Сообщение по теме Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с умственной отсталостью


Выступление на заседании педагогического совета
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с обучабщимися с умственной отсталостью»
учитель Кобцева О.А.

Понятие «здоровьесберегающих образовательных технологий» появилось в педагогическом обиходе лишь в последние годы. Здоровьесберегающая технология - это система мер,включающая взаимосвязь и взаимодействие всех фактов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающий урок – это урок, накотором педагог обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность обучающихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес детей с ОВЗ, отбирает, рационально использует и чередует формы, методы, приемы и способы обучения, что позволяет обучающимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья. Дети с нарушение интеллекта с трудом включаются в процесс урока: поверхностно воспринимают учебный материал, не всегда выполняют самостоятельные задания без специальной помощи, быстро утомляются, их словарный запас на 20-30% ниже, чем у детей нормы. Отставание от сверстников особенно заметно в их мышлении: они затрудняются анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать. Они остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, перепадами настроения. Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность.
В своей работе я использую элементы здоровьесберегающих технологий. У младших школьников недостаточно развиты мелкие мышцы спины, при нахождении за партой увеличена статическая нагрузка на мышцы, повышена зрительная утомляемость. Учитывая рекомендации ПМПК, школьного консилиума, врачей, стараюсь, чтобы парта соответствовала росту ребенка, стараюсь правильно рассаживать детей за партами (Н-р, Стрекалов И., Щиклин В. по зрению сидят за первыми партами, хотя по росту не самые маленькие в классе) проводить не менее 2-3 динамических пауз за урок для смены динамических поз, включать в урок гимнастику для глаз. При выполнении письменных работ точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой моторикой рук. Проводя на уроках письма и математики пальчиковую гимнастику, обеспечиваю приобретение опыта графических движений у детей. Особое внимание уделяю леворуким детям (Савин Н.). Существует 3 способа письма левой рукой: зеркальное положение руки (как правая), рука над строкой, рука под строкой. Савин Н. успешно пишет 1 способом, но темп выполнения письменной работы очень снижен. Поэтому для него я уменьшаю объем задания. Воспитываю в ребятах толерантность по отношению к медлительным детям. Для профилактики выраженного утомления на уроках стараюсь рационально организовать учебную деятельность: первые 3-5 минут урока нагрузка должна быть небольшая и первую динамическую паузу целесообразно провести в это время (она может быть в виде физминутки или упражнений для регулирования дыхания)
1.Встать прямо, руки вдоль туловища.
2.Сделать полный глубокий вдох.
3.Медленно поднять руки и держать их над головой
4.Держа руки над головой, задержать дыхание на несколько секунд, медленно выдыхая, опустить руки;

основная нагрузка урока - это следующие 15-20 минут(стараюсь спланировать до 6 видов учебной деятельности, включать наглядность, таблицы, опорные схемы, раздаточный материал, игровые моменты для развития познавательного интереса), объяснение нового материала стараюсь спланировать так, чтобы оно занимало 5 минут; в конце урока можно провести релаксацию в виде упражнения «Роняем руки» (расслабляя мышцы, наклонить корпус и уронить руки)
Для исправления психофизических недостатков младших школьников с ОВЗ в учебный план включены специальные уроки по психомоторике(2 часа в неделю). На этих уроках я, согласно программе и тематическому планированию, провожу работу по развитию и коррекции крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков, двигательных нарушений, зрительного восприятия и зрительной памяти, развитие слухового восприятия и слуховой памяти, восприятие особых свойств предметов, восприятия пространства.
Развитие крупной и мелкой моторики и графомоторных навыков - это самый первый блок уроков по психомоторике, который проводится в начале учебного года. Этим подчеркивается его значимость в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Начинается работа с развития точности и координации движений- упражнения с мячом. Мы с детьми выходим на улицу и выполняем задания «Метни мяч в ствол дерева», «Попади мячом внутрь шины», «Перебрасывание мяча по кругу», «Выбивало», «Поймай мяч двумя руками, одной рукой». На следующих уроках проводится работа для развития мелкой моторики. Приведу примеры неизбитых упражнений:
1.«Резиночка». Используется резинка для волос. Все пальцы вставляются в резинку и надо передвинуть ее на 360 градусов в одну и другую сторону.

