Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии Я-исследователь (5-7 класс)


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я- исследователь» для 5-7 классов
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я- исследователь» разработана на основе следующих нормативных документов:
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» ( в ред. приказа от 29 декабря 2014 г. № 1645) с учетом примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования, одобренных (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5) Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию ( далее—примерные ООП) и методических рекомендаций по вопросам ведения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года № 08-1228).
Закона РФ «Об образовании» (статьи 9, 14, 29, 32);
Примерной программы основного общего образования по биологии;
Настоящая программа разработана на основе программы «Я-исследователь» учителя высшей категории МБОУ СОШ №5 Петровой М.С. г. Краснодара
Актуальность
         Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в  школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со  школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель и задачи курса внеурочной деятельности «Я-исследователь»
        
Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
        Программа  ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
3. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.
4.  Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
5.   Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.
6.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
7.   Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
8.   Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
9.  Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
10. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
11. Реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания
 Программа «Я-исследователь», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
        Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
        Представленная программа разработана для учащихся 5-7-х классов.
На 3 года обучения - «Я-исследователь» (102 часа).  
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
     Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
Земля - единая экосистема.
Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
      Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
        В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
        Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
       Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного натуралиста».
        Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.


2.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные: стремиться к получению новых знаний,  проявлять активность в совместной учебной деятельности,  принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности. Способствовать формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у  пятиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.Метапредметные: (общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические) анализ объектов  с целью выделения признаков. Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель). Создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у пятиклассников слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе.
Предметные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя. Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.Регулятивные коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе). Адекватная мотивация внеучебной деятельности,учебные и познавательные мотивы, анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных) установление причинно-следственных связей.
Результативность. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Результативность и целесообразность работы по программе «Я-исследователь» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали и  Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и выпуск экологической газеты.
Показатели в  личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, Краснодарского края:
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической     деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы
3. Содержание курса внеурочной деятельности.
Раздел 1 – “Введение” (3 ч.)
Предмет и значение дисциплины. Значимые личностные качества учащегося – исследователя. Исследовательские способности, пути их развития. Практические занятия.
Раздел 2– “Общая характеристика исследования” (16 ч.)
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования – “поле” научных поисков. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса. Его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Практические занятия.
  Раздел 3– “Работа с источниками информации” (15 ч.)
Виды источников информации. Поиск литературы: учебной, справочно-информационной, научной. Виды чтения: беглое, сканирование, аналитическое, предварительное, повторное. Правила чтения. Виды фиксирования информации: умение составлять простой о сложный планы письменного текста; тезисы; конспекты; делать пометки, выписки, цитирование. Виды обобщения информации: аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики. Структура книги: заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный материал. Библиографическое описание. Практические занятия.
Раздел 4.  Жизнь на Земле (2 часа)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Раздел 5. Среда обитания (12 часов)
Времена года на Земле. Сравнение  времен года в разных географических  поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.
 Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
 Изменения окружающей среды. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)
Практическое занятие «Осень на пришкольном участке».
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Условия жизни растений. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Разнообразие животных, условия их жизни.
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
               Раздел 6.      Жизнь животных (10 часов)
Динозавры – вымерший вид животных. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.Просмотр видеофильма о жизни динозавров. 
Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.Экологический проект «Почему нужно защищать природу? 
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Краснодарского края.  Разгадывание загадок.
                Раздел 7.    Реки и озера (10часов)
Реки и озера. Пресная вода. Осадки. Получение кислорода под водой. 
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Пресноводные животные и растения .Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов.
Жизнь у рек и озер. Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности).
Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов».
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов. Околоводные птицы.Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Подготовка акции «Сохраним первоцвет!». Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.
Акция «Сохраним первоцвет!».Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям посёлка (составление и распространении листовок – призывов. Раздел 8 – “Теоретическая подготовка исследования” (5 ч.)
Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Посещение библиотеки. Практические занятия.
Раздел 9 – “Групповая исследовательская работа” (5 ч.)
Групповая исследовательская работа способствует развитию коммуникативных умений. Работа в команде. Распределение ролей: исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик. Практические занятия.
 Раздел 10 – “Проведение индивидуального исследования” (10 ч.)
Планирование исследовательской деятельности с учётом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы. Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы исследования (опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы.) Обработка и анализ данных эмпирического исследования. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. Практические занятия.
  Раздел 11 – “Оформление исследовательской работы” (10 ч.)
Основные формы представления результатов работы: статья, тезисы; доклад, сообщение; реферат; текст научного сочинения; отчёт. Требования к описанию исследовательских результатов. Структура работы. Этапы написания введения к работе. Композиция и правила оформления основных структурных элементов научно – исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список источников, приложения. Общие требования и правила оформления текстов. Практические занятия.
  Раздел 12– “Подготовка приложений к работе” (4 ч.)
Требования к приложениям. Виды приложений. Практические занятия.

