Образовательная программа дополнительного образования: «Физические явления в инфраструктуре города»


Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
____________Вычегжанина Н.Ф.
«___» ______________ 2013 г.

Рассмотрена
На заседании школьногометодического объединения
математики, физики, информатики
протокол № ____
от «___» ________2013г.
Согласовано:
Руководитель МО
Крюкова Л.В.______________
(ФИО)
Согласовано:
Зам.директора по УВР
_________________________
(ФИО)
«___» ______________ 2013 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Физические явления в инфраструктуре города
Автор программы:
Гоголева Оксана Рашитовна
учитель физики
высшей квалификационной категории
г. Лесосибирск, 2013


Пояснительная записка.
Курс рассчитан на 18 часов. Возрастной состав учащихся: ученики 9 класса. Количество учащихся не более 15 человек. Состав временный.
Набор осуществляется по изучению потребностей и запросов ребят.
Изучить учебники - еще не значит освоить физику и овладеть соответствующим мышлением. Настоящее образование человек получает тогда, когда сам ищет ответы на возникающие у него вопросы.
В рамках данного курса будут выполняться исследовательские и проектные работы по изучению различных инфраструктур города. Учащиеся в составе нескольких исследовательских групп будут работать в различных направлениях. Каждая группа изучает теорию, а затем проводит исследовательскую работу в своем направлении. В классической физике инструментарий, как правило, известен – это методы физического познания: наблюдения, эксперименты, выдвижение гипотез, моделирование, проверка простроенного объяснения или теоретической схемы. Но мы будем использовать не только физические методы, но и некоторые эвристические,- фантазирование, гиперболизация, «мозговой штурм», проведение различных экскурсий, экспедиций.
Программа интересна и для ребят успешных в учебе, и для ребят которые испытывают некоторые затруднения. Каждому школьнику интересно получить ответы на вопросы: Откуда? Почему? Как это происходит?
Прежде чем ответить на эти вопросы необходимо: - понять и сформулировать свое незнание об увиденном. Незнание гораздо важнее уже известного. Ведь как известно, движущейся силой является вопрос, а не ответ. Итак, проблема, вопрос или противоречие сформулированы. Что же дальше? А дальше выбираются пути и методы познания. Чтобы отвечать на поставленные вопросы, нужно определиться с выбором позиции и соответствующего познавательного инструментария. Изучение некоторых явлений окружающего мира позволит взглянуть на изучаемую в школе физику как на метод познания, а не склад готовых знаний.
Цель данного курса:
Организация предпрофильной подготовки учащихся. Помочь ребенку выбрать нужный ему профиль. Кроме того, помочь ученикам научиться находить тайны окружающих явлений, исследовать их, объяснять их, используя для этого методы физической науки.
Результатом данного курса будет умение, видеть повседневное проявление физических законов в жизненных ситуациях.
Задачи курса:
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Правильно сориентироваться в выборе профиля
Данный курс ориентирован на физико-математический или технологический профиль, поэтому курс ставит следующие задачи:
Познакомиться с производством, передачей и использованием электроэнергии (при решении этой задачи планируется посетить Лесосибирский ЭнергоСбыт, Северные электрические сети, УЖКХ)
Выяснить откуда в наши квартиры поступает тепло (посещение ТЭЦ, ТЭС)
Гидрологический мониторинг реки Енисей (посещение СЭС)
Методически проработать и проектно оформить замысел
Подготовить и выполнить презентацию проекта.
Требования к подготовке учеников по курсу «Физические явления в инфраструктурах города»
Учащиеся должны знать:
Задачи проекта
Ключевые фигуры
Учебные и образовательные результаты
Качественные показатели
Продукты проекта и результаты
Этапы реализации
План реализации
Учащиеся должны уметь:
Проводить анализ ситуации
Осуществлять процесс разработки проекта
Осуществлять командную разработку проекта
Сформулировать проблему
Поставить цель и задачу своей исследовательской работе
Вести коммуникацию
Осуществлять рефлексию процессов командной деятельности, коммуникации, мышления.
Учащиеся должны понимать:
Ценность командной работы
Возможность критиковать и быть критикуемым
Возможность совершенствоваться
Проявлять собственную инициативу
Принимать инициативу других.
Приемы и методы работы с участниками курса
Теоретические Практические
Анализ
Классификация
Разбор случая
Рефлексия ситуации
Комментирование
Организация работы в группах
Обращение участников к собственному опыту
Мозговой штурм
Фантазирование
Гиперболизация
Объяснение схемы
Выдвижение гипотез Практическая работа
Частично-поисковый способ работы
Наблюдение
Экспедиция
Экскурсия
Эксперимент
Моделирование
Исследование

