Современные образовательные технологии. Технология проектов.


СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ. Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет.С. Соловейчик Почему именно проекты? Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательной презентацией результатов Проект - (от лат. projectus - брошенный вперед)совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия;предварительный текст какого-либо документа;замысел,план.Энциклопедический словарь Проектно-исследовательская деятельность Исследовательская деятельность и проектная деятельность близки, хотя и имеют некоторые отличия. «Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» (А.И. Савенков). На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность. Это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов. Цели проектной деятельностиПовышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.Развитие исследовательских умений. Метод позволяет развивать: Аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов, явлений. Ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр. Логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы. Психологический аспект метода проектов Удовлетворение важных потребностей подростков:желания подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом.стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных. В противном случае реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами. Позиция учителя Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Классификация проектов Прикладные Они направлены на получение конкретного результата деятельности. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона Информационные Они направлены на сбор информации о каком-либо явлении или объекте с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (создание информационной среды класса или школы). Исследовательские Они предполагают деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования. Творческие Максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (театральная постановка). Ролевые – игровые проекты Они направлены на реконструкцию и моделирование определённых ситуаций, что даёт возможность глубже погрузиться в определённую тему. Основные этапы работы над проектом 1-й этап – подготовительный:Выбор темы;Формулировка гипотезы (предположение о результатах);Определение целей;Определение задач;Определение количества участников.2-й этап – поисковый:Поиск и сбор информации;Изучение специальной литературы;Обмен и обсуждение информации с другими участниками проекта. 3-й этап – аналитический:Анализ информации;Отбор наиболее значимых данных;Выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов.4-й этап – презентация полученных результатов:Оформление портфолио;Защита проекта;Подведение итогов. Этапы формирования навыков проектно-исследовательской деятельности(7-8 классы), выполнение индивидуальных мини-проектов:изготовление физических приборов или моделей из подручных средств;выполнение схем и чертежей проектируемых устройств;изготовление плакатов по теории (см. «портрет формулы»);презентации и слайд-шоу. Проект «Фонтан в моем дворе» Изготовление простейших физических приборов Фонтан своими руками. «Портрет формулы» Плакат на тему «Законы механики» Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности(8-9 классы), выполнение групповых проектов с распределением обязанностей в группе и защитой проекта :изготовление физических устройств, моделей;выполнение мини-исследований;изготовление учебных таблиц для кабинета; Плакат на тему «Законы механики» Проект по теме «Маятник» 9 классы (9А, 9Б, 9В). Время выполнения - 2 урока. Накануне формируем группы 4-5 человек, формулируем темы.Примерные темы: Маятник Максвелла.Маятник Фуко.Японский маятник.Маятниковые часы.Д/З на первый урок по группам: подготовить подборку теоретического материала, принести все необходимое для выполнения изделия. Проект по теме «Маятник» 9 классы1-й урок. Распределение обязанностей в группе. Возможные роли: Капитан – распределяет обязанности, следит за работой, контролирует выставление оценок. Дизайнер – выполняет задание. Художник – выполняет рисунки. Докладчик – выступает, отвечает на вопросы. Секретарь – оформляет письменный отчет.Систематизация теоретического материала.Изготовление маятника, модели или игрушки-маятника. Д/З на второй урок: окончательное оформление работы. Проект по теме «Маятник» 9 классы 2-й урок.Презентация результатов деятельности:историческая справка, объяснение принципа работы устройства, демонстрация маятника в действии. Рефлексия. Коллективное оценивание результата. Работы на НПКФизика в природе Влияние сферической формы заварочного чайника на процесс теплопередачиЭкологические виды транспорта Работы на НПКПоведение чаинок при заваривании чая. Оптическая система глаза. Иллюзии. Диск Бэнхэма.Старинные русские меры Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности(10-11 классы), выполнение групповых и индивидуальных работ разного типа:исследовательских задач и проблем, ответ на которые не является очевидным; исследований, связанных с изучением характеристик и свойств организма человека; исследований, в результате которых будет создан значимый продукт. Проект «Выращивание кристаллов» Три уровня организации исследовательского обучения первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение. РезультатыВ заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникабельны, активно участвуют в конкурсах исследовательских работ разного уровня. Оценивание проекта (индивидуальная карта учащегося, защищающего проект){F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}ЭтапыКритерии оценкиСамооценкаУчительКоллеги по командеЗащитаПредставление (15 баллов)Ответы на вопросы (15)Процесс проектированияИнтеллектуальная активность (10)Творчество (10)Практическая деятельность (10)Умение работать в команде (10)ИтогДостигнутый результат (10)Оформление (10)85 – 100 баллов – «отлично»;70 – 85 баллов – «хорошо»; 50 – 70 баллов – «уд.-но»;менее 50 баллов - «неуд.-но». Оценочный лист{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Фамилия, имяРоль в группеОтметка о выполнении Д/ЗРабота по выполнению проекта в классеХарактер поведения и общенияОценка группы/ учителяСамооценка. Отношение к процессу и результату деят-ти