Программа курса внеурочной деятельности Я — исследователь


Управление образования администрации
Арзамасского муниципального района.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красносельская средняя школа»

УТВЕРЖДЕНА
директором МБОУ «Красносельская СШ» Арзамасского района
_________________Т.Б. Кураева








Программа курса внеурочной деятельности
«Я- исследователь»



для детей с 7 лет
срок освоения программы 4 года






автор- составитель:
Чернышева Н.Н. учитель начальных классов первой категории








с. Красное

2015 год



Пояснительная записка
Программа кружка «Я - исследователь» реализуется в рамках школьной программы развития индивидуально-творческого потенциала младших школьников как предпосылке развития детской одаренности в рамках обогащения содержания образования младших школьников выступает по линии горизонтального обогащения (Савенков А.И.). При разработке программы использовался опыт работы МОУ СОШ №10 (программа для 2 и 3 классов была разработана учителем начальных классов Большаковой Т.И.), а также книга А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения».
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
В настоящее время к числу наиболее значимых вопросов образования относится развитие таких способов обучения, педагогических технологий, которые направлены на индивидуальное развитие личности, творческой инициативы, навыка самостоятельности. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, каким и является данный курс.
Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа факультатива позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы в обучении.
Исследовательская деятельность в настоящее время рассматривается одним из наиболее благоприятных условий для развития детской одаренности, при этом это – одно из наиболее емких понятий. Исходя из определенных видов деятельности, составляющих исследование, она включает в себя целый ряд самостоятельных и весьма важных для младших школьников способностей, таких как коммуникативные, информационные и др.
Для того, чтобы умело сформировать все составляющие, подчинив их одной цели и объединив одним направлением – исследованием, методов и средств традиционного урочного образовательного процесса недостаточно. Безусловно, в ходе изучения дисциплин происходит формирование целого ряда компетентностей как ключевых (коммуникативная, информационная, социальная, предметная и т.д.), так и вспомогательных (практическая, исполнительская и т.д.). Однако в более полной мере эти и другие компетентности удобнее развивать в ходе внеурочной учебной деятельности, то есть на занятиях специализированного кружка. Его введение как вариативной части учебного плана образовательного учреждения, обусловлено тем, что система заданий, представленных на занятиях кружка «Я - исследователь», позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии, коммуникативных качеств, самостоятельности и умений исследовательской деятельности. Программа ориентирована на применение широкого комплекса методов и приемов, направленных на формирование у учащихся интереса к познавательной деятельности.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главное целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Прежде всего, исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку в рамках классно-урочной системы и ограниченного количества времени, учитель не в состоянии решить проблему научения школьника исследованию.
Кроме того, данная технология имеет два обязательных для дополнительного образования признака:
Гибкие образовательные программы, встраиваемы в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями обучаемого;
Наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого – групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.
В условиях дополнительного образования нет жестких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора одного из направлений работы кружка. В зависимости от уровня полученных результатов, предоставляется возможность школьникам публично продемонстрировать свои исследовательские проекты перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.
Как помочь учащимся в их самостоятельных исследованиях? Как помочь нашим ученикам добиться успеха, повысить собственную самооценку? Как осуществить поиск истины? Эти и другие вопросы сейчас беспокоят педагогов, тех, кто занимается работой с детьми по организации с ними исследовательской деятельности.
Представленная программа кружка «Я - исследователь» направлена на формирование умений будущего исследователя и развитие познавательных способностей учащихся.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий во внеурочной деятельности для развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через формирование исследовательских умений и навыков.
Задачи программы:
Развитие интеллектуальной и речевой сферы учащихся;
Развитие творческого мышления, воображения младших школьников;
Выявление и развитие сферы познавательных интересов, с учетом индивидуальных обоснованностей и склонностей учащихся;
Формирование умений и навыков исследовательской деятельности младших классов;
Обучение использованию различных методов организации и планирования исследовательской деятельности;
Развитие коммуникативной компетентности (умения ставить вопросы, строить ответы, обосновывать высказывание, умение вести диалог), умения презентовать свою работу;
