Использование новых технологий в работе учителя русского языка и литературы

Использование инновационных технологий в работе
учителя русского языка и литературы Джумабековой Г.К.
Использование информационно - коммуникационных технологий в преподавании и обучении актуально в наше стремительное время коммуникаций. Сейчас в век прогресса устарела форма того, к чему мы привыкли, что основную роль на уроке брал на себя учитель. Он обучал детей, проверял их знания. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала, не сразу включаются в учебный процесс. 9
Использование ИКТ в школе должно позволить родителям быть всегда в курсе успеваемости своего ребенка. Я, как учитель-словесник ,стараюсь – спланировать свой урок интересным и по-настоящему современным. Мне, как предметнику, хочется преподнести свой урок по-новому, чтобы детям было интересно. Моя цель и задача как научить подрастающее поколение бережно и умело обращаться со словом, с языком. Гордиться красотой и уникальностью русского языка и литературы, особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, когда у детей скудеет словарный запас. Компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно же, в первую очередь образование. В наше время, когда в школе улучшена материально-техническая база, когда есть и интерактивная доска, и компьютеры, и ноутбуки мне остается включить в работу все свое мастерство. Потому что сейчас очень большое внимание уделяется образованию. Государство делает большой акцент на образовании будущего поколения страны. И я, как патриот своей страны, должна дать стимул подрастающему поколению, стимул к светлому будущему через образование.
В наше время компьютерные технологии часто являются незаменимыми во время проведения занятий, так как дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам. Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учеников и развивает творческий потенциал.

Целесообразно использовать информационные технологии в обучении русскому языку и литературе, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения.
Во - первых, при изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска).
Во - вторых, на этапе закрепления изученного материала.
В - третьих, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля).
В - четвертых, при самостоятельной работе учащихся (программы - репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы).
Наконец, для индивидуальной тренировки конкретных способностей учеников: внимания, памяти, мышления и т. п. С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point, что позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке,
во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио - и видеосопровождения. В этом мне может помочь компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы. На будущее я планирую создать собственные электронные материалы, так как невозможно подобрать нужный материал по всем темам из электронных пособий. В дальнейшем я хочу продолжить работу по внедрению модуля ИКТ в преподавании и обучении, создать мультимедийные презентации, которые будут подспорьем в моей дальнейшей работе с учениками. Использование тестов помогает не только экономить мое время, но и дает возможность самим ученикам проверить свои знания. Существует пословица: «Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймёшь». И нет для такого понимания лучшего помощника, чем персональный компьютер. На сегодняшний день в интернете можно найти любой материал по русскому языку и литературе, множество тестовых заданий, контрольных работ и других материалов. Дети больше своего времени уделяют сотовым телефонам и компьютеру, нежели изучению самостоятельно какого-нибудь материала. Сейчас в них не пробудить интереса к уроку простыми методами, не вовлекая их во что-то новое. Для того, чтобы их обучить, я должна каждый день сама обучаться и работать над самообразованием. Это я должна направлять детей, а не управлять ими, чтобы получить результат от своей работы. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене мне нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая в ученике умения работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами. В процессе использования ИКТ на уроках формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально -исследовательскую деятельность. Используя на уроке ИКТ, я заметила, что все ученики прекрасно владеют компьютерными технологиями. Они без труда находят все в ресурсах сети Интернета, все, о чем их попросишь. Использование этой технологии открывает для меня новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность учеников. В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений:
самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
работать в группе, создавая коллабаративную среду и принимать решения;
использовать новые технологии информационные и коммуникативные.
Мотивы, побуждающие меня к к применению ИКТ на уроке, как правило, следующие:
повышение уровня профессиональной культуры;
развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;
возможность самореализации и самоутверждения;
повышение авторитета среди учащихся и коллег.
.

