Методический продукт предметного объединения Математика Информатика Физика


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №1
Методический продукт предметного объединения
«Математика. Информатика. Физика.»
Технологии и методы организации внеурочной деятельности как условие для получения качественных образовательных результатов на предметах математика, информатика, физика

2014-2015 учебный год
Творческое кредо членов ПО «МИФ»

Учитель математики
Бутко Алевтина Андреевна
I КК


Учитель математики
Салыкина Людмила Ивановна
ВЫСШАЯ КК


Руководитель ПО «МИФ»,
Учитель математики
Рожкова Елена Викторовна
I КК

учитель информатики
Таскаев Игорь Юрьевич
ВЫСШАЯ КК


Заместитель директора по учебной работе,
Учитель информатики
Вишнякова Анна МагафуровнаI КК


учитель физики
Крячко Ирина Николаевна
ВЫСШАЯ КК


Учитель физики
Косинцева Ирина Сергеевна
I КК


Темы по самообразованию педагогов
Тема предметного объединения «МИФ»: Технологии и методы организации внеурочной деятельности как условие для получения качественных образовательных результатов
№ ФИО учителя Индивидуальная тема
Бутко Алевтина Андреевна Через метод математического моделирования при решении реальных задач
Рожкова Елена Викторовна Через освоение обучающимися метапредметных умений как возможность самостоятельности осуществления учебной деятельности
Вишнякова Анна МагафуровнаЧерез использование возможностей компьютерных технологий в процессе формирования информационной культуры обучающихся, как показателя качества образовательных результатов и его социальной адаптации
Салыкина Людмила Ивановна Через технологии организации и сопровождения поисковой деятельности.
Косинцева Ирина Сергеевна Через организацию самостоятельной работы обучающихся при выполнении инженерно-ориентированного эксперимента
Крячко Ирина Николаевна Через использование фреймовой технологии в процессе обучения физики
Таскаев Игорь Юрьевич Через применение компьютерных технологий, как возможность развития познавательной деятельности обучающихся
Методический продукт предметного объединения: сборник мероприятий, направленных на реализацию данной темы

Содержание
стр.
1 Введение
1
2 Внеклассное мероприятие «Это загадочное число Пи»,
автор: Рожкова Елена Викторовна, учитель математики
2
3 Урок информатики в 9-м классе "Вычисление значения числа Пи методом Монте-Карло" (язык Visual Basic),
автор: Таскаев Игорь Юрьевич, учитель информатики
3
4 Методическая разработка внеурочного мероприятия
«Поиски летописи» с использованием QR-кодов,
авторы: Вишнякова Анна Магафуровна, учитель информатики
Лыкова Людмила Александровна, педагог-организатор,
4
5 Сценарий необычного урока в Юрьев день «Буря в стакане воды», автор: Косинцева Ирина Сергеевна, учитель физики
5
6 Проектная деятельность в обучении математики (из опыта работы), автор: Салыкина Людмила Ивановна, учитель математики
6
7 Математическое моделирование в стереометрии «Построение сечений», автор: Бутко Алевтина Андреевна, учитель математики
8
8 Дидактические возможности фреймовой технологии на уроках физики, автор: Крячко Ирина Николаевна, учитель физики
11