Последовательное приобщение воспитанников к самостоятельной работе с различными источниками информации;
Расширение кругозора учащихся.
Отличительные особенности программы
Основные принципы построения программы
Принцип системности – реализация поставленных задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации – уважение к личности ребенка, создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры – учет интересов, потребностей каждого учащегося и опора на них.
Принцип совместимости деятельности детей и взрослых – разумное привлечение к исследовательской деятельности родителей на всех ее этапах.
Принцип обратной связи – занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не удалось, определить причины неудач, прислушаться к их мнению, определить настроение и перспективу дальнейшей работы.
Принцип успешности – ребенку особенно важно быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его самочувствие, отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования, включающий в себя приемы поощрения и вознаграждения.
Основные направления деятельности
Образовательный процесс в рамках данного курса имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков учащихся, реализацию их интересов и способностей.
Каждое занятие нацелено на обеспечение развития личности ребенка, поэтому целесообразным является использование личностно-ориентированнной технологии и проблемных методов обучения.
Особое внимание необходимо уделить следующим особенностям организации учебного процесса:
Комфортный, неформальный характер психологической атмосферы на занятиях;
Включение в занятие игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
Моральное поощрение инициативы и творчества;
Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
Регулирование активности и отдыха (расслабления).
Основные разделы программы
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три самостоятельные подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися знаний, а также развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг»
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Главное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта программа выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой программы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг»
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Учащийся должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан, а проведенное им исследование или выполненный проект не останутся незамеченными и неоцененными.
Кроме того, современному школьнику необходимо освоить практику презентаций результатов собственной работы. Он должен овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы. И для решения этой педагогической задачи результаты его исследований – наиболее подходящий материал.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Программа кружка нацелена на работу детей одного возраста и предназначена для учащихся начальной школы с 1 по 4 класс. Программа дает возможность проявить и развить способности детей в сфере познания и творчества, и направлена на формирования у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также на развитие гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности мышления, наличия своего нения, коммуникативных качеств. Она не имеет четко заданной предметной направленности, а является межпредметной (интегрированной).
При организации данной работы в начальной школе учитываются возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно:
Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями.
Руководство исследования осуществляется учителем.
В процесс работы над темой включаются экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работа с различными текстовыми источниками информации, подготовка практически значимых продуктов и широкая общественная презентация (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
Презентация результатов проектирования или исследования проводится в классе., на параллели, школьной конференции или соответствующей возрасту конференции городского, регионального, всероссийского уровней.
Прогнозируемые результаты.
В результате обучения в кружке в течение учебного года предполагается, что у обучающихся будут сформированы следующие основные универсальные учебные действия:
Личностные.
У учащихся будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
-развитие интеллектуальной и речевой сферы учащихся;
-мыслительные умения и навыки;
-будет расширяться кругозор
Предметные.
Учащиеся научатся:
- понимать структуру учебно-исследовательской деятельности;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- находить способы презентации исследования;
-находить объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
-у учащихся сформируются умения и навыков исследовательской деятельности; Метапредметные.
Учащиеся научатся:
-планировать собственные действия и соответствие их с поставленной целью;
-понимать цель, объект и гипотезы исследования;
- работать с книгой и другими источниками информации;
-навыкам, связанным с культурой устной и письменной речи;
-находить источники информации;
-правила оформления списка используемой литературы;
-пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями; Коммуникативные.
Учащиеся научатся:
-умение ставить вопросы;
-строить ответы;
-обосновывать высказывание;
-умение вести диалог;
-участвовать в беседах, диспутах;
-умение презентовать свои работы.