4.Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся. 
  №п/п  Раздел и тема   Всегочасов   Теория Практика Универсаль-ные учебные действия (УУД)
5 класс   I.   Введение   3 ч   Cтремиться к получению новых знаний,  проявлять активность в совместной учебной деятельности
Выяснить правила поведения в природе, на пришкольном участке.
  1. Давайте знакомиться!     1ч   2.   Исследовательские способности учащихся   2ч     2 ч   II. Общая
характеристика  исследова-ния  16ч   Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала
  1.  
Тема исследования   2 ч   1 ч 1 ч   2 .   Актуальность выбора темы
исследования   2 ч   1 ч 1ч   3.   Предмет и объект исследования   3ч   1 ч 2ч   4.   Цель и задачи исследования   2ч   1 ч 1ч   5.   Формулирование гипотезы   2ч   1ч 1ч   6.   Методы ведения исследования   3ч   1ч 2ч   7.   Этапы исследования   2ч   1ч 1ч   III.   Работа с   источниками информации   15ч   Познавательные:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
(логические) анализ объектов  с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации.
  1.   Работа с основными компонентами текста учебника   3ч   3ч   2.   Библиографическое описание книги   1ч    1ч   3.   Составление простого плана письменного текста   2ч   2ч   4.   Создание письменных текстов различных типов     3ч   3ч   5.   Виды изложения текста   2ч   2ч   6.   Виды обобщения информации   4ч   1ч 3ч ИТОГО: 34 ч IV. Жизнь на Земле 2ч 1ч 1 ч Различать и объяснять особенности сходств и различий разных природных зон.
V. Среда обитания 12ч 7ч 5ч Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений.
1 Времена года на Земле 2ч 2ч 2 Изменения окружающей среды  2ч 1ч 3 Виды сельскохозяйственного труда 3ч 2ч VI. Жизнь животных 10ч Называть животных, истреблённых человеком.
Характеризовать состояние редких видов животных
1 Динозавры – вымерший вид животных 3ч 2ч 2 Полезные взаимосвязи природы и человека 4ч 1ч VII Реки и озера 10ч Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.
Оценивать роль деятельности человека в природе.
1 Реки и озера. Пресная вода. Осадки 2ч 1ч 2 Пресноводные животные и растения. Беседа об обитателях пресных вод. 3ч 1ч 3 Околоводные птицы. 1ч 2ч ИТОГО: 34ч VIII Теоретическая подготовка исследования 5ч Вырабатывают навыки работы с дополнительной литературой
1 Понятия: источник, литература   1ч 2 Посещение библиотеки 1ч 3 Подбор материала, необходимого для исследования 3ч IX Групповая исследовательская работа 5ч Распределение ролей при работе в команде Работают с тетрадью и с дополнительной литературой
1 Распределение ролей при работе в команде 1ч 2 Разработка проекта 3ч 3 Защита проекта 1ч X Проведение индивидуального исследования 10ч Отрабатывают навыки работы с учебником. Составляют план, проводят опыты, эксперименты
1   Планирование исследования 1ч 2 Проведение экспериментальной части исследования 5ч 3 Определение плюсов и минусов в работе 1ч 4 Выводы и обобщения по работе 2ч 5 Эффективность и значимость исследования 1ч XI Оформление исследовательской работы 10ч Научить строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодейство-вать под руководством учителя.
1 Структура работы 1ч 1ч 2   Введение. 1ч 3 Основная часть 3ч 4 Выводы 1ч 5 Требования к оформлению работы 1ч 2ч XII Подготовка приложений к работе 4ч Отрабатывают навыки работы с учебником. Составляют план текста
1 Требования к приложениям 1ч 2 Виды приложений 1ч 2ч ИТОГО: 34ч 102ч 5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
для педагогов:
 Интернет – ресурсы
http://www.irsh.redu.ru/ — сайт журнала “Исследовательская работа школьников”
http://www.researcher.ru/ — портал развития исследовательской деятельности учащихся.
http://www.news.redu.ru/ -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие исследовательской деятельности учащихся в России”
http://www.redu.ru/ - сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся
Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал “Исследовательская работа школьников” № 1, 2002. С.24 – 34.
Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников.// Начальная школа № 10 / 2006, с. 8-12.
Карпенко К.А., Королёва Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности// Журнал “Исследовательская работа школьников”. №1, 2002 г., с. 130 134.
Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников// Минск, ИООО“Красико – Принт”, 2005 г.
Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО “5 за знания”, 2008 г.
Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников “Малая Академия наук” // Волгоград, “Учитель”, 2008 г.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004 г.
Для учащихся :Акимова М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/ М.К. Акимова, Т.В. Козлова. - Обнинск: Принтер, 1993. –.24 с.
Андреев О.А. Учитесь быть внимательными. – Ростов н/Д: Фениксв, 2004.- 224с.
Букин В.Р. Школьникам о философии/ В.Р. Букин, А.Ф. Малышевский. – М: Просвещение, 1992,-159с.
Ипполитов Ф.В. Память школьника. - М.: Знание, 1978. – 48с.
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002 г.
Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990 г. - 240 с.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
ШМЦ учителей естественно- ______________/Г.М.Лыганованаучных дисциплин СОШ№ 8 «___»августа 2015 года
от « ___» августа 2015 года №1
___________ /Л.Н.Голубева/