Введение
Обновление качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу предметов естественно-научного цикла. Необходимость массовой внеурочной работы по математике вызвана ещё и тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Внеурочная работа – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников.
Внеурочная работа по математике, информатике, физике предусматривает разные формы: специальные курсы, викторины, конкурсы, олимпиады, зимняя математическая школа, предметные недели, тематические дни. Особая роль должна быть уделена проектно – исследовательской деятельности.
Уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю дают информационные технологии. Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу как на уроках, так и во внеурочное время.
Целью работы предметного объединения: изучение и внедрение технологий и методов организации внеурочной деятельности как условие для получения качественных образовательных результатов на предметах: математика, информатика, физика. Результатом работы над данной темой является методический продукт – сборника мероприятий внеурочной деятельности.
Актуальность опыта неоспорима и объясняется тем, что внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность по математике, информатике, физике способствует в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов, даёт новый взгляд на образовательные результаты.
В своём педагогическом опыте представители предметного объединения «МИФ» ориентируются на Концепцию модернизации российского образования.
Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они проводятся по программам, выбранным учителем, согласованным с учениками и их родителями, корректируемым в процессе проведения с учётом индивидуальных возможностей обучающихся, познавательных интересов и развивающихся потребностей.
Новизна опыта выражается в том,  что в процессе работы на внеурочных занятиях по математике, информатике, физике у школьников формируется устойчивый интерес к изучению этих предметов, решению проблемных задач через использование активных форм и методов обучения.
58844789007531
001
Технология заключается в совершенствовании методики проведения традиционных структурных этапов внеурочного занятия и введение новых технологий обучения, а так же в использовании методов диалогического общения; проблемно-поискового метода, исследовательского метода, использование проектной деятельности, парных, групповых и индивидуальных форм деятельности.
В результате реализации данного опыта члены предметного объединения планируют: приобретение учениками навыков различных видов деятельности: мыслительная деятельность, коммуникативная деятельность, практическая работа, групповая работа, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий в единый результат.
Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, не боятся скрупулёзной работы, требующей затрат времени. Опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействие с обучающимися посредством проведения различных внеурочных занятий.
379222010668000
-26670-43497500Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню рождения числа ПИ
(3.14 в 1.59 2015г.)
«Это загадочное число Пи»
Рожкова Елена Викторовна,
учитель математики
Цель мероприятия: находить смежные и сопоставительные компоненты, межпредметные связи; развивать метапредметные представления, а именно находить в математике элементы других наук.
Задачи мероприятия:
развитие и укрепление интереса к математике, расширение кругозора учащихся, повышение уровня их математической культуры;
демонстрация красоты математики в окружающем мире, а так же тесной взаимосвязи с различными областями её применения;
61880754527552
002
развитие коммуникационных способностей, уверенности и раскованности в общении.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор, интерактивная доска (или экран), презентация «Это загадочное число ПИ» (выполнена Microsoft Power Point 2010), маркеры, карточки с ребусами, чистые листы бумаги.
Программа дня:
Лекция «Это загадочное число Пи». 9 класс
Конкурс на лучший «Пи-пирог», который может быть украшен изображением числа «Пи» и его значением. 7-8 классы
Викторина о числе Пи. 10-11 классы (команды по 4 человека)
Флешмоб «Жизнь Пи». Все желающие.
Урок информатики "Вычисление значения числа Пи методом Монте-Карло" (язык Visual Basic). 9 класс
Организаторы:
Учителя предметного объединения «Математика. Информатика. Физика.»
Члены РПШ «Логика решения нестандартных задач», обучающиеся 11 ФМ
Приложение: к мероприятию подобраны все необходимые материалы в электронном виде.
21463063500Урок информатики в 9-м классе "Вычисление значения числа Пи методом Монте-Карло" (язык Visual Basic).
9 класс
Таскаев Игорь Юрьевич,
учитель информатики
Цели урока:
знакомство учащихся со способом вычисления площади фигуры неопределенной формы с помощью метода Монте-Карло
расширение знаний учащихся о константе ?воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере.
Оборудование для урока: интерактивная доска, компьютеры
Программное обеспечение урока: OC Windows 7, Visual Basic 6.0, электронная таблица.
Приложение: подробный план урока в электронном виде.
61880754991103
003