Методы диагностики результативности занятий
Наблюдение;
Использование апробированных диагностик интеллектуальных и творческих способностей учащихся (производится психологом);
Беседа;
Защита материалов исследовательских работ на школьном конкурсе.
Учебно-тематическое планирование
Программа кружка рассчитана на 128 часов (26 часов в год 1 классе и по 3 часа в год во 2,3 и 4 классе). В первой четверти учебного года в первом классе данная работа не производится. В основе практической работы лежат задания по выполнению учебно-исследовательских проектов.
Занятия проводятся в режиме группы продленного дня 1 раз в неделю. Ведет их учитель начальных классов
Класс
тренинг
Исследовательская практика
мониторинг
всего

1 класс
12
8
6
26

2 класс
16
14
4
34

3 класс
16
14
4
34

4 класс
8
20
6
34


Программирование учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов» (Савенков А.И.). Пройдя в первом классе первый круг, к аналогичным темам возвращаются во втором, третьем и четвертом классах. При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться и расширяться за счет обогащения новыми компонентами, за счет углубленной проработки каждого действия, каждой операции.
Предполагаемое распределение часов является примерным. Коррективы убудут внесены в зависимости от уровня развития детей, их интересов, технического оснащения и других характеристик, которые заранее невозможно предвидеть.
Первый класс
Основные особенности программы первого класса
Задания в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются не с начала учебного года, а только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адаптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).
Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей). Правда, программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.
Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Желательно выделить (и это отмечено в таблице) специальное время для участия первоклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.
Тематический план и содержание занятий в 1 классе

Тема занятий
Кол-во часов
Содержание занятия

Подпрограмма «Тренинг»

1.
Что такое исследование
1
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: как и где человек проводит исследования в быту; только человек исследует ир или животные тоже умеют это делать; что такое научные исследования; где и как используют люди результаты научных исследований; что такое научное открытие.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т.п.).

2.
Наблюдение и наблюдательность
1
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Дети выполняют задания на проверку и тренировку наблюдательности.

3.
Что такое эксперимент
1
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов в доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)

4.
Учимся вырабатывать гипотезы
1
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы.
Практические задания на продуцирование гипотез.

5.
Знакомство с логикой
1
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа.
Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практическое задание с использованием приемов, сходных с определением понятий.
Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения.

6.
Как задавать вопросы
1
Какими бывают вопросы. Какие слова использую при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

7.
Учимся выделять главное и второстепенное
1
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа, «что сначала, что потом».

8.
Как делать схемы
1
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое здание – пиктограммы.

9.
Как работать с книгой
1
Какие книги использую исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т.п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

10.
Что такое парадоксы
1
Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа – эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

11.
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
1
Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов.
Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию на моделях (игрушки – как модели людей, техники и т.п.)

12.
Как сделать сообщение о результатах исследования
1
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.
Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

1.
Тренировочное занятие о методике проведения самостоятельных исследований
1
Методика проведения тренировочных занятий представлена в приложении к программе


2.
Индивидуальная работа по методике проведения самостоятельных исследований
1
Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания

3.
Экспресс-исследование
1
Перед прогулкой на территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу же в этот день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие

4.
Семинар по итогам экскурсии
1
Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на класс следующем после экскурсии занятии через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы

5.
Коллективная игра-исследование
1
Методика проведения коллективных игр-исследований приведена в книге А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения». Можно выбрать любую из описанных.

6.
Коллекционирование
1
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала

7.
Экспресс-исследование: «Какие коллекции собирают люди»
1
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

8.
Сообщения о своих коллекциях
1
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

Подпрограмма «Мониторинг»

1.
Мини-конференция по итогам экспресс-исследований.
1
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

2.
Мини-конференция по итогам собственных исследований
1
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном

2-4.
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых классов
2
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

5-6.
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых классов
2


Всего: 28
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

Второй класс.
Основные особенности программы второго класса
Во втором классе целесообразно программу тренинговых занятий поделить на две самостоятельные части – два цикла, одна часть реализуется в первой четверти, вторая – в третьей ( во второй и четвертой четвертях учебного года лучше сделать перерывы в тренинговых занятиях).
Во втором классе все дети (не только одаренные), занимавшиеся по программе исследовательского обучения в первом классе, готовы и должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребенок получает тетрадь «Я - исследователь», где подробно описан каждый шаг на пути проведения собственного исследования, и начинает работу.
Некоторые дети с большей готовностью берутся за коллективные исследовательские работы и проекты, часть детей ориентирована на индивидуальные исследования. Педагогу следует проявить гибкость в данном вопросе. Изучив мотивацию выбора ребенка в пользу индивидуальной или коллективной работы, можно принять решение и кому-то предложить поработать в коллективе, а кому-то индивидуально.
Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов. В первом классе они уже побывали на защитах работ других ребят, поэтому в основном представляют, с чем им предстоит иметь дело.
Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенное гей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведенные до конца работы и с попытками искусственного затягивания ( последнее у второклассников практически не встречается).
Планировать сроки проведения защит следует по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года). Так, например, если в группе завершено 5-6 работ, следует, не затягивая время, предложить авторам их защитить. При правильной организации защита шести работ займет около полутора часов – это максимум, что могут выдержать дети.
Особенно важно, чтобы первые защиты детских исследовательских работ и творческих проектов были «конкурсными». Жюри должно отметить и наградить авторов за первые, вторые, третьи и другие места, занятые в итоге.
Тематический план и содержание занятий во 2 классе.

Тема занятия
Кол-во часов
Содержание занятия

Подпрограмма «Тренинг»

1.
Исследования в жизни человека. Исследование и исследователи. Методы исследования
1
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. Знакомство с основными доступными нам методами исследования.

2-3.
Учимся видеть проблемы
2
Выполнение заданий: «Посмотри на мир чужими глазами», «Продолжи рассказ», «Состав рассказ от имени другого персонажа», «Составь рассказ, использую данную концовку или начало».

4-6
Учимся вырабатывать гипотезы
3
Формирование понятия «гипотеза». Как рождаются гипотезы. Выдвижение гипотез и провокационных идей по заданной теме
Обсуждение вопросов:
Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы?
Выполнение заданий: «Упражнения на обстоятельства», «Найди возможную причину событий», «Обратные действия».

7-9.
Учимся задавать вопросы
3
Обсуждение, какими бывают вопросы, какие слова используются при формулировке вопросов, как правильно задавать вопросы.
Практические занятия: игра («Угадай, о чем спросили», «Найди причину событий с помощью вопросов», «Вопросы незнакомца», «Вопросы домашних животных»).

10.
Учимся давать определения понятиям
1
Знакомство с понятиями. Рассмотрение загадок как определения понятий. Выполнение практических занятий с использованием приемов, сходных с определениями понятий.

11.
Знакомство с логикой
1
Обсуждение вопросов: Что такое суждение и как высказывать суждение? Практическая работа «Правильные и ошибочные суждения»

12.
Учимся классифицировать
1
Обсуждение, что такое классификация и что значит «классифицировать». Выполнение практических заданий на классификацию предметов по разным основаниям. Поиск ошибок – задание «Неправильные классификации».

13.
Наблюдение и наблюдательность
1
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Выполнение заданий на проверку и тренировку наблюдательности.

14.
Как работать с книгой
1
Обсуждение вопросов: какие книги используют исследователи? Какие книги считаются научными? С чего лучше начинать читать научные книги? Практическая работа по структурированию текста.

15.
Реальные эксперименты
1
Проведение экспериментов с реальными предметами.

16.
Как сделать сообщение о результатах исследования
1
Обсуждение вопросов: Что такое доклад? Как составить план своего доклада? Практическое задание: «Как сделать сообщение» и задание на сравнение и метафоры.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

1-2.
Знакомство с учебником-тетрадью «Я - исследователь»
2
Ознакомительная работа практической направленности. Этапы исследовательской работы. Подготовка к исследованию.