Моя проблемная тема «Дифференцированный подход к учащимся путем применения интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы» .
Основная цель моей педагогической деятельности- изучать и внедрять новые педагогические технологии, ориентированные на развитие личности, разбудить мышление ребенка, его познавательную деятельность, чтобы сам научился искать и добывать знания.
Особенность этой методики состоит в методах, основанных на создании проблемных ситуаций.
С первых уроков на практике стала вводить диалоговое обучение. Для этого первым делом разбивала класс на группы. Поначалу дети неохотно пересаживались: они привыкли работать со своим постоянным партнером. Из урока в урок я начала замечать перемены: повысилась коммуникативная активность ребят, они стали привыкать к ситуации, когда в результате общей работы рождалась истина. Ребята стали чувствовать плечо друг друга, стали уважительно относиться к мнению товарищей.
Ещё один положительный момент: работа в режиме диалогового обучения раскрепостила ребят, заставила поверить в собственные силы, повысилась их самооценка.
Создание коллаборативной среды на уроке способствовало развитию внутренней мотивации, дало возможность ученикам быть активными участниками процесса обучения. Работа в группах дает толчок к сплочению ученического коллектива, умению прислушиваться друг к другу, вовремя подставить плечо, прийти на помощь. Ведь раньше дети мало говорили на уроках, не умели слушать друг друга, боялись высказывать свое мнение.
Важность диалогового обучения, по-моему, ценно тем, что оно помогает развивать речь и мышление учащихся, так как в настоящее время ученики читают мало, с трудом могут выразить свои мысли, обосновать свой ответ, а порой и стесняются говорить, опасаясь насмешек своих одноклассников. Потому и предпочитают больше слушать учителя, а на вопросы отвечать односложно. Организация диалогового обучения помогла мне научить детей критически мыслить, участвовать в дискуссиях, выражать и отстаивать свою точку зрения.
Актуальным для меня и моих учеников на сегодня является обязательная рефлексия в конце урока, которая как нельзя лучше способствует саморегуляции ученика. Если по окончании урока ученик проведет самоанализ, отметит положительные моменты для себя и то, что вызвало проблемы, у него не будет пробелов в знаниях, он успешно будет осваивать предмет.
При планировании уроков стараюсь продумать деятельность ребят на каждом этапе, создать условия для совместной работы всех учащихся. На каждом моем сегодняшнем уроке прослеживаются 3 этапа: стадии вызова, осмысления, рефлексии. Понимаю, как многое на уроке будет зависеть от настроя, мотивированности учеников, потому стараюсь продумать начало урока. На стадии осмысления разнообразные стратегии и приемы помогают оживить урок, активизируют мыслительную деятельность учащихся, повышают их интерес к уроку. Немаловажно в конце занятия выявить, насколько успешным был урок, как комфортно было учащимся, все ли было понято.
Рефлексия осуществляется с помощью стикеров, с помощью большого пальца, с помощью высказываний « Что мне сегодня было понятно»
В своей работе стараюсь проводить комплексное обучение: развиваю речь (монологическую, диалогическую, письменную), мышление, формирую орфографические, пунктуационные навыки.
   Как, наверное, каждый из педагогов, я считаю своим долгом научить ребёнка не только грамотно писать, но и мыслить, выражать свои чувства. Основной принцип работы учителей – научить ребенка самостоятельно думать и работать, научить учиться

Для активизации познавательной деятельности я тщательно подбираю дидактический материал, использую алгоритмы, опорные схемы, перфокарты, игры, тесты.

С целью дифференциации разработала разноуровневые задания для 5 класса по теме «Части речи», по теме «Безударные гласные», для 8 класса по теме «Второстепенные члены предложения», для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными», которые были опубликованы на сайте «Мультиурок»
При изучении простого предложения использовала сигнальную карточку ЦИОВ-
Ц- предложение по цели высказывания ,
И-предложение по интонации,
О-предложение по наличию основ,
В- передложение по наличию второстепенных членов предложения;

На уроках русского языка при обобщении тем учащиеся составляют кластеры, диаграмму Венна на разные темы, на уроках литературы при изучении биографий писателей тоже использую диаграмму Венна, учащиеся составляют синквейны на различные темы, семантические карты на темы «Существительное и прилагательное»,«Причастие и деепричастие», «Предлог и союз».
При изучении биографий писателей и поэтов использую презентации. При объяснении грамматических тем часто обращаюсь к опорным схемам и алгоритмам.