473519516891000
Методическая разработка внеурочного мероприятия
«Поиски летописи» с использованием QR-кодов.
7-9 класс.
Вишнякова Анна Магафуровна,
учитель информатики
Лыкова Людмила Александровна,
педагог-организатор,
Цели:
Образовательная: активизировать знания учащихся об истории Императорского Царскосельского и усольского лицеев.
Развивающая: развивать навыки командной работы, умение анализировать и сопоставлять информацию.
Воспитательная: формирование у учащихся представлений о лицейских традициях, их сохранении и преумножении, создание благоприятных условий для сплочения пролицейских групп.
Задачи:
активизация мыслительной и поисковой деятельности учащихся в процессе игры;
активизация игровой деятельности детей посредством использования привычных средств связи и ИКТ в нетрадиционной форме;
развитие организаторских способностей и умений учащихся;
приобщение обучающихся пролицейских групп к лицейским традициям;
сплочение детского коллектива;
привлечение внимания к информационной среде лицея.
Оборудование:
смартфон на платформе Android или Windows
планшет на платформе Android или Windows
мультимедийный проектор
интерактивная доска
Ежегодно, в нашем образовательном учреждении (МБОУ «Лицей №1» г. Усолье-Сибирское) 19 октября отмечается День лицеиста. В течение дня проходит множество мероприятий для всех групп обучающихся лицея, по итогам которых первые курсы (9 класс) проходят ритуал посвящения в лицеисты, а самые младшие – пролицейские группы (8 классы) принимаются в «лицейское братство». Одним из проводимых мероприятий стала игра «Поиски летописи». Игра заключается в следующем: 4 группы делятся на 8 команд с помощью жеребьевки (Фиолетовая, Синяя, Голубая, Зеленая, Желтая, Оранжевая, Красная, Белая).61202156102734
004
Главное условия участия в игре – наличие у одного участника в команде смартфона или планшета на платформе Android или Windows и программы чтения QR-кодов. У каждой свой маршрут, этапы маршрута определяются после выполнения задания и получения QR-кода. QR-код участники получают от организатора этапа.Приложение: подробный план урока в электронном виде.
3028959207500
Сценарий необычного урока в Юрьев день
«Буря в стакане воды».
Косинцева Ирина Сергеевна,
учитель физики
Цель: формирование познавательного интереса к предмету физики; выявление знаний и умений обучающихся, а также умение применять в нестандартных ситуациях.
Задачи:
образовательные: систематизировать знания по темам «Тепловые явления», «Гидростатика»; повторить основы сборки простейшей электрической цепи.
воспитательные: воспитание мотивов учения, положительного отношения к предмету физики.
развивающие: развивать политехнические умения, заключающиеся в творческом решении нестандартных задач; умение пользоваться инструментами и приборами, умение планировать, оценивать полученные результаты действий.
Тип урока: применение знаний, умений и навыков.
Вид урока: дидактическая игра.
Оборудование: 1) ТСО: ПК, проектор, презентация «Буря в стакане воды»; 2) батарейка, лампочка, соединительные провода, кнопочный ключ, стакан стеклянный, тарелка плоская, спички, бумага, штатив с приспособлениями, бутылка пластиковая (0,5 л), пластиковая трубочка, плотная бумажная салфетка, тарелка глубокая, воронка, свеча, монета, иголки, пластиковый коврик, лед, фруктовый сок, соль, вода, калориметр, технические весы, деревянный брусок; 3) карточки с заданиями для команд, фотографии.
Приложение: подробный план урока в электронном виде.
61887093648695
005

4725035-39941500Проектная деятельность в обучении математики
(из опыта работы).
Салыкина Людмила Ивановна,
учитель математики

