Презентация на тему: Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе в начальной школе


Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе в начальной школе.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.Использовались материалы:Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Издательство «АРКТИ», 2006 г., с.319http://office.microsoft.com/ru-ru, http://fantasyflash.ru Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной, полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение было в радость? Цель:Создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника, через использование педагогических технологий и методических приемов. Задачи:Активизировать участие педагогов в эффективном использовании здоровьесберегающих технологий в школьных программах. Разнообразить формы работы по формированию у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Обеспечить оздоровительными видами деятельности режим дня школьника.

Школьные факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихсяНесоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;Перегруженные учебные программы, несовершенство учебных программ и образовательныхтехнологий, а также интенсификация учебного процесса;Недостаток двигательной активности;Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни;Неправильное (нерациональное) питание учащихся;Авторитарный стиль преподавания;Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;Неблагополучное состояние здоровья педагогов.




Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики• Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с ис­пользованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.• Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.• Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученным материалом.• Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательного процесса, обес­печение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от кон­кретных условий проведения урока.• Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образова­тельных технологий, таких как физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры и т.д.• Тщательная диагностика, прогнозирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.



Рекомендации, позволяющие избежать перегрузок на уроках в начальной школе.Продолжительность урока: 1 класс (сентябрь) — 3 урока по 35 мин, с октября — 4 урока по 35 мин, и лишь после адаптации детей урок может продолжаться 45 минут. Максимальная нагрузка:1 класс — 22ч . 2-4 класс — 25ч должны учиться только в первую смену. Домашние задания даются с учетом воз-можностей ребенка: 1 класс — до 1 ч, 2 класс — до 1,5 ч, 3-4 классы — до 2 ч, не даются зада-ния на понедельник.



ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ(по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе») При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока: Гигиенические условия в классе (кабинете);Число видов учебной деятельности, используемых учителем;Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;Число использованных учителем видов преподавания;Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Чередование видов преподавания;Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;Физкультминутки и физкультпаузы;Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;Благоприятный психологический климат на уроке;Преобладающее выражение лица учителя;Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;Темп и особенности окончания урока;Состояние и вид учеников, выходящих с урока. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.




Число видов учебной деятельности, используемых учителем: Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д.






Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности Ориентировочная норма: 7-10 минут.

Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.




Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.



Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.




Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.


Физкультминутки и физкультпаузы Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.


Благоприятный психологический климат на уроке. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.




Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.


Состояние и вид учеников, выходящих с урока. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.


Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии. Х___ х 100% = У, где Х – количество набранных баллов, У – получившийся 32 Результат ( величина «У» должна быть более 70%) 


Средняя продолжительность занятий школьников Вид занятияДни неделиНачальное звено (1-4 кл)СОНПонедельник9,6Вторник9,5Среда9,5Четверг9,5Пятница9,5Суббота10,4Воскресенье10,6ДОМАШНЕЕЗАДАНИЕПонедельник1,5Вторник1,6Среда1,6Четверг1,6Пятница1,7Суббота2Воскресенье1,7ПРОГУЛКИПонедельник2Вторник2Среда2Четверг2Пятница2,2Суббота3Воскресенье3ТЕЛЕВИЗОРПонедельник1,3Вторник1,3Среда1,4Четверг1,4Пятница1,2Суббота1,5Воскресенье1,6 Средняя продолжительность занятий школьников ЧТЕНИЕПонедельник0,7Вторник0,7Среда0,7Четверг0,7Пятница0,7Суббота0,8Воскресенье0,8РАБОТА НАКОМПЬЮТЕРЕПонедельник1,9Вторник1,4Среда1,5Четверг1,6Пятница1,8Суббота1,9Воскресенье1,12ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙПонедельник0,9Вторник0,9Среда0,8Четверг0,9Пятница0,9Суббота1,03ВоскресеньеСредненедельная нагрузка (уроки + факультативы)1,024,1ИТОГИОбщеучебная нагрузкаа (уроки + факультативы + дом. задания)5,7Общаястатистическая нагрузка6,7 – 10,7 Спасибо за внимание.