Русский язык в поликультурном образовательном пространстве: современные стратегии и технологии обучения


Сидорова Алла Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №3» г.Абакана
Русский язык в образовательном и поликультурном пространстве: современные стратегии и технологии обучения
Почему введение образовательных стандартов третьегопоколенияставит перед образовательными учреждениями ряд новых задач? Почему существует проблема выбора методов и технологий обучения в современной школе? Почему у русского языка особая миссия в современном обществе? Почему необходим особый подход в преподавании русского языка в поликультурном пространстве?
Прежде всего, русский язык– это особый учебныйпредмет, познавательнаяценностькоторого чрезвычайновысока:науроках русского языкаформируетсямышление,прививается чувстволюбвикродномуязыку, к Родине,осмысливаютсяобщечеловеческие ценности с точки зрения добра, милосердия, справедливости, красоты; воспитываются нравственные качества личности. С помощью языка происходит интеллектуальноеразвитие детей,усвоениедругихучебныхдисциплин в школе.Задача преподавателя–научить детейрешатьязыковымисредствамитеилииные коммуникативныезадачивразныхсферахиситуацияхобщения,тоесть сформироватьунихкоммуникативнуюкомпетенцию. Задача становится выполнимой при условии уважительного, трепетного отношения к языку всех его носителей. Ибо русский язык – это международный язык, средство межнационального общения разноголосой России. Уважение и бережное отношение к любому языку нужно воспитывать с раннего детства.
Основным стратегическим подходом в области преподавания русского языка является компетентностный подход.
Компетентностныйподходксистемеучебныхзанятийпорусскомуязыку призванспособствоватьразвитиюгуманитарнойкультурыучащихся,их приобщениюкдуховным,нравственнымценностямнарода,усилениюмотивации ксоциальномупознаниюитворчеству,воспитаниютолерантности.
Обратимся к научному определению компетентности. Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность в педагогике - созидательная способность осуществлять тот или иной вид деятельности (в данном случае педагогической), при развивающейся дифференциации научных знаний в отраслевые научные знания, акцент делается на успешную подготовку педагогом учащихся к самореализации. Ключевыми являются определения «созидательная способность» и «самореализация». Современное общество расставляет следующие приоритеты: средствами языка воспитывать творческую личность, способную неординарно мыслить, наполненную стремлением максимально раскрыться в своей сфере деятельности.
В результате нарастания миграционных процессов растет число детей, требующих особой педагогической поддержки. В связи с этим возникает необходимость осуществления исследований, направленных на определение технологий, форм и методов педагогической работы с детьми-мигрантами в поликультурном образовательном пространстве, которые позволят осуществлять педагогическую поддержку детей-мигрантов наиболее эффективно. Одной из важнейших проблем образовательного пространства является разработка гуманистической парадигмы воспитания, отвечающей особенностям сегодняшней социокультурной ситуации и задачам обновления системы поликультурного образования. Попытку позитивного ее решения осуществили авторы инновационных концепций воспитания (концепция воспитания человека культуры (Е.В. Бондаревская); педагогика свободы и педагогической поддержки (О.С. Газмап); дидактическая модель личностно - ориентированного образования (В.В. Сериков). Внастоящеевремявозрастающеевниманиеобращенокобразовательным технологиямкакстратегическомунаправлениюмодернизацииобразования, способными в полной мере решать проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей – мигрантов на территории РХ.
Личностно-развивающаяпарадигмаможетстатьболееэффективнойальтернативойтрадиционномуобразованию в преподавании русского языка в билингвальном пространстве.
Основаниемдлявыборатехнологийорганизацииобученияявляется,прежде всего,уровеньсамостоятельности детей – билингвоввучебнойдеятельности.Вэтом направленииуспешнымибудуттехнологии,нацеленныенаорганизацию репродуктивнойитворческойдеятельности.Вготовомвидезнаниянеобходимо даватькакможноменьше,лучшевсегоиспользоватьэлементыразличных технологий.
Поискновых,нетрадиционныхформобучениянаправленнапридание
учебно- воспитательномупроцессубольшейгибкости и оперативности..Впрактике учителяиспользуютсяразнообразныеуроки:урок–ролеваяигра,урок -соревнование,урок-конкурс,урок– театрализованноепредставление;урок - творчества:урок-сочинение,комплексно-творческийурок. Уроки,отражающиесовременныеобщественныетенденции: урок,построенныйнаинициативеучащихся,урок - диспут,урок - презентацияидр.
