Презентация к выступлению на педагогическом совете Деятельностный подход: авторы, история становления, Современные технологии.


Материалы к семинару«Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода».Зимнович Н. В.Деятельностный подход:Авторы, история становления,Современные технологии.03.11.2015 «Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить». Б. Шоу. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Б. Шоу. Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,дай мне действовать самому, и я научусь.Пословица В связи с введением новых  ФГОС  в систему образования России, системно- деятельностный подход стал обязательным для всех учителей её образовательного пространства, т.к. именно он лежит в основе ФГОС и призван обеспечить соответствие учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. В системно- деятельностном подходе понятие деятельности занимает одно из ведущих мест, а деятельность сама рассматривается как система. Что означает понятие "деятельность"?Деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат.  (Стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий). Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). Важно увидеть, что все действия не разорваны. В деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности обучаемого и присущие этим особенностям формы деятельности. Глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире. Перед образованием ставятся задачи:научить получать знания (учить учиться) научить работать и зарабатывать (учение для труда) научить жить (учение для бытия) научить жить вместе (учение для совместной жизни) Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности.Жак Делор Деятельностный подход возник в 20-е гг. XX века в период психологического кризиса 10-30-х гг. Сущность психологического кризиса проявилась в невозможности объяснения психических феноменов существующими теориями, в поиске новых направлений и методологических оснований исследования психики и сознания человека. Впервые о деятельности как особой категории, которая не может быть отнесена ни каким другим формам активности, заговорил М. Я. Басов. В его теории впервые в качестве предмета исследования выступили не сознание и не поведение, а деятельность. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским. Основы деятельного подхода в психологии заложил А. Н. Леонтьев. Он исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических действий для человека с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах. Деятельностная теория С. Л. Рубинштейна: сознание и деятельность едины. Предметом изучения психологии, С. Рубинштейн считает психику, но опосредованную предметным преобразованием действительности, то есть деятельностью. Рубинштейном бы сформулирован принцип единства сознания и деятельности - один из базовых принципов отечественной психологии: сознание и психика формируется в деятельности, в деятельности же и проявляются.С. Л. Рубинштейн С чем человек приходит в этот мир, что он созидает в нем и что оставляет, уходя? Ответы на эти вопросы, по существу, определяют координаты человеческой жизни. Однако они не охватывают своими определениями того, что претерпевает в этой жизни человек, что он преодолевает и что побеждает. Отсюда - координаты возможностей и реальных деяний человека должны быть помещены в другое измерение - целого мира, в котором человек ищет ж находит /или не находит/ свое место, в котором он испытывает воздействия ж страдание, в котором он одно теряет, а другое приобретает взамен! Последнее и составляет собственно содержание и смысл человеческой жизни. Рубинштейн С. Л. В дальнейшем развитие теории деятельностного опосредования сознания развивалось в таких направлениях:- филогенетическом (А. Запорожец, К. Фабри),- историко-антропологическом (С. Рубинштейн, А. Леонтьев, П. Гальперин),- социогенетическом (А. Леонтьев, А. Лурия, М. Коул),- онтогенетическом (Д. Эльконин, В. Давыдов, А. Запорожец),- патопсихологическом (А. Лурия, Е. Хомская, Б. Зейгарник),- функционально-генетическом (Б. Теплов, Б. Ананьев, Н. Бернштейн). Задача учителя сегодня:- организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся;- научить учащихся самостоятельно ДОБЫВАТЬ знания и ПРИМЕНЯТЬ полученные знания на практике;- отбирать для указанных целей такие методы, технологии обучения, которые бы не только и не столько позволяли усваивать готовые знания, сколько приобретать знания самостоятельно из разных источников;- формировать собственную точку зрения;уметь ее аргументировать;- использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний, то есть развитие компетентности учащихся. Из ПООП ООО(Примерная основная образовательнаяпрограмма основного общего образования)550 стр.1.1.2 Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход.ОДОБРЕНАрешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая может осуществляться в рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности. Программа ориентирована на использование в рамках урочной и внеурочной деятельности для всех видов образовательных организаций при получении основного общего образования.Из ПООП ООО(Примерная основная образовательнаяпрограмма основного общего образования) Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.Из ПООП ООО(Примерная основная образовательнаяпрограмма основного общего образования) Особенностью учебно-исследовательской деятельности является «приращение» в компетенциях обучающегося. Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием. Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.Из ПООП ООО(Примерная основная образовательнаяпрограмма основного общего образования) Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся –(автор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.Из ПООП ООО(Примерная основная образовательнаяпрограмма основного общего образования) Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:- макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;- постеры, презентации;- альбомы, буклеты, брошюры, книги;- реконструкции событий;- эссе, рассказы, стихи, рисунки;- результаты исследовательских экспедиций, - -обработки архивов и мемуаров;- документальные фильмы, мультфильмы;- выставки, игры, тематические вечера, концерты;сценарии мероприятий;- веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.Из ПООП ООО(Примерная основная образовательнаяпрограмма основного общего образования) Среди видов учебной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ-компетенции обучающихся, можно выделить в том числе такие, как: выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности задания, предполагающие использование электронных образовательных ресурсов; -создание и редактирование текстов; -создание и редактирование электронных таблиц; -использование средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов; -создание и редактирование презентаций; -создание и редактирование графики и фото; -создание и редактирование видео; -создание музыкальных и звуковых объектов; -поиск и анализ информации в Интернете; -моделирование, проектирование и управление; -математическая обработка и визуализация данных; -создание веб-страниц и сайтов; -сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем.Из ПООП ООО(Примерная основная образовательнаяпрограмма основного общего образования) Новые Стандарты образования дают возможность социализации, обеспечивающей вхождение молодогочеловека в общество.    Разнообразные формы деятельности на уроках позволяют формировать опыт творческой деятельности.         Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога. Ч. ТемплОбразование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте.А. Дистервег Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Успехов , коллеги,в работе по реализацииФГОС -2. http://psydom.ru/page/deyatelnostnyhttp://allrefs.net/c13/2yamz/http://ruquote.com/autor/rubinshteyn_s_l/Источники информации:ПООП ОООФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897