Одним из методов при системно – деятельностном подходе в обучении математике, является метод проектов, который помогает мне решать задачи не только образования, воспитания, и развития детей, а также раскрывать их творческий потенциал. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков учащихся, их практическому применению.
Главные цели введения метода проектов на уроках математики:
•показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт; •реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
•продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
•подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Девизом проектной деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Чем меня, как учителя, привлекает метод проектов? Самостоятельной, поисковой, исследовательской, творческой деятельностью учащихся, совместной или индивидуальной формами работы.
Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно. o Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. o Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.
612203511442706
006
Как же организуется работа над проектами? При определении темы проекта, мы совместно с учеником или группой проектантов подчеркиваем актуальность выбранной темы проекта для общественной жизни, для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами исследования. Следующий наш этап предполагает формулировку проблемы, которые ученик выбрал для исследования. К этому моменту мы уже продумали и осмыслили тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на примерное содержание будущей работы. Может и быть такое, что ученик полностью не справится с такой работой, но тут и должен прийти на помощь учитель или родители, а возможно и одноклассники.
Следующая ступень в организации проектной деятельности на уроках математики – это совместное заседание клуба проектантов. Здесь участники разных проектов обсуждают конкретные проблемы исследования, уточнят или порой даже изменяют формулировку своей темы. В процессе обсуждения выявляется эрудиция участника проекта, их математический кругозор, знание ими других источников кроме учебника. Также важно на этом этапе и участие тех детей, которые не выбрали проект. На данном этапе они чувствуют свою причастность к исследовательской деятельности, расширяют круг своих знаний по математике. В ходе всей работы проводим в классе промежуточные отчеты учащихся по проектам. Если проект коллективный, то в дискуссии обязательно выслушиваю мнение каждого участника. Это показывает мне одинаковый ли уровень подготовки обучающихся, не возникнут ли в процессе исследовательской деятельности разногласия, которые будут тормозить ее выполнение. Далее идет полностью работа с информативным материалом. Проектная методика предполагает самостоятельную работу ученика с источниками информации. Таким образом, отбирается важный исследовательский материал по выбранной теме. На одном из уроков математики мы проводим предварительную апробацию написанного проекта. Именно на данном уроке снимаются все трудности: дети сопоставляют план изложения материала, в котором отражен прогноз результатов исследования, излагают свои знания, соображения, идеи по выбранной ими проблеме.
Завершающий этап работы над проектами заключается в создании компьютерной презентации, оформлении работы и подготовке к её защите. При создании учащимися компьютерной презентации формируются умения систематизировать и обобщать материал, выделять главное в информационном сообщении, грамотно представлять имеющуюся информацию.
Вот некоторые темы проектных работ моих учеников: «Теорема Пифагора», «Решение линейных и квадратных уравнений с параметрами», «Решение уравнений с использованием ОДЗ», «Площадь треугольника», «Показательно-степенные уравнения и неравенства», «Функциональные уравнения», «Углы в пирамиде», «Решение уравнений с двумя неизвестными».
Перед работой над проектом ученикам предлагалась памятка, как составить задачу на основе справочного материала.
Памятка.
608044712579357
007
1) Сбор фактических данных. Каждую задачу необходимо сопроводить справочной информацией, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати, энциклопедических изданиях, специализированных справочниках, Интернете и др. источниках). 2) Процесс составления задачи. Из справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем: – Действия с натуральными числами. – Единицы измерения длины, площади. – Нахождение числа по его доле и доли от числа. - Логические задачи.
3) Формулировка условия задачи. Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как математики, так и физиологии и гигиены. Как работать над формулировкой задачи: а) Выписать из справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого; б) Составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи; в) Решить задачу выбранным методом или составить математическое задание с терминами по данной теме. Проследите за тем, чтобы полученный результат согласовывался со смыслом.
Работа над проектами и презентациями, их публичное представление и защита положительно влияют на развитие у детей навыков общения и публичного выступления. Конечно, часто они прибегают к помощи старших, но все же это приближает их к информационно-коммуникативным технологиям, которые активизируют процесс обучения, делают его более продуктивным, а также формируют и далее развивают мотивацию обучения.
1327152095500
Математическое моделирование в стереометрии
«Построение сечений»
Бутко Алевтина Андреевна,
учитель математики

