Коучинг по теме: Применение формативного оценивания на уроках


Коучинг на тему: «Формативное оценивание в учебном процессе »
«Мы более похожи на желудь,
который содержит в себе
весь потенциал, чтобы
стать могучим дубом»
Джон Уитмор
На первом этапе курсов повышения квалификации второго (основного) уровня педагогических работников Республики Казахстан познакомилась с понятием коучинга. Одним из ключевых идей коучинга является то, что «коучинг - весьма эффективный способ оказания помощи учителям в их профессиональном развитии и совершенствовании». («Руководство для учителя(Коучинг и менторинг)»На курсах мы получили знания о коучинге, работая в группах планировали и составляли сценарий, а затем показывали свои коучинги другим курсантам. Вместе с тренером анализировали, и находили слабые и сильные стороны Эта идея пришлась мне по душе. Поэтому на практике, решила претворить эту идею в жизнь.Школа где я работаю, общеобразовательная, смешанного типа. Качественный состав педагогов весьма высок для сельской местности: шестеро учителей высшей категории, четверо учителей первой категории, шестеро второй категории. Школа занимает ведущие позиции в районе по итогам ЕНТ, по участию в интеллектуальныхзаочных олимпиадах и очных районных олимпиадах. а также в научных проектах. Для того, чтобы определиться с темой моего коучинга мне пришлось провести опрос по семи модулям Программы(с семи модулями программы учителя знакомы по коучингам коллег прошедшим курсы второго и третьего уровня) Опрос показал что, учителя редко используют на уроках приемы формативного оценивания, за исключением учителей прошедших уровневые курсы, а таковых в школе немного.
Темой для своего коучинга выбрала модуль: «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Причиной выбора именно этого модуля считаю, то что в школе за последние годы наблюдается снижение качества знаний по многим предметам. На педагогических советах вопрос о качестве знаний стоит на первом месте. Я считаю, что формативное обучение позволит учителям решить эту проблему. Именно благодаря формативному оцениванию можно «определить сложность в обучении, прогнозировать развитие учеников, улучшить обучение и устанавливать эффективные пути достижения необходимого уровня». (Руководство стр-261). В коучингепроводимом мной решили участвовать молодые учителя, а также коллегиимеющие небольшойстаж работы. Цельюсвоего коучинга определила: «Оказать содействие учителям в применении формативного оценивания».Определила задачи коучинга: дать определение понятию формативное оценивание, выявить отличия между оцениванием для обучения и оцениванием обучения, совместно с учителями разработать критерии оценивания.
Ожидаемый результат: учителя узнают о формативномоценивании, научатся разрабатывать критерии оценивания и смогут применить приемы формативного оценивания на своих уроках. Коучинг я решила проводить применяя групповую форму работы. Для создания эмоционально-позитивного настроя,а также для консолидации группы решила провести психологическии тренинг «Подарок».
Делить на группы решила с помощью цветных стикеров. Самым главным этапом для проведения оценивания является составления критериев оценивания. Для того чтобы подвести учителей к понятию критериального оценивания, я дала им задание: учителя нарисовали форму футболиста,а затем после обе группы стали взаимооценивать друг друга. Однако при проверке задания оказалось, что оценки у большинства учителей были завышены.
Используя наводящие вопросы мне удалось подвести к тому, что для объективного оценивания необходимо выработать критерии оценивания. Первая группа выработала следующие критерии оценивания:
1.Должна быть указано название команды.
2.Единый цвет.
3.Фамилия футболиста.
4.Логотип.
Вторая группа составила следующие критерии:
1.Единая форма.
2.Единый цве.т3.Номер спортсмена.
4.Название государства.
5.Форма должна состоять из полного комплекта включая кроссовки и гольфы.Таким образом учителя на основе этого задания пришли к выводу, что оценивание должно быть критериальным. Я считаю этот момент наиболее положительным в ходе коучинга, потому что коллеги пришли к этому выводу на основе своего опыта.
После этого приема, я сформулировала тему и цель коучинга. Затем дала таблицу «До и после» для того чтобы узнать, о том что узнали коллеги в процессе проведения коучинга. В ходе применения приема«Дискуссионная карта», учителя определили положительные и отрицательные стороны суммативного оценивания. Учителями были названы много отрицательных моментов суммативной оценки: такие какнеобъективность, о том что суммативнаяоценка не показывает достижений и реальных знаний учащихся.В конечном итоге пришли к выводу что,все виды оценивания дополняют друг друга и поэтому должны использоваться на уроке.