3-6.
Исследование и его планирование. Коллективное исследование.
4
Этапы работы. Практическое использование методов исследования. Актуализация знаний учащихся по теме исследования. Развитие мыслительных операций.

7-14.
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
8
Сбор материала по выбранной теме, умение находить нужные источники информации. Дети объясняют, доказывают и защищают свои идеи.

Подпрограмма «Мониторинг»

1.
Защита собственных работ в классе
1
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате исследований. Присутствующие задают вопросы. Готовится текст публичного доклад.

2.
Участие в школьном конкурсе исследовательских работ
1
Дети выступают с докладами по итогам собственных исследований.
Подведение итогов исследования. Рефлексия собственной деятельности в процессе выполнения данной работы. Перспективы дальнейшего исследования.

3-6.
Участие в Региональном конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников
4





Всего:24
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
Развитие коммуникативных умений, умений публичного выступления.


Третий класс
Основные особенности программы третьего класса
За основу программы кружка третьего класса взят курс, разработанный С.А.Гин (см.список литературы). Занятия с детьми целесообразно начинать с подпрограммы «Тренинг». Она включена в темы кружка. Развитие общих исследовательских умений осуществляется независимо, в игровой форме, без их названий.
Все дети, занимающиеся в кружке, должны быть включены в исследовательскую деятельность и подготовить к защите собственные темы. Допускаются к защите коллективные работы.
Дети, занимавшиеся по программе исследовательского обучения в первом и во втором классах, уже имеют разносторонний опыт. Поэтому вопросы выбора темы, организации и проведении собственных исследований, подготовки работ к защите они решают легче. Существенно упростит решение этих задач применение рабочей тетради «Я - исследователь». Следует продолжить занятия в «Учебнике-тетради «Я - исследователь» с большей доли самостоятельности.
Надо чередовать коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребенок приобретал разносторонний опыт в проведении учебных исследований, так и во взаимодействии со сверстниками.
Планировать сроки проведения защит следует так же, как и во втором классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года).
Практику проведения конкурсных защит в третьем классе следует продолжить. Результаты детских работ существенно разнятся, и выделение особо отличившихся в данных ситуациях вполне уместно и справедливо.
Тематический план и содержание занятий в 3 классе


Тема занятия
Кол-во часов
Содержание занятия

Подпрограмма «Тренинг»

1.
Фантазирование, психологическая инерция
1
Обсуждение вопросов «Что такое фантазия?» и «Что такое психологическая инерции?». Развитие умения видеть проблему, задавать вопросы. Упражнение «Составь рассказ». Игра «Да-нетки»

2.
Ассоциативность
1
Обсуждение вопроса «Что такое «критерии новизны?».
Развитие умений делать умозаключения и выводы.
Игра «Кто в тереме живет?», «Сто на что похоже?», «Думай о другом?».

3.
Ассоциативные загадки. Метафоры.
1
Составление алгоритма для придумывания загадок по ассоциациям. Развитие умений делать умозаключения, выводы, структурировать текст. Игры «Отгадай-ка», «Цепочка ассоциаций»

4.
Приемы фантазирования: «Объединение», «Морфологический анализ»
1
Обучение составлению «морфологической таблицы». Развитее наблюдательности, внимания, умения задавать вопросы. Игра «Да-нетки», «Фоторобот».

5.
Конструктор игр. Игры со словами
1
Обсуждение вопроса как использовать «Морфологический анализ» для придумывания новых игр. Развитее умений выдвигать гипотезы, делать умозаключения.
Игры «Имена и числа в словах», «Игра для слона», «Кто, с кем, где, когда»

6.
Признаки и действия объектов
1
Составление алгоритмов для придумывания загадок по признакам и действиям объектов. Развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, логически мыслить. Игры «Аукцион», «Цепочки», «Путаница»

7.
Метод фокальных объектов
1
Составление алгоритма работы по методу фокальных объектов. Развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, рассуждать. Упражнение «Где можно использовать?»