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Поэтому любой экзамен по математике, любая проверка знаний содержит в качестве основной и, пожалуй, наиболее трудной части решение задач. И вот тут обнаруживается, что многие не могут показать достаточные умения в решении задач. На всех экзаменах, как в школе, так и на приёмных в вузы и техникумы, довольно часто встречаются случаи, когда ученик показывает, казалось бы, хорошие знания в области теории, знает все требуемые определения и теоремы, но запутывается при решении весьма несложной задачи. За время обучения в школе каждый ученик решает огромное число задач, порядка нескольких десятков тысяч. При этом все решают одни и те же задачи. А в итоге некоторые ученики овладевают общим умением решения задач, а многие, встретившись с задачей незнакомого или малознакомого вида, теряются и не знают, как к ней подступиться.
614934015906758
008
В чём причина такого положения? Причин, конечно, много. И одной из них является то, что одни ученики вникают в процесс решения задач, стараются понять, в чём состоят приёмы и методы решения задач, изучают задачи. Другие же, к сожалению, не задумываются над этим, стараются лишь как можно быстрее решить заданные задачи. Эти учащиеся не анализируют в должной степени решаемые задачи и не выделяют из решения общие приёмы и способы. Задачи зачастую решаются лишь ради получения ответа. У большинства учащихся весьма смутные, а порой и неверные представления о сущности решения задач, о самих задачах. Как могут учащиеся решить сложную задачу, если они не представляют, из чего складывается анализ задачи, как могут они решить задачу на доказательство? Многие учащиеся не знают, в чём смысл решения задач на построение, зачем и когда нужно производить исследование решения и т. д. Очевидно, что на таких представлениях не могут возникнуть сознательные и прочные умения в решении задач. Для того, чтобы научиться решать задачи, надо много поработать. Но эта работа не сводится лишь к решению большого числа задач. Если кратко обозначить то, что нужно сделать для этого, то можно так сказать: надо научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а её решение – как объект конструирования и изобретения.
Разговор о задачах в целом хочется перевести на обсуждение вопроса о таком важном и всем известном разделе задач в школьном курсе геометрии, как "Задачи на построение". Задачи на построение являются традиционными задачами в курсе геометрии. Разработкой методов решения этих задач математики занимаются ещё со времён Древней Греции. Уже математики школы Пифагора (VI в. до н. э.) решили довольносложную задачу построения правильного пятиугольника. В течение многих веков математики проявляли живейший интерес к задачам на построение. Интерес к этим задачам обусловлен не только их красотой и оригинальностью методов решения, но и большой практической ценностью. Проектирование строительства, архитектура, конструирование различной техники основаны на геометрических построениях. Трудно переоценить роль задач на построение в математическом развитии школьников. Они по своей постановке и методам решения не только наилучшим образом стимулируют накопление конкретных геометрических представлений, но и развивают способность отчётливо представлять себе ту или иную геометрическую фигуру и, более того, уметь мысленно оперировать элементами этой фигуры. Задачи на построение могут способствовать пониманию учащимися происхождения различных геометрических фигур, возможности их преобразования – всё это является важной предпосылкой развития пространственного мышления школьников. Они сильно развивают логическое мышление, геометрическую интуицию. План решения любой задачи на построение – цепочку основных построений, приводящих к цели – можно рассматривать как некоторый алгоритм и, следовательно, их можно использовать и в старших классах как содержательный материал курса информатики и вычислительной техники. В процессе решения задач на построение учитель может эффективно формировать элементы алгоритмической культуры школьников, систематически требуя от них четкой последовательности основных построений.
