Презентация к докладу Инновационные технологии в современном образовательном процессе


Доклад«Инновационные технологии в современном образовательном процессе» КГУ «Агротехнический колледж № 10 г. Акколь Аккольский район»Управления образования Акмолинской области Подготовила Л.М.Шупикова, методист КГУ «АТК № 10» Модернизация, обусловленная изменениями во всех сферах жизнедеятельности человечества, является основной характеристикой глобальных процессов современного образования. Казахстанское образование развивается в русле мировых тенденций. Рубеж между двумя столетиями отмечен поисками на общемировом и национальном уровнях новых идей, придающих процессу модернизации образования эффективный характер, отвечающий современным требованиям. Основополагающей мировой тенденцией является смена парадигмы образования как следствие кризиса его классической модели. Изменение государственной политики Республики Казахстан в области образования, законодательно закрепленное право на свободу педагогического творчества позволили отойти от единообразного подхода в воспитании, свойственного советскому периоду. Одной из основных целей образования стало создание нового типа социокультурной ориентации и жизнедеятельности, направленных на саморазвитие и самосовершенствование личности, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области образования РК. В Концепции отмечается, что сложившаяся образовательная система «… обязана уступить место инновационному обучению, раскрепощающему и педагога, и учащегося, дающему учебному заведению возможность работать на опережение, максимум свободы в выборе форм и методов обучения. Необходимо добиться гибкости и мобильности учебных планов, диверсификации программ, учебных курсов и дисциплин, индивидуализации образования, распространения новых прогрессивных форм контроля знаний и уровня развития молодежи». Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие (с 80-х гг. ХХ в.) в нашей стране. Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности В условиях постепенной активизации промышленного сектора экономики в последние годы сформировалась устойчивая тенденция расширения подготовки специалистов технического профиля. Повышение технического уровня производства, обусловленное процессами технологизации и информатизации, требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, сочетающих интеллектуальную и практическую деятельность, обладающих достаточным объемом фундаментальных знаний и многофункциональными умениями. В современных условиях выпускник среднего профессионального учреждения должен уметь: гибко и нестандартно мыслить; применять новое в своей деятельности; -оперативно переходить от одного уровня мышления к другому; для ускорения решения разделить сложную проблему на составные части; профессионально мыслить; принимать оптимально рациональное решение по возникающей проблеме; проявлять оперативность в принятии оптимального решения в рискованных ситуациях. Виды педагогических инноваций По характеру вносимых изменений:- радикальные (основаны на принципиально новых идеях и подходах);комбинаторные (новое сочетание известных элементов);- модифицирующие (совершенствуют и дополняют соответствующие формы и образцы). По проблематике:- инновации, направленные на изменение всего учебного заведения в целом, на создание в нём учебно-воспитательной системы или иной системообразующей деятельности на основе концептуальных идей;- инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитательного процесса;- инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структурирования;- инновации, направленные на разработку новых форм и систем управления. Нововведения - условия Нововведения-продукты Организационно-управленческие нововведения Обеспечивают эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.) Педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д. Качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование. В зависимости от функциональных возможностей: Случайные Полезные Системные Инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение Инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой Инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими) По осмыслению перед внедрением инноваций: Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (Г.К. Селевко, 1998). Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ.• Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.• Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.• Концептуальность учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.• Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.• Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.• Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы. Инновационные технологии, наиболее часто внедряемые в практику работы учебных заведений профессионального образования 1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональном обучении.Применение ИКТ в учреждениях профессионального образования способствуетповышению мотивации студентов к изучению предметных дисциплин, особенно в сочетании с использованием метода проектов;информатизация обучения привлекательна для учащегося тем, что снимается психологическое напряжение учебного общения путем перехода от субъективных отношений “учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям “ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету;информатизация преподавания привлекательна для педагога тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру. 2. Личностно ориентированные технологииЛичностно ориентированные технологии ставят в центр современной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями. 3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования.Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого студента в отдельности, группы, потока, учебного заведения в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога. 4. Мониторинг интеллектуального развития.Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др. 6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса образовательного учреждения. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов. 7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школыПредполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.8. Научно-исследовательская деятельность педагогов.Научно-исследовательская работа, проводимая в учебных заведениях, повышает интеллектуальный потенциал педагогов, способствует обновлению содержания образования, развитию новых технологий организации образовательного процесса, становлению учебно-исследовательской деятельности студентов, развитию их личностных интересов, творческих способностей. Этапы внедрения образовательной инновации:Первый этап - инициация нововведения и принятие решения о необходимости внедрения новаций определенного типа. Второй этап - теоретический, т.е. обоснование и проработка инноваций на основе психолого-педагогического анализа, прогнозирование того, как будет развиваться инновационный процесс и каковы его негативные и позитивные последствия. Третий этап - организационно-практический - это создание новых структур, способствующих освоению новшества: лабораторий, экспериментальных групп и т.д. Четвертый этап - аналитический - это обобщение и анализ полученной модели. Пятый этап - внедрение, оно может быть пробным, а затем и полным. Для успешного проведения инновационной политики важны:образовательный уровень работников и наличие специальной системы подготовки и переподготовки кадров;информационные контакты и осведомленность людей, т.е. получение ими адекватной информации о нововведении;мотивация к нововведению, установка коллектива на нововведения, которая во многом зависит от организаторов новшеств. Список новых педагогических знаний и умений, которых требуют от педагога инновационные технологии обучения:умение диагностировать цели обучения и воспитания;более глубокое, системное знание учебного предмета и его научных основ;умение переструктурировать учебный материал с индуктивного изложения в логику индуктивно-дедуктивного проблемного изложения целой темы, а не одного урока;умение моделировать в учебном процессе (в его целях, содержании, формах, методах и средствах обучения) профессиональную деятельность будущего специалиста;умение организовать самостоятельную работу студентов для подготовки к семинару, деловой игре, мозговому штурму и т.п.;умение свободно владеть активными методами обучения;умение обеспечить благоприятный психологический климат, сотрудничество со студентами. Психологические барьеры по отношению к нововведениям:ориентация многих работников не на достижение успеха, а на избегание неудачи;боязнь риска и трудностей;низкий уровень притязаний;установки типа «всякая инициатива наказуема»;отсутствие интереса к саморазвитию и самореализации;приверженность к стереотипам и низкая способность к импровизациям;непонимание своего профессионального предназначения (своей учительской миссии) и как следствие неполнота самоактуализации в труде;неспособность к многоуровневой рефлексии и, как следствие, эмоциональное выгорание через 10-15 лет преподавательской работы. Заключение- внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс профессиональных учебных заведений является одним из условий прогрессивного развития современного казахстанского общества;- системное внедрение современных инновационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, т.к. целью этих технологий в образовании является гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Спасибо за внимание!