Программа внеурочной деятельности по биологии и экологии клуба Исследователь


МБОУ «Пригорьевская средняя школа»
Рассмотрено на МО
учителей естественно – математического цикла
МБОУ «Пригорьевская средняя школа»
Протокол №1от 27.08.2016
Программа внеурочной деятельности
«Экспериментатор»
клуба «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Программу разработала:
Макарова Е.Н.,
учитель биологии высшей категории
2016 г.
Программа внеурочной деятельности
«Экспериментатор»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Экспериментатор» клуба «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»: предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению обучающихся подросткового и старшего школьного возраста, и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Вид программы: модифицированная, вариативная.
Нормативно-правовая основа:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
«Санитарно-эпидемиологическими требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерства образования и науки Российской Федерации – М.: «Просвещение», 2011
Данилюк А.Я. , Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. -М.: «Просвещение», 2010
Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик учащегося средней школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса клуба «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» отвечает запросам и потребностям обучающихся данной возрастной группы, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность, развивает навыки работы в разновозрастных группах. В рамках реализации данной программы внеурочной деятельности обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам. Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях немаловажное значение приобретает деятельность по развитию интеллектуальной стороны личности. Возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках клуба «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ», базируются на том, что они связаны с удовлетворением важных для детей познавательных, социальных и интеллектуальных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.
Исследовательская деятельность учащихся в рамках реализуемой программы организуется таким образом, чтобы обучающиеся могли развивать и формировать навыки работы с разными видами информации с целью решения поставленных перед ними задач. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 13-17 лет
Сроки реализации программы: 2 года
Принципы и подходы к формированию программы
Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения обучающихся предполагают лишь различные варианты включения ребёнка в собственную исследовательскую практику. В большинстве начальных, средних школ и тем более в высших учебных заведениях педагоги убеждены, что стоит только загрузить обучающегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдёт полным ходом.
Предполагается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребёнок сам научится это делать. Наивность этого подхода становится очевидной сразу, как только на этом заостряется внимание.
Никакого исследования не проведёт ни школьник средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Редкий студент способен делать это после долгих, мучительных проб и ошибок. Можно, конечно, попытаться обучить этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей обучающихся.
Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.
Таким образом, программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные знания по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)
Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю. В каникулярное время проводятся, по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также опытно-экспериментальная деятельность обучающихся.
Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи программы:
развивать познавательные способности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Тематическое планирование
№ Название темы Примечание
1 Введение в исследовательскую деятельность 2 Проработка индивидуальных исследовательских тем естественно-научного направления 3 Проведение цикла экспериментов 4 Конференция клуба «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Программа занятий
№п\пТема Основные виды деятельности
Тренинг Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.
Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».
Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.
Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов.
Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты.
Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.
Подготовка работ к публичной защите.
Защита исследовательских проектов.
1 Культура мышления 2 Методы исследования 3 Научная теория 4 Научное прогнозирование 5 Совершенствование техники наблюдения экспериментирования 6 Искусство задавать вопросы и отвечать на них из наблюдений и экспериментов 7 Умение выявлять проблемы 8 Ассоциации и аналогии 9 Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов 10 Как подготовиться к защите Исследовательская практика 11 Определение проблемы и выбор темы собственного исследования 12 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 13 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований Мониторинг 15 Участие в защите результатов исследований учеников клуба «Исследователь» в качестве зрителя 16 Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов в рамках научно – практической конференции «Шаг в науку» 17 Подведение итогов Воспитательная направленность занятий в рамках клуба «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к познавательной мотивации.
Формы работы на занятиях клуба «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»: формой организации занятий является индивидуальная и групповая, работа в парах.
Методы работы на занятиях клуба «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»: беседа, дискуссия, иллюстрация, познавательная игра, работа с книгой, работа с цифровыми ресурсами, просмотр видеозаписей.Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса клуба «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»: В процессе освоения курса внеурочной деятельности клуба «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» будут сформированы следующие виды универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предполагаемые результаты освоения курса клуба «Исследователь»: данная программа предполагает создание индивидуального портфолио достижений обучающихся по годам обучения. В портфолио входят: фиксирование экспериментов по изучаемым темам (таблица, зарисовка), проекты исследовательских работ, дипломы участников, победителей конференций клуба, лист достижений обучающихся по годам обучения.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение Предназначение на занятии
Ноутбук учителя обеспечивает учащимся мультимедиа-возможности
Ноутбуки учащихся, планшеты, электронные книги, смартфоны с выходом в интернет обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности
Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.
Материальная база кабинетов естественно-математического цикла обеспечивает учащимся возможность проведение исследовательской деятельности
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература для учителя и обучающихся:
Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М.: Просвещение, 2011.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.lmagic.info Сайт «Уроки волшебства»
http://simplescience.ru/video «Опыты в домашних условиях»
http://allforchildren.ru/sci «Научные забавы»