Резкоевозрастаниеролиизначенияинформациитребуетглубокой подготовленностивсехчленовсовременногообществакиспользованиюсредств информационнойтехнологии..
Практическийопытубеждает,чтоиспользованиеинформационныхтехнологийпозволяетдостичьхорошихрезультатов:развиваеттворческие, исследовательскиеспособностиучащихся;помогаетполучитьвысокиебаллыпри сдачеЕГЭ,которыенеобходимыприпоступленииввысшие учебные заведения.
Особо эффективны технологиипроблемногообученияориентированныенасамостоятельную деятельность –индивидуальную,парную,групповую. Возникают и новые тенденции в преподавании русского языка.
Дощинский Роман Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии филологического образования МИОО, председатель Всероссийской ассоциации учителей русского языка и литературы в своем вебинаре «Специфика работы с теоретическим материалом в контексте требований ФГОС» представил опыт американского ученого Эдгара Дейла «Практико-ориентированная работа с теоретическим материалом на уроках русского языка». Подход достаточно интересный. Однако, смущает «закон 10 слов», который гласит о том, что в течение урока учитель может произнести всего несколько слов. Понятно, что на таком уроке интеллектуальное развитие ученика неоспоримо. Но, если такие уроки будут часто повторяться, у детей не будет живого примера четкой, грамотной, эмоциональной речи учителя. В интернациональной школе такой подход приведет к снижению коммуникативной активности детей – мигрантов, которым в принципе не просто общаться на русском языке, ибо он не является им родным по сути.
Практико-ориентированная работа с теоретическим материалом на уроках русского языка:
- «Добывание» новых знаний, которое осуществляется в проблемно-диалогическом ключе.
- «Конус опыта», или «пирамида обучения», американского ученого Эдгара Дейла – пионера в области аудиовизуальных средств обучения:

Что необходимо знать учителю?
•закон «10 слов» – учитель за урок должен произнести только 10 слов;
•задача учителя – «открыть невидимое» – не комментировать то, что и так понятно, не уделять большого внимания простым, очевидным вещам;
•правило «зарубок» – учитель делает зарубки.
Еще одной лидирующей технологией в обучении детей – билингвов остается проектнаядеятельность–одинизлучшихспособовдлясовмещения современных информационных технологий,личностно-ориентированного обученияисамостоятельнойработыучащихся.Обращениекметодупроектов возможнонаурокеприпроверкедомашнегозадания(сообщение,доклад),при изученииновойтемы(защитареферата,выполнениетворческойработыит.д.), призакрепленииизученного(сочинение, созданиебуклета,презентаций).Решение правильнопоставленныхисследовательскихзадачсущественнымобразомможет изменитьвесьпроцессобученияирезкоповыситьинтересучащихсякобучению. Работанадсозданиемпрезентациипозволяеткаждомуучащемусяистинно оцениватьсебя–научитьсядаватьпозитивнуюоценку,находить положительныеи отрицательныестороныпрезентации.Всеэтоформируетумениесотрудничать, умениеискатьпутирешенияпоставленнойзадачи,развиваетисследовательские умения.
Следовательно,можносделатьследующийвывод:на современномэтапе учитель перестаетбытьпросто«трансформатором»знаний,астановится разработчикомновойтехнологииобучения,что,соднойстороны,повышаетего творческуюактивность,асдругой–требуетвысокогоуровнятехнологическойиметодическойподготовленности.
В заключение можно сказать, что доминирующим подходом к обучению в мировой практике становится компетентностно – деятельный подход – Стандарт европейского образца. Хотим мы этого или нет. Метод успешно приживается в российском образовательном пространстве, но проблемы с его реализацией остаются:
Недостаточное количество компьютерной техники в школе;
Консерватизм мышления;
Формальный подход к процессу обучения;
Снижение интереса родителей к процессу обучения детей в школе, ориентир только на результат, выраженный в форме ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ:
1.БуяноваН.В.Модельвнедренияразвивающихтехнологийобучениявпрофессиональномлицее.–М.,1999.–221с.
2.ЗеерЭ.Ф.Личностноориентированноепрофессиональноеобразование.–Екатеринбург,1998.–97с.
3.ИвановД.И.Компетенцииикомпетентностныйподходвсовременномобразовании.//Завуч.–2008.–№1.–С.4-24.
4.НикишинаИ.В.Инновационныепедагогическиетехнологиииорганизацияучебно-воспитательногоиметодическогопроцессоввшколе.//Учитель.–Волгоград,2009.