Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
МОУ «ЛИЦЕЙ №5»
Костюшева Людмила Владимировна,
Учитель русского языка и литературыЕсли вы не думаете о своем будущем,
У вас его не будет.
Бертан Рассел,
Философ ХХ векаСамый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Наше будущее – это наши дети. Детям, чтобы прочно усвоить знания и збежать накала усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, должны быть созданы условия для полноценного восприятия знаний. Созданы ли нами такие условия?
Цель современной школы – подготовка детей к жизни, полной огромного объема информации. Информация для школьников и педагогов на нынешнем этапе все более осознается как важный образовательный ресурс. Требования современной действительности – уметь пользоваться образовательной информацией, оперативно добывать ее, воспринимать уметь анализировать и транслировать. Помимо школы дети посещают дополнительные образовательные учреждения, музыкальную, спортивную школы. Не слишком ли тяжелый груз ложится таким образом на школьника, на его неокрепшую нервную систему и развивающийся организм. Педагоги наряду с повышением качества образования выражают обеспокоенность по поводу состояния здоровья обучающихся. Результаты исследований говорят о том, что 14,2% детей здоровы. По данным газеты “Аргументы и факты” здоровы только около 6-7% детей, окончивших школу. Педагоги видят выход решения ситуации в овладении необходимыми здоровьесберегающими приемами и методами.
Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Во избежание усталости учащихся необходимо на каждом уроке разнообразить виды работ, ввести игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение небольших творческих заданий. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом.
Также с помощью подбора текста можно развить определенные орфографические и пунктуационные навыки, решить учебные методологические задачи. Пропаганда здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом – неотъемлемая часть и воспитательного процесса. Желательно на уроке вести свой персональный Словарь мудрых мыслей.
«Пешком ходить – долго жить»
«Будешь двигаться – через хребет перевалишь, будешь сидеть – в яму скатишься»
«Систематически заниматься спортом – значить заботиться о своем здоровье»
«Воздух, солнце и вода – три кита здоровья»
Также школьникам предлагается выполнить задания:
Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч;
Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным;
Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегавших ежедневной тренировкой мышц.
Творческий словарный диктант;
Вид спортивной гимнастики (аэробика);
Система физических упражнений, способствующая общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика);
Расслабление и снятие психического напряжения (релаксация);
Правила времяпрепровождения (распорядок дня);Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках в 6-8 классах блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объеме домашнего задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.
Школьной программой предусмотрено выполнение творческих работ на спортивную тематику. Так в 6 классе ученики учатся составлять спортивный репортаж, в 7 классе школьникам предлагается написать сочинение-описание по картине Т.Н; Яблонской «Утро», в 8 классе сочинение-интервью по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа». Необходимо педагогу вводить в учебный процесс комплекс развивающих технологий.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом, задания на перегруппировку, на распознание ошибок, на поиск ошибок, позволяет избежать монотонности на уроке. Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки, тем самым повышая мотивацию к учению.
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачетные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию. Во время выполнения сложных заданий для снятия напряжения используется «Психологическая страница».
Словарь мудрых мыслей:
«Хороший смех оздоравливает душу»
«Здоровый сон – прекрасное самочувствие днем»
«Улыбка – лучшая таблетка»
Предлагается текст для орфографического разбора в 7 классе.
Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Все наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум – прекрасное средство от страха в зубном кабинете.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты) – послушать хорошую музыку, связанную с темой урока, посмотреть слайд с изображением пейзажа, обсудить увиденное и услышанное.
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. Конечно, это все требует от учителя больших затрат времени, душевных сил и эмоциональной нагрузки.
И все же цель таких уроков – обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.
Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ответственность за то, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя российская школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.
Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременному отдыху ребят.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом, задания на перегруппировку, на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачетные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты). Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. Русский язык – богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни. Их можно объединить в «Словарь мудрых мыслей».
Желательно, чтобы ученики завели такой «Словарь» и делали в нем записи:
«Кто жаден до еды, тот дойдет до беды»
«По яблоку в день – и доктор не нужен»
«Ешь просто – доживешь лет до ста»
«Здоров на еду, да хил на работу»
«Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест»
Без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка не обойтись, т.к. они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Этот вопрос необходимо рассматривать в комплексе. Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.
Если в школе все будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем, если в школах будут специалисты, работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать. Будем надеяться, что каждый учитель нашей школы будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим