Рабочая программа по курсу Занимательная математика 5 класс

Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Управление образования Администрации города Дзержинска
муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
(МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»)

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

Т.Ю. Чардымова ______________
Протокол методического объединения
№ 1 от 03.09.2013 г.
СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

М.М. Крупина ______________
04.09.2013 г.
УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
С.В. Бондарева _______________
Приказ №360-п от 04.09.2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
ДЛЯ 5 КЛАССА
УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ: БАЗОВЫЙ
/базовый, профильный/

Составители:
Новикова Светлана Сергеевна
учитель математики;
Бондарева Светлана Владимировна
учитель математики;
Ершова Ирина Викторовна
учитель математики



г. Дзержинск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. Важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Кроме этого, изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека.
В настоящее время учащиеся не всегда имеют возможность сделать верный выбор в своих увлечениях или пристрастиях, разобраться в своих способностях и наклонностях, если им вовремя не удалось окунуться в необходимую или просто иную среду.
Независимо от способностей развитое мышление способствует развитию личности молодого человека. Развивая логическое, в том числе и математическое мышление ребенка, мы создаем базу для более свободного выбора им своих будущих увлечений.
В ходе изучения математики систематично и последовательно формируются навыки умственного труда, планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная сторона мышления. Задачи и упражнения, предлагаемые данной программой, несут логическую, содержательную нагрузку, затрагивают принципиальные вопросы программы математики, а так же рассматриваются задачи, предназначенные для самоконтроля за усвоением теории и приобретением навыков решения задач.
Курс «Занимательная математика» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с учащимися 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в две недели по 1 часу (17 часа в год).
Планирование составлено по пособию: Т.Б. Анфимова, Математика. Внеурочные занятия 5-6 классы – М.: ИЛЕКСА, 2011.
Цели курса:
расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

Задачи курса:
закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
формировать умения по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;
вовлекать учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность.
активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;
поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов;
воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.

Особенности программы.
Принципы.
Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на занятии такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.
9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
10. Индивидуализация темпа работы.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.

Виды деятельности:
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение геометрических задач.

Форма деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Основные формы проверки знаний:
тестирование;
личная олимпиада;
математические соревнования

Межпредметные связи: экономика, естествознание.

Планируемые результаты:
Личностные результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;
уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
успешно выступать на математических соревнованиях.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Предметные результаты
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;
научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
Использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Тематическое поурочное планирование

Урок

дата
Тема урока
Кол-во
часов
Перечень используемого оборудования
Домашнее
задание

1

Историческая справка о математике. «Не боги горшки обжигают»
1
стр 5 – 7
№11, 12

2

Удивительный квадрат. Рождение счета
1
стр 7 – 13
№1; №3, 4

3

Поговорим о нуле. В поисках самого большого числа.
1
стр 13 – 17
№ 4 – 6; №6

4

Лист Мёбиуса. Задачи Карла Гаусса
1
стр 17 – 19
№5; №5

5

Игра «Волшебное число»
1
стр 19 – 21


6

Круги Эйлера. Графы
1
стр 21 – 25
№4, 5; №3

7

Решение логических задач. Принцип Дирихле.
1
стр 25 – 27
№3; №4

8

Задачи на переливание. Симметрия
1
стр 28 – 34
№7; №3. Подготовка к КВН

9

Математический КВН
1
стр 34 – 37


10

Божественные числа. Как научиться решать задачи?
1
стр 37 – 42
№4; учить конспект

11

Решаем задачи
1
стр 42 – 45
№4

12

Всяк на свой аршин мерит.
На все времена у всех народов
1
стр 45 – 49
№5,6; №3

13

Быстрый счет. Обыкновенные дроби
1
стр 49 – 51
№5; № 4

14

Среднее арифметическое. Путешествие в страну «Геометрия»
1
стр 51 – 55
№ 3 (стр53)

15

Введение в комбинаторику. Факториал
1
стр 55 – 58
№8; №9-11

16

Теория вероятностей. Случайные события и их вероятность
1
стр 58 – 64
№4; №4

17

Теория вероятности вокруг нас
1
стр 64 – 65



Литература
Учебник Виленкин Н.Я. и др. Математика 5. – Москва М.: Мнемозина 2008г.
Поурочные планы по математике 5 класс; издательство «ВАКО», Москва, 2011 год Л.П. Попова
«Дидактические игры на уроках математики»; «просвещение» - Москва, 1990 год, В.Г. Коваленко
«Занимательные задачи по математике», «Просвещение» - Москва, 1967 год, П.И. Сорокин
«Открытые уроки по математике 5-6 класс» Н.Л. Барсукова. – Москва М.: ИЛЕКСА, 2011г.
«Математика. Внеурочные занятия, 5-6 класс» Т.Б. Анфимова - Москва М.: ИЛЕКСА, 2011г.
«Дидактические материалы по математике 5 класс» А.С. Чесноков – АКАДЕМКНИГА, 2011 год
«Дидактические материалы. Таблицы – тренажеры, 5-7 класс» С.В. Токарева – Волгоград В.: Учитель, 2012г.
15