиться различать на слух речевое и неречевое звучание. Учитывая возраст ребенка , задания упрощаются или усложняются. Сначала детям предлагается различить на слух звучащие предметы, голоса. Для этого используются такие игры: “Кто на чем играет?”, “Узнай по голосу”, “Кто позвал?”, “Угадай, что стучит?”. Детям постарше помимо игр и упражнений полезно давать такие задания: выделить звук из ряда других звуков; определить место звука в слове (начало, середина, конец); учить различать на слух различные виды интонации: просьбу, приказ, вопрос или восклицание.
Постановка гласных и согласных звуков:
При постановке гласных звуков начинать работу нужно со звука –А–. Затем переходим к звукам –Э–О–У–И. –Ы. Они легко произносятся по подражанию. Основная задача при их постановке – устранение назального оттенка, продвижение языка к нижним зубам. Вначале все звуки отрабатываются в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на одном выдохе, например:
А АА ААА АААА
Э ЭЭ ЭЭЭ ЭЭЭЭ
О ОО ООО ОООО
У УУ УУУ УУУУ
И ИИ ИИИ ИИИИ
Ы ЫЫ ЫЫЫ ЫЫЫЫ

Когда изолированно гласные звуки будут отработаны, переходим к слитному произнесению сочетаний из двух гласных звуков, затем из трех.
АЭ---ЭА АО---ОА АИ---ИА
УА---ЭА ОА---АИ ИУ---ОИ
АОЭ---ЭАО ОУИ---ИОУ ЭИО---УИО
АИУ---АЭИ ЭОА---ОУИ ЭИО---ЭОА

Сочетания произносятся то низким голосом (имитация голоса волка), то высоким голосом (имитация голоса зайца), то средним голосом (имитация голоса ежика). Дети охотно подражают голосам животных. Такие игры развивают умения координировать высоту голоса.
После овладения произнесением гласных звуков без носового оттенка, формирование речевого дыхания и слуха, активизации небной занавески переходим к следующему этапу работы, основной задачей которого является коррекция согласных звуков. Работа начинается с анализа артикуляции и новых ощущений, испытываемых при правильном произнесении фонемы. Введение новых навыков начинается с проговаривания слоговых упражнений, где согласный звук стоит в позиции между двумя гласными звуками. Специфическим является порядок постановки звуков. Первым отрабатывается звук –Ф-, к произнесению которого легко перейти от упражнений, связанных с продуванием воздушной струи через рот, например:
А-----Ф-----; Э------Ф------; О-----Ф-----; У-----Ф------- (черта показывает длительность звучания).
АФ----АФА; ЭФ----ЭФЭ; ОФ----ОФО; УФ----УФУ; ИФ----ИФИ.
Звук –Ф – в твердых слогах: АФ-ФА-----АФА-ОФА-УФА; ОФ-ФО-----АФО-ОФО-УФО;
ЭФ-ФЭ-----АФЭ-ОФЭ-УФЭ; УФ-ФУ-----АФУ-ОФУ-УФУ; ЫФ-ФЫ-----АФЫ-ОФЫ-УФЫ.
Звук –Ф– в мягких слогах: ИФ-ФИ-----АФИ-ОФИ-УФИ; ЕФ-ФЕ-----АФЕ-ОФЕ-УФЕ;
ЮФ-ФЮ-----АФЮ-ОФЮ-УФЮ; ЯФ-ФЯ-----АФЯ-ОФЯ-УФЯ.
Затем уточняются и отрабатываются согласные п,в,т и их мягкие пары.
Далее проводится постановка и закрепление к,х,с,г,л,б, их мягкие пары.
Во втором периоде –постановка и автоматизация д,з,ш,р
В третьем периоде отрабатываем ж,ч,ц, и дифференцируем ротовые и носовые звуки м-п, н-д, н-т, м-б и их мягкие пары.
После того, как ребенок научился правильно произносить звуки в слогах, словах переходим к этапу работы, основной задачей которого является автоматизация новых навыков звукопроизношения и введение их в спонтанную речь. Сначала звук вводится в наиболее употребляемые в быту слова, например: звук –В- Вова, вата. Витя, Валя, весы, волосы. Затем дается задание родителям обращать внимание на качество произнесения слов. Далее этот звук закрепляется в стихах, потешках, скороговорках. Успешные, четкие ответы на занятиях помогают сломать старые стереотипы, избавить ребенка от стеснения, боязни.
В процессе коррекционной работы над нормализацией фонетической стороны речи необходимо контролировать эффективность логопедической работы.
На результативность коррекционного воздействия большое влияние оказывает активное участие родителей в воспитании нормальной речи у детей с расщелиной. Логопед инструктирует родителей об используемых приемах коррекции и значительную часть хорошо отработанных упражнений рекомендует для систематического применения в домашних условиях.