Учебное занятие в дополнительном образовании


МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а обучающимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения прочных знаний.
Формы учебных занятий кроме прочих можно разделить на две группы:
I. Занятие в учебном кабинете:
- тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
- комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);
- игровые (изучение учебного материала в процессе игры);
- итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей).
II. Выездные занятия:
- учебные экскурсии;
- походы;
- экспедиции;
- практические занятия на местности;
- полевые практики.
Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет сочетание разных форм занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.
Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Подготовка занятия в учебном кабинете
Предварительная подготовка педагога к занятию включает:
1. Определение темы занятия;
2. Продумывание общего хода занятия;
3. Продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;
4. Продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
5. Подбор методических материалов по теме занятия;
6. Выполнение практической работы;
7. Составление плана занятия (при необходимости).
Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:
- приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;
-проветривание учебного кабинета;
- подготовка методических материалов к занятию;
- проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.
Подготовка и проведение выездного занятия
Предварительная подготовка занятия включает:
1. Определение темы и содержание занятия;
2. Определение места проведения занятия;
3. Выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы детей (задания) и определение оптимального пути проезда до места занятия;
4. Оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.
Предварительная подготовка детей к выездному занятию:
- рассказ о месте проведения занятия;
- изложение содержания учебных заданий
- обсуждение формы выполнения заданий;
- обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.
Проведение и подведение итогов выездного занятия:
- в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания и умения в освоении мира;
- на следующем (после выездного) занятия необходимо в любой форме проверить у детей выполнение заданий, обсудить сними впечатления от поездки, обговорить тему и место следующего выездного занятия;
- обобщенные материалы выезда можно вместе с детьми оформить в виде стенгазеты, альбома, страницы в журнале летописи детского объединения и т.д.
Подготовка и проведение итоговых занятий
Итоговые занятия могут проводиться:
- по окончании учебного года;
- по окончания полугодия или учебной четверти;
- после изучения большой учебной темы или раздела.
Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки.
Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:
- обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;
- уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);
- обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов занятия;
- сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.
- кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.

Подготовка педагога к итоговому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.
На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.
В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).
Одной из форм итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль обучающихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.
Планирование учебного занятия – это важная часть образовательного процесса в УДОД. План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия. Планирование для каждого учебного занятия является желательным, особенно для молодых специалистов.
Открытое занятие
При проведении открытого занятия педагог обязательно должен составить и представить комиссии (жюри, коллегам) его план.
Общая структура плана занятия
1. Вступительная часть:
- название детского объединения;
- дата, место, время проведения занятия;
- номер и год обучения учебной группы (учащегося);
- фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;
- тема занятия.
2. Концепция занятия, включая цели и задачи.
3. Ход занятия:
- краткое содержание и время теоретической части занятия;
- задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия;
- подведение итогов занятия – приемы работы с детьми и время.
4. Средства обучения – наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.
5. Прогнозируемые результаты занятия.
Требования к концепции занятия:
- в плане необходимо сформулировать 3 цели в аспекте обучения, воспитания, развития;
- задачи должны соответствовать целям и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, воспитания и развития.
Требования к прогнозируемым результатам занятия: они должны отражать не только «материальные» результаты работы с детьми, но и степень достижения поставленных целей занятия.