ДокладСОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Автаева Т. И.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы выделяют три важных постулата:
школа является важнейшим фактором развития личности;
школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.
Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.
Школа призвана подготовить ребенка к жизни в условиях неопределенности и высоких темпов развития, то есть, к жизни в мире.
В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий мы выделили:
Личностно-ориентированная технология;
Здоровьесберегающие технологии;
Информационно-коммуникационные технологии;
Технологию уровневой дифференциации;
Игровые технологии;
Тестовые технологии
Технология развития критического мышления;
Технологии проектной деятельности;
Проблемно-диалогическая технология;
Система инновационной оценки «Портфолио».
Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, творчески думающего, владеющего современными методами, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Личностно-ориентированное обучение это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования .
Почему мы отдаем предпочтение этой технологии обучения. Во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы - личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей. Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого.
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, проектную деятельность.
Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого класса.
Технология использования игровых методов.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Проектная деятельность - это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.
Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Основные принципы учебного проектирования
Опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал;
Возможно большая самостоятельность учащихся;
Творческая направленность;
Работа в команде;
Организация ценностных смыслов, формирование «гражданского сознания», опыт «социальной коммуникации»;
Свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности
Включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность
Систематическое отслеживание результатов работы, презентации
Информационно - коммуникативные технологи
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
обеспечивает наглядность
привлекает большое количество дидактического материала
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 раза
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
Применение ИКТ:
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
В нашей школе информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью обучения. Педагоги создают личные пространства для обучающихся, в которых они могут работать как на уроке, так и дома. При проведении уроков используются мультимедийная система, при выполнении проектных работ дети создают собственные презентации по темам. На уроках учителя используют интерактивные доски.
Технология уровневой дифференциации
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Проблемно-диалогическая технология .
Цель - обучить самостоятельному решению проблем. Средство - открытие знаний вместе с детьми.
Проблемный диалог обеспечивает следующие образовательные результаты.
Регулятивные – умение решать проблемы
Коммуникативные – вести диалог
Познавательная – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.
Тестовые технологии.
Для существенного улучшения качества образования в нашей школе на основе расширенного применения заданий в тестовой форме, не только для контроля, но и для формирования системы знаний дало начало новой образовательной технологии
– тестовой технологии.
Тестовые технологии:
во-первых, обеспечивают объективность контроля, исключают субъективный фактор (за одну и ту же работу ученики получают разные оценки).
во-вторых - легко обрабатываются результаты (проверять гораздо легче, чем контрольные работы), экономится время учителя.
в-третьих - развивается логическое мышление учащихся, внимательность.
В сочетании с различными видами проверки, используются компьютерные тестовые задания, которые является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
Здоровьесберегающие технологии.
Следующая технология – здоровьесберегающая технология, является первостепенной в XXI веке.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Существуют различные типы технологий:
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая подготовка, утренняя гимнастика, дни здоровья )
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (внеурочные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
В нашей школе мы стараемся использовать все типы здоровьесберегающих технологий:
Введён 3час физкультуры
На уроках проводятся физкультминутки,гимнастика для глаз.
В 1 классе проводятся динамические часы .
Проходят спортивные соревнования и Дни Здоровья.
Зимой на уроках физкультуры дети ходят на лыжах.
Проводятся тематические классные часы.
Система инновационной оценки «ПОРТФОЛИО»
К числу современных образовательных технологий можно отнести и систему инновационной оценки «портфолио».
Портфолио (в широком смысле этого слова) это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
·развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
·формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
· содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;
·закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.
Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассниками более верными и ответственными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, М 1998. - 256 с
2.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996
3.Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.
4.Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. - №1.
5. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж, Юнеско,1986г.
6.Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
7. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.









13PAGE 15