«СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ И УРОКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС».


МБОУ «Никольская СОШ имени Героя Советского Союза Кошманова М.М»
Выступление учителя ОБЖ
Лаврентьевой Наталии Викторовны
По теме:
«СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ И УРОКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС».
2016год
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ И УРОКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Нужно, чтобы дети,
по возможности,
учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для
него материал.
К.Д. Ушинский
В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не  проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
“Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений” Л. Толстой.
20 лет работая в школе, я прихожу к выводу, что слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы – развитие творческих способностей учащихся - обусловлена, на мой взгляд, двумя основными причинами. Первая из них – падение интереса к учебе. Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи. Поэтому главное для себя как учителя ОБЖ вижу не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, а в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка. Для этого стремлюсь поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, прививать навыки исследовательской работы; развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет, медиаресурсы,); показывать практическую направленность знаний, получаемых школьниками на уроках ОБЖ; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место ОБЖ в общечеловеческой культуре, ее связь с другими наукам. Так например с биологией, географией, историей.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение, отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится таким образом, что учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? 
Прежде всего, необходимо рассмотреть  этапы конструирования урока. Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом:
1-й этап — изучение учебной программы;
2-й этап — изучение методической литературы;
3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике;
4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока;
5-й этап — разработка плана урока.
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Требования к результатам сегодня: Чему учить? Ради чего учить? Как учить?
Требования ФГОС: Зачем учить? (цель). Чему учить? (изменение содержания). Как учить? (изменение методики).
Технологическая основа ФГОС: системно-деятельностный подход в обучении. Цель деятельностного подхода: воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. «Деятельность – личность» (какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности).
Что важно знать и уметь учителю?
Знать принципы деятельностного подхода
Уметь реализовывать его на практике
Освоить новую систему оценивания - критериальнуюОсвоить принципы организации диалога на уроке
Деятельностный подход старается реализовать в практике своей работы каждый неравнодушный к результатам работы учитель. И. хотя о таком подходе заговорили громко сегодня, у учителей за годы работы сформировался определенный методический багаж форм и методов работы, реализующих данный подход. В практике своей работы я использую следующие формы деятельностного подхода для активизации урока и вовлечения всех учащихся в работу:
- использование опорных конспектов
- ИКТ
- микрозачеты-практикумы (усиление практической составляющей обучения, связь с жизнью)
-диктанты как форма проверки знаний и накопления оценок
Опорный конспект
Создание по параграфу в ходе совместного чтения
Беседа по конспекту учителя
Создание в ходе просмотра видеофильма
Самостоятельное заполнение «скелета» конспекта в работе с текстом учебника
ИКТ
Использование всех ресурсов медиатеки по ОБЖ
Собственная коллекция из Интернета
Практикумы
Оказание первой помощи при различных видах травм
- с раздаточным материалом: дорожные знаки
- работа с дополнительными источниками.
Сообщения - «Терроризм – угроза обществу»; реклама - «Лекарственные растения из домашней аптечки»; памятки -« Начинающему грибнику»,»Осторожно-клещи!»
Микрозачеты: учителю в парах; взаимоопрос; письменный по вариантам; устный заполнение пропущенных граф таблицы; микросочинение. Диктанты: проверка усвоения понятий, определений, терминов; расшифровка определений, понятий, терминов; самостоятельное создание вопросов диктанта по таблице; самостоятельное создание вопросов диктанта по параграфу
Ожидаемые результаты
Формирование УУД
Формирование личности
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. И сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
Уважаемые коллеги, в заключение моего выступления мне бы хотелось вам рассказать небольшую притчу, которая называется «О переменах». Пришел ученик к учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются!
Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.
– «Что изменилось?» — спросил учитель.
– «Ничего...» — ответил ученик.
Тогда учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.
– «Что изменилось?» — опять спросил Учитель.
– «То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке», — ответил Ученик.
– «Это лишь поверхностный взгляд на вещи», — сказал Учитель.
— Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат».
«Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.
ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило»… и они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки», как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики… и предсказатели.
ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно «деревья» показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.
ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».
«А КАК ЖЕ КОФЕ?» — воскликнул Ученик.«О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.
Есть особые люди. Их — единицы. Они не только меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих».
– Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Я хочу сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.
Мы все надеемся, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе. Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив и успешен в учебе.
Любите детей сегодня такими, какими они есть, помогайте им, берегите их.
Список использованной литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]:официальный сайт/URL:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
2.Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
3.Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.