Применение ИКТ на уроке повышает качество знания учеников по русскому языку и литературе, позволяет ученикам быстрее адаптироваться к информационным технологиям и быстрее получать знания. Для себя взяла на заметку, что дальнейшее использование ИКТ на уроках должно обеспечить быструю адаптацию учащихся в обществе после окончания обучения.
Таким образом, я решила, что эффективное внедрение и применение ИКТ на уроке - это важный фактор реформы образования и перехода от устаревшей системы к современной.
Для себя твердо решила, что буду систематически использовать ИКТ на своих уроках, так как учитель-лидер всегда находится в состоянии поиска, исследования способов улучшить свою работу.
Ключевая идея лидерства для учителя заключается не в том, чтобы занять индивидуальную позицию и совершенствоваться самому по себе, а в том, чтобы вовлекать в процесс самосовершенствования как можно больше людей с их идеями, опытом, мнениями. И самое важное и ценное, это дать качественное образование подрастающему поколению, вовлекая в учебный процесс использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы в дальнейшей жизни иметь возможность найти свое место;
самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Поэтому, помимо традиционных технологий, в создавшихся условиях стали появляться личностно ориентированные, призванные обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.
Задачи личностно ориентированных технологий на сегодняшний день, используя современные педагогические технологии, учитель может решать следующие задачи:
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе всего класса;
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.;
использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценивание деятельности ученика не только по конечному результату (правильно неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение стремлений ученика находить свой способ работы
(решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные из них;
создание естественного самовыражения ученика.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются:
обучение в сотрудничестве;
дифференцированный подход к обучению;
игровые технологии;
метод проектов.
Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и образовании, главной отличительной чертой которого являются особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;
актуализируются полученные опыт и знания;
каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
повышается ответственность за результат коллективной работы;
совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.
Большую роль в индивидуализации обучения играет компьютерное тестирование, более привлекательное для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест.
Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается прежде всего с машиной.
Во-вторых, тесты могут быть представлены в игровой форме. К тому же, выполнение подобных тестов позволяет вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над ошибками».
Компьютерное моделирование эксперимента позволяет каждому ученику выполнять задание в удобном для него ритме, по-своему менять условия эксперимента, исследовать процесс независимо от других учащихся. Это также способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении.
Большие возможности для развития творческого потенциала предоставляют обучающие компьютерные программы. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач не только дают возможность ученику самостоятельно выбирать удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
В таких программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как игры. Множество игровых ситуаций и заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным.
Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Как уже упоминалось выше, подобные проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий (здесь, кстати, неоценимую помощь может предоставить Интернет). Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же ученик владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, то возможно создание поистине уникальных проектов.
Большие возможности для использования метода проектов дает компьютерное моделирование. Здесь речь уже идет о том, что разработка компьютерной модели того либо иного процесса или явления уже сама по себе является видом проективной деятельности.
Если учащийся владеет приемами программирования, то он может глубоко проникнуть не только в самую суть явления, но и в его математическую модель, которую затем необходимо воплотить в зрительный образ.
Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Последующее обсуждение позволяет учителю выделить как содержательные, так и процедурные моменты дискуссии.
Современная школа, ориентированная на повышение качества образования, имеет в своем арсенале достаточное количество современных педагогических и информационных технологий. Задача педагогов -последовательно и эффективно применять их.






























Работа с одаренными учащимися

Учитывая индивидуальные особенности сильных учащихся, составляла дифференцированные задания, задания творческого характера, развивающие их самостоятельность и интеллект.
Учащиеся 9 «А» класса Кожак Д.,Абеу Ж.,Асыл И.,11«А» класса ДжанкееваД.,Жумабай К., Онласын А. отличаются сформировавшейся грамотностью, аккуратностью в письменных работах, каллиграфией, развитой речью, прекрасной памятью, умением анализировать. Они активно принимали участие во внутришкольной олимпиаде, во внеклассных мероприятиях. На уроках им предлагались задания творческого характера, лингвистические задачи, требующие умения самостоятельно их решить. На внеклассных мероприятиях они проявили свою смекалку, находчивость, эрудицию.
Учащиеся 10 «А»принимали участие на международной олимпиаде по русскому языку в проекте «Новый урок» и заняли 1 места.

15