Следующим этапом коучинга, была теоретическая часть коучинга. Я познакомила коллег с презентацией о формативном оценивании.В ходе презентации учителя узнали, о приемахформативногооценивания. Плюсом на этом этапе коучинга было то,что учителя на примере смогли узнать о формативном оценивании, для того чтобы использовать его на своих уроках. Некоторые учителя даже записали себе, эти моменты презентации.
На первом этапе курсов повышения квалификации в моменты, когда умственная усталость достигала своего пика, тренер использовала физминутки для того, чтобы мы расслабились. Я тоже решила пойти по этому пути и провела физминутку.
Вторая цель, которую я преследовала было познакомить коллег с этим этапом урока, так как учителя, участвовавшие на коучинге преподавали в младших классах, чтобы в дальнейшем они могли использовать физминтки на уроках. Этот этап, я считаю удачным в ходе проведения коучинга, так как после физминутки, некоторые коллеги попросили скинуть физминутку им на флешки.
Следующее задание было направлено на то, чтобы в ходе самостоятельного прочтения и обсуждения «Руководства для учителей второго уровня»(ресурсы)
учителя более углубленно узнали об этой форме оценивания. После обсуждения, используя полученную информацию, учителя составили постеры на эту тему. Спикеры групп выступили с защитой своей работы. Работали активно, постоянно обращались к источнику. Постеры были содержательные. Учителя оценили значимость использования формативного оценивания на своих уроках.
Но на этом этапе коучингабыли и отрицательные моменты, например: момент чтения «Руководство для учителя второго уровня».Я думаю не учла тот факт,что коллеги не проходили курсы и поэтому чтение «Руководства для учителей второго уровня» давалось им с трудом. Чтобы выйти из этой ситуации мне пришлось использовать другие источники, например, статьи из сети Интернет о формативном оценивании. На следующем коучинге я учла этот момент при изучении теории.
В заключении я предложила коллегам дополнить таблицу «До и после». Анализируя записи в таблицах коллег, я пришла к выводу что, коучинг мой прошел на хорошем уровне, учителя узнали о формативном оценивании и его приемах, о значимости формативного оценивания для учителей.Большинствоучителей написали, что будут использовать эту форму оценивания на своих уроках.Некоторые коллеги предложили мне поделиться листами по само-и-взаимооценивания.
Вначале, когда я выбирала тему для коучинга думала, что эта модуль наиболее легкий по сравнению с другими для знакомства с коллегами. Но уже в процессе занятия убедилась в обратном. Во-первых очень трудно было подводить коллег к мысли о критериях оценивания,такую же трудность я испытывала и при работе с учащимися,когда вводила модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» на свои уроки. Я поняла для того, чтобы быть коучем надо быть более мобильным, более раскованным,чего к сожалению, у нас меня не хватает.Учитывать настроение коллег,знать их потребности. Быть коучем мне понравилось.Это способ выхода на новый уровень развития.Я считаю, что смогу выйти на этот уровень.
План коучинга №1.
Тема: Формативное оценивание в учебном процессе
Цель: Оказать содействие учителям в применении формативного оценивания.
Ожидаемый результат: учителя узнают о формативном оценивании, научатся разрабатывать критерии оценивания, применять приемы формативного оценивания на своих уроках.
Ресурсы: компьютер, листы А3,А4 фломастеры, маркеры, музыкальное сопровождение, видео-ролик «Формативное оценивание»
Ход занятия:
1. задание. Тренинг «Подарок» (7 мин)
2.задание. Групповая работа: « Составление критериев оценивания».(10 мин.) Фото№1
3.задание.Дискуссионная карта: «Положительные и отрицательные стороны суммативной оценки» (10 мин.)
4. задание. Просмотр презентации: «Формативное оценивание» (5 мин.) Фото№6
5. задание. Физминутка: « Макарена».(3 мин)
6.задание. Работа с Ресурсами о Формативном оценивании: прочитать текст,обсудить в группе и нарисовать постер на тему: «Формативное оценивание».(15 мин) Фото№2,№5
7.задание. Защита постеров (10 мин) Фото№3,№5.
8. задание. Прием «До и после»(5 мин)


Фото№1Составление критериев.Фото№3 Постер группы №1

Фото№2 Работа с ресурсами.Фото№4 Постер группы №2

Фото№5 Составление постера. Фото№6 Просмотр презентации.