609504325355559
009
Задачи на построение развивают поисковые навыки решения практических проблем, приобщают к посильным самостоятельным исследованиям, что очень важно в формировании умений и навыков умственного труда. Посредством задач на построение, даже простейших из них, более глубоко осознаются теоретические сведения об основных геометрических фигурах, так как в процессе решения этих задач ученик создает наглядную модель изучаемых свойств и отношений и работает с этой моделью. Решение задач на построение развивает такие качества личности, как внимание, настойчивость и целеустремленность, инициативу, изобретательность, дисциплинированность, трудолюбие. Задачи на построения не просты. Не существует единого алгоритма для решения таких задач. Каждая из них по-своему уникальна, и каждая требует индивидуального подхода для решения. Именно поэтому научиться решать задачи на построение чрезвычайно трудно, а может быть, невозможно. Но эти задачи дают уникальный материал для индивидуального творческого поиска учащимися путей решения с помощью своей интуиции и подсознания. Задачи на построение сечений, многогранников, изучаемые в начале курса стереометрии средней школы, являются важным дополнением к теоретическому материалу. Решение этих задач формирует пространственные представления учащихся и развивает конструктивное и логическое мышление. Многократное применение в процессе построения аксиом и теорем способствует их неформальному усвоению. Кроме того, простота в постановке задач делает их привлекательными для учащихся. Тем не менее даже такая несложная задача, как построение сечения куба плоскостью, заданной тремя точками на гранях, нередко вызывает у учащихся определенные трудности.
Рассмотрим метод следов, применяемый при построении сечений многогранников, а именно при построении сечения куба плоскостью. Метод следов может «водиться уже после изучения параллельных прямых и их свойств. После изучения параллельности плоскостей, целесообразно упрощать построения, дополняя метод следов применением свойств параллельных плоскостей. Перед построением сечений полезно ознакомить учащихся с некоторыми определениями: — плоскость, по обе стороны от которой имеются точки данного тела, называется секущей плоскостью; — сечением куба называется часть секущей плоскости, заключенная внутри куба: — прямая, по которой секущая, плоскость пересекает плоскость грани куба, называется следом секущей плоскости в плоскости этой грани. Надо обратить внимание учащихся на то, что сечение должно представлять собой многоугольник, стороны которого отрезки на гранях или ребрах куба (в этом случае — плоскость сечения и плоскость грани куба, пересекаются по прямой). Минимальное число сторон сечения куба — три, максимальное — шесть. Для построения следа секущей плоскости в плоскости грани куба достаточно построить две любые точки этого следа. Такие точки могут быть определены как точки пересечения плоскости выбранной грани с какими-либо прямыми, принадлежащими секущей плоскости.Построение сечений куба. При построении сечений многогранников в качестве вспомогательной прямой часто используется след секущей плоскости (в плоскости грани, удобной для рассмотрения). Такой метод построения сечений называется методом следов. При построении сечений куба можно использовать также свойства параллельных плоскостей. Будем считать, что сечение построено, если определены точки пересечения секущей плоскости с ребрами куба. Отрезки, соединяющие точки, принадлежащие ребрам одной грани, являются сторонами многоугольника сечения.
Метод следов является универсальным методом, применимым при произвольном расположении заданных точек. Метод, основанный на применении свойств параллельных плоскостей, дополняет и упрощает применение метода следов, но применяться независимо может только в некоторых частных случаях. После проведения каждого из последующих построений полезно проанализировать с учащимися, каким методом было проведено это построение и возможно ли применение других методов при данном расположении точек.
Приложение: презентация в электронном виде.
600869253721010
0010