2.Ходить пальцами по клеточкам решетки для раковин
Взоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.
3.Игры с прищепками.
а)Прицепить прищепки к краю коробки.
Наша мамочка устала, всю одежду постирала.
Милой маме помогу, все прищепки соберу.
б)Открывание и закрывание1 или 2 прищепок.
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает.
Двое маленьких галчат
Целый день в гнезде кричат.
в)Сделай из прищепок солнышко, дерево и т.д.

4.Спрячь в кулак полностью пакет, платок.
5.Ходить по парте крышками от бутылок

6.Массаж рук.
Поглаживание, потирание, интенсивное растирание пальцев. «Сорока-белобока». Точечный массаж пальцев. Интенсивное движение большого пальца вперед- назад, вверх- вниз, по кругу.
7.Выкладывание из крупы рисунков в раскрасках

Кинестетическое и кинетическое развитие
Цель этих занятий –формирование у детей контроля и самоконтроля движений тела, снижения физической напряженности, усталости, непоседливости.
Начинаются эти занятия с развития движений и поз верхних и нижних конечностей: н-р, «Повторялки» (выполнение движений за ведущим), игра «Маленькое семечко» (растет, появляются листики, распускается цветок, увядает), упражнения «Течет прозрачная вода», «Идем через чащу резко, четко», «Мотор», «Насос», «Самолет» и т.д.Затем отрабатываются движения и позы головы: наклоны, повороты, кружения головой, упражнения для головы на четвереньках, сочетанные упражнения для головы, рук, ног. Более тысячи биологически активных точек находится на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Как вид работы на уроке использовала массаж ушных раковин: потягивание за мочку, потягивание ушной раковины вверх, по кругу, растирание ушной раковины.


Два последних занятия посвящены имитациям движений и поз человека и животных: походим, как старая бабушка; превращаемся в тряпичную куклу; радостно бежим навстречу маме; прыгаем, как веселый клоун; полетаем, как Баба - Яга; игра «Зеркало» и т. д.Коррекционные игры подразумевают использованием стихотворных текстов с целью смены динамики и ритма движений по тексту. Н-р:
Мышки под полом сидят, (сидят на корточках)
За котом они следят. (смотрят поочередно из-под ладоней)
Кот здесь близко, не беда (грозят пальцами)
Не боимся мы кота.
Выйдем, мышки, поиграть (ходьба врассыпную)
И себя всем показать.
Да, пока кота здесь нет (шаг вправо, шаг влево)
Мы станцуем «мышь-балет» (кружатся)
Основная задача учителя- добиваться, чтобы детьми движения исполнялись правильно, точно, четко.
Большое значение в обучении младших школьников имеет снижение отрицательного воздействия учебной нагрузки на зрение и снятия зрительного напряжения во время уроков. С этой целью мною проводится упражнения по сохранению и коррекции зрения учеников. В начале урока я даю им физминутку «Запуск глаз». Дети массируют веки и активные точки лица.

Для развития глазодвигательных мышц можно использовать тренажер «Солнышко»: надеваются черные варежки с желтыми кружками, поочередно сжимаются и разжимаются ладони и вынуждают детей переводить взоры. Для продления периода высокой зрительной работоспособности на 2-3 уроках применяю тренажер «Видеоазимут», «Ракетка» (один глаз закрыт, ракетка находится в положении четкого видения, затем приближается, потом удаляется).


В конце я хочу сформулировать факторы обеспечения здоровьесберегающей среды на уроке:
Оптимизация учебного процесса;
Рациональная организация учебной деятельности;
Соблюдение санитарно-гигиенических условий;
Учет физиологического состояния ребенка;
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на всех этапах урока;
Соответствие методик обучения возрастным и функциональным возможностям школьника.