Методический материал на тему: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе


Здоровьесберегающие технологии в образованииПреподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И. «Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Причем, предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Определение всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)«Здоровье» - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Виды здоровья:«Здоровье физическое»- это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.«Здоровье психическое» - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.«Здоровье социальное» - это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, школе, социальной группе).«Здоровье нравственное» - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты. ?Насколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий? Насколько они открыты сотрудничеству с медиками? Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей? Проблемы, препятствующие реализации принципов здоровьесберегающих технологийВо-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени". Проблемы, препятствующие реализации принципов здоровьесберегающих технологийВо-вторых, имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждения о ней. Проблемы, препятствующие реализации принципов здоровьесберегающих технологийВ-третьих, можно констатировать сужение понятия "здоровье". Существует более 300 определений здоровья. Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект. Концепция модернизации российского образованияпредусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Концепция модернизации российского образования Предполагается проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и создание в образовательных организациях(ОО) условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в том числе за счёт: реальной разгрузки содержания общего образования;использования эффективных методов обучения;повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;организации мониторинга состояния здоровья детей и молодёжи;улучшения организации питания обучающихся; рационализации досуговой деятельности. Памятка по организации работы по охране здоровья воспитанников1. Выполнение гигиенических требований к условиям обучения воспитанников( СанПиН):к зданию и участку ОО ;к оборудованию помещений, классов;к воздушно- тепловому режиму ОО;к естественному и искусственному освещению;к водоснабжению и канализации;к организации учебно- воспитательного процесса;к организации медицинского обслуживания детей;к санитарному состоянию и содержанию ОО;к организации питания учащихся. 2. Проведение углублённого медосмотра учащихся , анализ его результатов на заседаниях педсоветов, заседаниях совета ОО, родительских собраниях.3. Режим работы ОО, влияние его на здоровье обучающихся.4. Заполнение листка здоровья медработниками в классных журналах и соблюдение их требований всеми педагогами.5. Организация работы специальных групп и групп реабилитации для детей с ослабленным здоровьем, хроническими заболеваниями. 6. Профилактика дорожно- транспортного травматизма.7. Профилактика курения, наркомании, алкоголизма.8. Ведение курсов, факультативов по валеологии.9. Работа факультативов, кружков, лекториев по вопросу этики семейных отношений; пропаганда здорового образа жизни.10.Проведение утренней гимнастики, Дней здоровья, спортивных праздников, олимпиад и других мероприятий, укрепляющих здоровье воспитанников. 11. Привлечение врачей разных специальностей (хирург, нарколог, педиатр и др.) для бесед с обучающимися, педагогами, родителями.12.Организация горячего питания обучающихся.13.Выпуск методического бюллетеня, оформление «Уголка здоровья».14.Работа с родителями по данному вопросу (собрания, лектории, беседы, индивидуальные консультации, праздники, встречи и т.д.).15.Анкетирование учащихся на предмет изучения их здоровья и здровьесберегающих установок. 16. Вопросы здоровья воспитанников на совещаниях при руководителе, заседаниях педсовета, собраниях и т. д. 17. Проведение расширенного заседания совета ОО с повесткой «Охрана здоровья учащихся - одна из основных задач ОО»18. Контроль за дозировкой домашних заданий учащимися с учётом возможности их выполнения (посещение уроков, проверка тетрадей, дневников, анкетирование и др.) Современные здоровьесберегающие технологии1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья Динамические паузы Подвижные и спортивные игры Релаксация Технологии эстетической направленностиГимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая) Современные здоровьесберегающие технологии2. Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурные занятияПроблемно-игровые технологии (игротреннинги и игротерапия)Коммуникативные игры Занятия из серии «Здоровье»Самомассаж  Современные здоровьесберегающие технологии3. Коррекционные технологииАрттерапияТехнологии музыкального воздействияСказкотерапия  Технологии воздействия цветомТехнологии коррекции поведенияПсихогимнастика Показатель индекса массы тела разработан бельгийским социологом и статистиком Адольфом Кетеле (Adolphe Quetelet) в 1869 году.Индекс массы тела — ИМТ (англ. body mass index (BMI)) — величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и, тем самым, косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной (ожирение). ИМТ важен при определении показаний для необходимости лечения, в том числе применения препаратов для лечения ожирения.Индекс массы тела рассчитывается по формуле: ИМТ=m/h*hгде:m — масса тела в килограммахh — рост в метрах,и измеряется в кг/м².  В соответствии с рекомендациями ВОЗ разработана следующая интерпретация показателей ИМТ: 16 и менее Выраженный дефицит массы16—18 Недостаточная (дефицит) масса тела18—25 Норма25—30 Избыточная масса тела (предожирение)30—35 Ожирение первой степени35—40 Ожирение второй степени40 и более Ожирение третьей степени (морбидное) Индекс массы тела следует применять с осторожностью, исключительно для ориентировочной оценки. Согласно израильскому исследованию идеальным для мужчин является индекс массы тела в 25-27. Средняя продолжительность жизни мужчин с таким ИМТ была максимальна.