Воспитание талерантнасти у детей младшего школьного возраста в Поликультурном пространстве

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Араптан Т.Д.
воспитатель, Усть-Элегестинской специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.
Благодаря усилиям ЮНЕСКО понятие “толерантность” стало международным термином, отражающим интуитивное восприятие единства, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать на основе согласия [1].
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, а постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Практическая подготовленность ребенка к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально-психологических задач, выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях.
На сегодняшний день постановка проблемы развития толерантности в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом, особенно актуально это для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Практическая подготовленность ребенка состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях[4].
Начинать воспитание качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Именно в младшем школьном возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Воспитание толерантности у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.
Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно [2].
Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности, а что же делать детям, которые воспитываются в специальных (коррекционных) учебных заведениях, детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Кто заложит и воспитает в них качества толерантной личности?
Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути ребенка. Именно поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть [3].
В связи с актуальностью данной проблемы мною разработано занятие для детей младшего школьного возраста, воспитанников специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с.Усть-Элегест, я очень надеюсь, что это первый маленький шаг по лестнице к толерантной личности, личности которая обладает искусством жить в мире разных людей и идей, способностью иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей...
Практическая значимость моего занятия состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить учащихся начальной школы толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию учащихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах. (см.Приложение 1)








Список использованной литературы:
1. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
2. Батрак А. Развитие толерантности младших школьников. - Братск: ГИМНЦ, 2010.
3. Вульфов В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / В. З. Вульфов // Внешкольник. - 2002.
4. Социология: основы общей теории: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А.Ю. Мягкова. - М.: Флинта : Моск. психол.-социал. ин-т, 2003.































Приложение 1


Министерство образования, науки и молодежной политики
ГОУ Республиканская спец(коррекционная) школа-интернат VIII вида
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с.Усть-Элегест


Конспект занятия по толерантности
на тему:





Разработала: воспитатель
I категории
Араптан Т.Д.

Усть-Элегест
2013г.
Цели: формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения; формирование потребности в искреннем и доверительном общении.
Материалы: запись тихой спокойной музыки, листки бумаги, карандаши.
Ход занятия
Приветствие (дети заходят в класс (зал) и рассаживаются на свои места).
Воспитатель: - Здравствуйте, дети. Сегодня наше занятие посвящено теме толерантности.
Основная часть
16 ноября – Международный день толерантности.
- А вы знаете, что такое толерантность?
(ответы детей)
- ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Уважение, принятие и понимание разных людей, разных национальностей и религий, разного цвета кожи и образа жизни. Но для того, чтобы понять различия надо прежде всего начать общение. А с чего обычно люди начинают общение?..
Дети: - С приветствия.
Игра «Давайте поздороваемся».
Дети встают и под звучащую музыку здороваются друг с другом разными способами, постарайтесь использовать разные способы приветствия своих товарищей.
- Задание понятно?
Итак, начали
- У всех получилось? Интересно было?... Спасибо.
Воспитатель: Скажите, дети, что такое «уважение»? (Ответы детей)
Уважение - это готовность в любое время оказать помощь и поддержку.
Воспитатель: Скажите, ребята, что нам даёт уважительное отношение друг к другу? Как вы думаете, может ли человек нормально жить, если его никто не уважает? Почему?
Воспитатель: А сейчас давайте немного расслабимся.
Упражнение «Почувствуем друг друга» (звучит тихая спокойная музыка)
Давайте попробуем почувствовать друг друга Возьмите за руки, сядьте удобно, закройте глаза и постарайтесь расслабиться,.. посчитайте мысленно до пяти.. Послушайте своё дыхание,.. а теперь прислушайтесь к звукам, доносящимся из класса.. и снова послушайте своё дыхание теперь постарайтесь почувствовать свою правую руку, а в ней руку соседа справа почувствуйте свою левую руку, а в ней руку соседа слева представьте себе, что через руки бежит невидимый ручеёк, он очень тёплый и спокойный, это ручеёк дружбы и доверия, доброты и понимания, ручеёк поддержки и тепла почувствуйте это постарайтесь запомнить это ощущение надолго а теперь мысленно мы считаем до пяти и.. открываем глаза.. мы вернулись в наш светлый класс.
- Ребята, что вы почувствовали сейчас? Помогло ли это упражнение почувствовать своих товарищей?
Воспитатель: Ребята, а каким должен быть человек, чтобы его уважали?
Правильно ли выражение «Уважай других и тебя будут уважать»? Почему?
Задание: Подумайте о том, что вам нужно изменить в своём поведении для того, чтобы вас уважали?
- А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы?
Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.
- Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках. Не страшно, если фигуры получатся не совсем такими как у меня, ведь мы все разные, и рисунки наши тоже могут быть не похожи.
- А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;
- Кто выбрал квадрат, организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы;
- Кто выбрал треугольник, лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;
- Кто выбрал зигзаг, творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;
- Кто выбрал прямоугольник, неуверенны в себе, в своём выборе, пока ещё не определились в жизни.
Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете..
Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность! Вы все разные кто то любит читать, кто-то заниматься спортом, кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы, но нам хорошо вместе. И каждый из вас нам нужен!
Заключительная часть
Воспитатель: Дети вы поняли, что такое толерантность? (Ответы детей)
Проявлять толерантность это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему.
- Ребята, большое спасибо вам за сегодняшнюю работу, я надеюсь, что вы будете терпимее относиться друг к другу.
Будьте толерантны!
Спасибо всем! До новых встреч!
«Уважай других
и тебя будут уважать»