Итог курса:
Очень важно на завершающем этапе решения проблемы осознать те пути и способы своих действий, которые привели к полученному результату, выяснить возникшие трудности и методы, которыми они преодолевались.
Такой анализ деятельности (рефлексия) – еще одно важное средство для решения проблем и задач.
Для рефлексии проделанной работы ребята должны представить свой творческий отчет, где будут показаны и их успехи, и трудности и защитить его либо в виде проекта, либо в виде презентации, либо в любом другом виде.
Тематическое планирование курса
«Физические явления в инфраструктурах города»
№ Тема занятия Деятельность участников Оценочная деятельность Вид деятельности сроки
1 Общее представление о инфраструктурах города. Выполнение описания ситуации. Организация микрогрупп. Обсуждение соответствия проблемы и замысла. Групповая работа, процессы коммуникации, рефлексии. 1 час
2 Производство, передача и использование электрической энергии. Изучение теоретической части вопроса. Создание схемы производства электроэнергии и передача её к потребителю Работа в группах: классификация изученного материала 1 час
3-5 Энергоснабжение города Лесосибирска. Изучение схем, экскурсии СЭС, Энерго Сбыт Вынести свои предложения по улучшению поставки электроэнергии Мозговой штурм, выдвижение гипотез 2 часа
6-7 Сколько электроэнергии потребляет город за день? Экскурсии в УЖКХ Произвести расчеты по полученным данным, сколько потребляется энергии за неделю, месяц, год. Практическая работа
Презентация наработанного группой 2 часа
8 Производство и передача тепла. Изучение теоретической части вопроса. Создание схемы доставки тепла в квартиры. Работа в группах:
моделирование 1 час
9-10 Теплоснабжение в городе Лесосибирске. Экскурсии на ТЭЦ, ТЭС Вынести свои предложения по уменьшению потерь тепла при доставке его к потребителю Фантазирование, выдвижение гипотез,
Дискуссия, презентация наработанного группой. 2 часа
11-12 Гидрологический мониторинг реки Енисей Изучение скорости течения реки, расход реки, прозрачность воды, температурный режим, цветность реки.
Экскурсия СЭС, экспедиция на берег Енисея По полученным данным сделать выводы о питании реки, о её ионизации, чистоте воды. Сделать свои предложения о том, как можно очистить реку от нефтяных и других химических и механических загрязнениях. Работа в группах. Исследование, частично-поисковый способ деятельности.
Презентация своих наработок. 2 часа
13 Подготовка презентации проекта. Определение с темой, целью и задачами проекта. Определение результатов и продуктов от осуществления проекта Работа в группах: мозговой штурм 1 час
14 Подготовка презентации проекта. Разработка плана реализации проекта Создание схемы оценки успешности проекта Работа в группах: моделирование 1 час
15 Презентация проекта Защита проекта Рефлексия Дискуссия 1 час
16-18 Заключительное занятие Анализ работы курса. Рефлексия Дискуссия 3 час
Результаты данной образовательной деятельности:
Ребята получили новые знания о инфраструктурах города
Получили некоторые практические навыки
Посетили ряд предприятий города
Систематизировали знания в этих вопросах
Провели поисковые работы
Исследовательские работы
Презентовали свои работы
Провели рефлексию курса
Материально - техническое, информационное, методическое обеспечение курса:
Интернет
Экскурсии
Экспедиции
Оборудование для проведения исследовательских работ ( схемы, графики, расчетки, приборы для изучения уровня радиации, температурного режима, скорости реки, расхода реки)
Литература, связанная с данной тематикой.

Литература
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев Физика – 11 класс, Москва, «Просвещение», 1991
Новая иллюстрированная энциклопедия. Москва ООО «Мир книги», 2000
Н.М. Бергер Изучение тепловых явлений в курсе физики средней школы: Пособие для учителей. Из опыта работы. – Москва «Просвещение», 1981
Физика. Справочник школьника. Москва «Слово», 1995
Детская энциклопедия «Все обо всем» Москва «Слово», 1996
Физический практикум для классов с углубленным изучением физики. Под редакцией Ю.И. Дика, 2-е издание, Москва «Просвещение», 2002
А.А. Пинский, В.Г. Разумовский Физика и астрономия – 8 класс, Москва «Просвещение», 2001
С. Ловягин «Изучение физики в 7-8 классах на основе простых, наглядных и содержательных экспериментов» Приложение к газете «Первое сентября» – Физика №1 2003 с.22-28
А. Семке «Межрегиональная экспедиция» Приложение к газете «Первое сентября» – Физика № 5 2004 с. 18 - 22
Энциклопедия «Кирилла и Мефодия»