4723765-21717000Дидактические возможности фреймовой технологии
на уроках физики

Крячко Ирина Николаевна,
учитель физики
Основным противоречием современной системы образования является противоречие между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения.
В период гуманизации образования количество изучаемых в школе предметов значительно возросло. При этом беспокойство о здоровье будущего нации заставило ограничить недельную нагрузку детей прежними рамками, что привело к уменьшению количества часов используемых для изучения базовых дисциплин, в том числе, и физики. Два-три часа в неделю вместо четырех или пяти, в прежнее время, не могут дать желаемого результата без применения новых технологий. Тем более, что требования к выпускникам школ и абитуриентам при этом не только не уменьшились, а значительно возросли. Возникшие проблемы заставляют полностью пересмотреть подход к процессу обучения. Чтобы свести эти противоречия к минимуму, можно воспользоваться в своей деятельности фреймовой педагогической технологией.
Под фреймом (Колодочка Т.Н.) в дидактике понимается периодически повторяющийся способ организации учебного материала (фрейм, как концепт) и учебного времени (фрейм как сценарий) при изучении материала, подвергающегося сгущению, создав универсальную каркасную структуру.
Под фреймовой педагогической технологией понимается изучение учебного материала, структурированного определенным образом в специально организованной периодической временной последовательности (сценарии).
Основной признак технологии – увеличение объемов изучаемых знаний без увеличения учебного времени. Поэтому данную технологию можно отнести к интенсивным.
Основной формой обучения является урок. Педагогическая наука определяет урок как систематически применяемую форму организации деятельности учителя и учащихся, целью которого является формирование и творческое развитие личности учащегося. Так как собственная деятельность ученика позволяет усвоить материал практически на 100%, главным условием успешности проведения урока и усвоения материала учащимися, должно стать участие в учебной деятельности всех без исключения учеников на уровне их потенциальных возможностей.В моем преподавании концепт представляет собой каркас, структуру подачи материала, которую можно наложить, а вернее он сам накладывается на все последующие темы. Особенность такой структуры в том, что информация о структуре, фрейма, используется без особого труда при создании следующих фреймов.
Знание структуры фрейма позволяет систематизировать большой объем информации, оставляя ее при этом максимально удобной для восприятия. Любой фрейм состоит из слотов (терминалов), заполненных конкретным содержанием и имеющим свое имя.
Процесс структурирования материала с помощью фреймов обеспечивает:
систематизацию знаний путем определения связей (“горизонтальных и вертикальных”);
606488535560011
0011
эффективность использования рабочего времени.
При изучении первой темы учащиеся знакомятся с использованием фреймов на уроке, (занимаются репродуктивной деятельностью), их продуктивная деятельность близка к нулю. При изучении следующих тем процесс восприятия происходит быстрее, и на уроке остается время для продуктивной деятельности. За это время учащийся может:
Анализировать полученную информацию (обдумывать, рассуждать, сравнивать).
Синтезировать информацию (комбинировать, придумывать, творить).
Проводить сравнительную оценку.
Когда фреймовый сценарий учебного материала войдет в сознание учащегося полностью, он будет применяться им автоматически, продуктивная деятельность вытеснит репродуктивную.
На первом этапе учитель активен, выполняет роль транслятора, учащийся пассивен.
На втором возможна совместная деятельность учителя и учащегося.
На третьем этапе учащиеся готовы вести самостоятельную деятельность.
На четвертом этапе учащиеся готовы помочь своим товарищам в усвоении нового материала.
При использовании данной технологии, выделяется фрейм- “тема”, из которых состоит изучаемый в каком-либо классе курс физики. Этот фрейм состоит из следующих слотов (фрейм как сценарий учебного процесса- временной аспект):
Изучение нового материала.
Повторение изученного материала.
Решение задач.
Рефлексия.
В свою очередь, фрейм “Изучения нового материала”, обязательно представляет собой совокупность следующих слотов:
Знакомство с материалом темы (рациональное чтение).
Составление плана.
Составление конспекта темы (рефлексия).
Домашнее задание.
Хочу подчеркнуть, что во фрейм изучение нового материала я обязательно включаю рациональное чтение.
Без прочтения материала учащимися вся работа оказывается только работой учителя. Это в свою очередь, ведет сразу к проблемам с дисциплиной и отсутствием внимания учащихся, но так как время урока очень ограничено, как и способность долго заниматься одним видом деятельности, то это должно быть именно рациональное чтение.
Использование рационального чтения во фрейме изучения нового материала позволяет в дальнейшем нашим выпускникам безболезненно адаптироваться в высшем учебном заведении.
Фрейм “Повторения материала” включает в себя слоты:
Кратковременная подготовка к ответу.
Ответы учителя на вопросы, вызывающие, у учащихся затруднения.
Ответ учащихся у доски, по плану, записанному на доске.
Решение задач на рабочем месте. 616077067119512
0012