8-9.
Приемы фантазирования
2
Дж.Родари «Круги по воде», «Бином фантазии», «Произвольная приставка». Объяснение новых приемов придумывания сказок. Развитие умений давать определения, составлять тексты, объяснять и доказывать свои идеи.

10.
Прием «Что потом?»
1
Развитие умений видеть проблему, выдвигать гипотезы (в том числе фантастические). Задавать вопросы, делать умозаключения, составлять тексты. Упражнение «Сказка с тремя концами», Фантастическое продолжение«.

11.
Приемы «Творческая ошибка», «Оживление»
1
Обучение сочинению сказок с помощью приемов «Творческая ошибка», «Оживление». Развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, структурировать материал, составлять текст.
Упражнение «Что думают предметы»

12.
Прием «Увеличение - уменьшение»
1
Знакомство с приемом «Увеличение - уменьшение» при сочинении сказок. Развитие умений классифицировать, делать умозаключения и выводы, выдвигать гипотезы.
Игра «Карлики - великаны». Упражнение «Изменяем свойства»

13.
Прием «Ускорение - замедление»
1
Обсуждение приема «Ускорение - замедление» при сочетании сказок. Развитие умений делать умозаключения и выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Упражнение «Времена года», «Если бы время»

14.
Метод Робинзона
1
Знакомство с методом Робинзона. Развитие умений смотреть на проблему чужими глазами, выдвигать гипотезы (включая провокационные идеи).
Игры «Дело в шляпе», «Маша-растеряша»

15.
Прием «Наоборот»
1
Знакомство с методом «Наоборот». Развитие умений делать умозаключения и выводы.
Игра «Шифровка»

16.
Фантазирование и прогнозирование
1
Знакомство с понятием «Прогнозирование», со способами прогнозирования. Развитие умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, структурировать материал.
Упражнение «Прогнозирование».

Подпрограмма «Исследовательская практика»

1-2.
Работа с «Учебником-тетрадью «Я - Исследователь»
2
Работа практической направленности. Этапы исследовательской работы. Подготовка к исследованию.

3-4.
Выбираем тему индивидуального исследования
2
Развитие умения видеть проблему, ставить вопросы.

5-12.
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
8
Сбор материала по выбранной теме, умение находить нужные источники информации. Дети объясняют, доказывают и защищают свои идеи.

13-14.
Готовимся к защите исследовательской работы
2
Приготовление рисунков, схем, чертежей и другой важной при защите наглядности. Подготовка презентации исследовательской работы, подготовка к ответам на вопросы

Подпрограмма «Мониторинг»

1.
Защита собственных работ в классе
1
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате исследований. Присутствующие задают вопросы. Готовится текст публичного доклад.

2.
Участие в школьном конкурсе исследовательских работ
1
Дети выступают с докладами по итогам собственных исследований.
Подведение итогов исследования. Рефлексия собственной деятельности в процессе выполнения данной работы. Перспективы дальнейшего исследования.

3-6.
Участие в Региональном конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников
4





Всего:34
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
Развитие коммуникативных умений, умений публичного выступления.


Четвертый класс
Основные особенности программы четвертого класса
Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятельности в предыдущих классах. Применение рабочей тетради «Я - исследователь» желательно, но уже не столь обязательно, как прежде.
Планировать сроки проведения защит следует так же, как и в третьем классе, по мере готовности детских работ ( преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года).
Итоги собственной исследовательской работы учащихся четвертых классов лучше всего подводить уже не на «конкурсных защитах», а на «защитах по номинациям». Большинство детей уже на хорошем уровне владеют навыками выполнения исследовательских работ и создания творческих проектов, они тщательно выбирают темы и представляют на суд жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по-настоящему важно и дорого. В этих условиях выделение ранговых мест (первое, второе, третье и др.) часто выглядит как неоправданная строгость или даже несправедливость.
Тематический план и содержание занятий в 4 классе

Тема занятия
Кол-во часов
Содержание занятия

Подпрограмма «Тренинг»

1.
Культура мышления
1
Практическое задание «Как давать определение понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как сделать обобщения», «Как классифицировать». Практическое задание по структурированию текстов.