План также представляет собой фрейм, включающий в себя слоты:
Определение явления.
Условия существования явления.,Характеристики явления.
Область применения явления.
Здесь фрейм используется как концепт, упорядоченная структура учебного материала.
Слот – характеристика явления, представляет собой фрейм, как концепт, и обязательно состоит из следующих слотов:
определение величины,
формула для ее определения,
единицы измерения величины,
физический смысл единицы измерения.
Когда ученик впервые приходит на урок физики и ему все интересно, очень важно не лишить его этой радости познания и выбор фреймовой технологи представляется особенно удачным. Придя на второй и третий урок, где заканчивается сказка о физике и начинается трудное осмысление происходящих явлений и решения задач, ученик убеждается, что у него есть замечательный помощник–фрейм, воспользовавшись которым, он может понять этот непростой предмет. Дети с удовольствием читают материал, помогают составлять план темы, находят необходимые для записи определения и все время находятся в поиске. В кабинете нет никакого шума – все заняты работой.
С увеличением возраста и опыта, дети работают все свободней и свободней. А так как появляется высвободившееся время, его можно использовать для решения задач. Однако, готовые к уроку учащиеся хотят быть выслушанными, и обязательно ответить у доски. Я не могу лишить их этой возможности и на уроке повторения материала выслушиваю всех, кого успеваю во время урока.
Очень важно создать фрейм оценки знаний, чтобы каждый ученик знал, что его оценка на уроке зависит не от того, какое сегодня настроение у учителя, а от результатов его работы, и если он сегодня получил два то это просто эпизод его биографии, который завтра уйдет в небытие.
С решением проблемы оценки знаний, исчезает проблема взаимоотношений учителя и ученика. Решение проблемы взаимоотношений высвобождает время, которое приходилось расходовать на их выяснение, и позволяет заняться творческой работой, которая возможна лишь при взаимопонимании ребенка и учителя. Это относится, как к техническому творчеству, так и к теоретической деятельности
При этом, фрейм оценка знаний, используемый мною представляет совокупность следующих слотов:
“5” – ставится за ответ у доски, если отвечающий ответил на все вопросы плана и может ответить на дополнительные вопросы.
“4” – если при полном рассказе, учащийся слегка замешкался, упустил какую-либо тонкость или не ответил на дополнительный вопрос.
“3” – если отвечающий рассказал две трети темы.
“2” – за отказ от ответа.
611791239941513
0013

В результате устных ответов дети учатся грамотно говорить, точно и понятно излагать свои мысли.
При решении задач:
задача в одно действие, в которой требуется лишь подставить цифры в формулу, оценивается в один балл,
задача, в которой из исходной формулы выражается величина, входящая в формулу в два балла,
задача, требующая вывода формулы, с рисунком и чертежом в пять баллов.
Зная эти требования, учащийся может за урок получить желаемую оценку, поэтому жаждущих отдохнуть на уроке бывает немного.
Каждый ученик вправе получить дополнительную оценку, ответив на вопросы заданных параграфов, и если в начальном звене изучения предмета, за эту правильно выполненную работу ставится оценка не меньше 4, то в старшем звене 10-11 класс это дает право получить тройку, не выходя для ответа к доске.
Эта технология, хороша тем, что и оценка знаний представляет собой фрейм и каждый учащийся знает, какую именно оценку он получит, выполнив ту или иную работу.
При этом никогда не возникает вопросов, почему соседу поставили одну оценку, а ему другую.
Но самый важный фрейм в работе, который необходимо создать это фрейм взаимоотношений с учащимися на своих занятиях. Он должен быть фреймом уважения учителя к своему ученику, от которого учитель не должен отступать ни при каких обстоятельствах, и тогда ему обеспечен успех в любой ситуации.
Литература:
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей._СПб.: КАРО, 2005 – 368с.
Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2004г. – 96с.- (Серия “Библиотека образовательных технологий”.Приложение: презентация по теме, сборник таблиц по механике в электронном виде.
6172200297211314
0014