2.
Методы исследования
1
Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

3.
Научная теория
1
Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория. Какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа – известные, но недоказанные гипотезы.

4.
Научное прогнозирование
1
Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

5.
Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования
1
Коллективная беседа «Как правильно проводить наблюдения и эксперименты». Практическое занятие – проведение наблюдений и экспериментов.

6.
Ассоциации и аналогии
1
Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

7.
Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов
1
Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

8.
Умение выявлять проблемы
1
Коллективная беседа: «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа – проектирование и исследование. Цели и задачи исследования.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

1-2.
Работа с «Учебником-тетрадью «Я - исследователь»
2
Подготовка к исследованию

3-4.
Выбираем тему индивидуального исследования
4
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.

5-14.
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
10
Сбор материала по выбранной теме, умение находить нужные источники информации

13-14.

4
Приготовление рисунков, схем, чертежей и другой важной при защите наглядности. Подготовка презентации исследовательской работы, подготовка к ответам на вопросы

Подпрограмма «Мониторинг»

1.
Защита собственных работ в классе
1
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате исследований. Присутствующие задают вопросы. Готовится текст публичного доклад.

2.
Участие в школьном конкурсе исследовательских работ
1
Дети выступают с докладами по итогам собственных исследований.
Подведение итогов исследования. Рефлексия собственной деятельности в процессе выполнения данной работы. Перспективы дальнейшего исследования.

3-6.
Участие в Региональном конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников
4




Всего:34
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
Развитие коммуникативных умений, умений публичного выступления.


Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. И выстраиваются таким образом, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Методическое обеспечение программы.
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия и проводятся в форме групповой работы, что способствует формированию навыков общения, дискуссии, воспитанию чувства взаимовыручки. Дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и ее обработки.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии:
Выбор замысла и планирования деятельности;
Консультирование;
Защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задания, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребенку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы кружка может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.
Формы проведения занятий
коллективное обсуждение;
экскурсии;
наблюдения и эксперименты;
самостоятельный сбор материала (посещение библиотеки, наблюдение и пр.);
выставки исследовательских работ.
Одним из непременных условий успешной реализации программы является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, ставя в их позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
включение в занятие игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (релаксация).
Значительное место при проведении занятий занимают игры, в том числе и сюжетно-ролевые.
В рамках данного развивающего курса можно использовать тот же, что и на уроке, арсенал методов обучения с внесение небольших корректив.
Широко используются словесгные методы обучения, методы наблюдения за предметами и объектами. С целью воспитания у школьников самостоятельности, инициативы, развития их творческих возможностей используются методы, включающие элементы исследования, самостоятельного добывания знаний, вырабатывающие умения применять знания в новых условиях, активизирующие познавательную деятельность учащихся.
Способы преподнесения материала различны. Это и введение сказочных героев, выбор сюжета в виде путешествия, экспедиции и др. Такие приемы, как использование элементов драматизации, создание комических ситуаций, включение игр, позволяют сделать занимательными те или иные этапы занятия.
Условия реализации программы
Учебные занятия проводятся как в классном помещении, так и на улице (школьная площадка, пруд, лес, промышленные предприятия) во вторую половину дня, в режиме группы продленного дня. Продолжительность занятия – 40-45 минут.
В качестве методического пособия можно использовать книги Савенкова А.И.:
Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания (Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2002).
Методика исследовательского обучения младших школьников (М.: Издательский дом Фёдоров: Учебная литература, 2007).



ђ Заголовок 1 ђ Заголовок 2 ђ Заголовок 3 ђ Заголовок 4 ђ Заголовок 5 ђ Заголовок 6 ђ Заголовок 7 ђ Заголовок 8 ђ Заголовок 915