Разработка урока математики на тему Координатная плоскость


Класс: 6 Дата: 13.02.15.г.
Тема: Координатная плоскость
Ключевая идея: Показать роль системы координат в жизни человека.
Цели и
Задачи: Формирование знаний учащихся о прямоугольной декартовой системе координат.
Обучающая: познакомить учащихся с новыми понятиями: “координатная плоскость”, “система координат”, “прямоугольная система координат”, их использование в практических целях и в жизни человека, научить учащихся ориентироваться на координатной плоскости, находить координаты заданных точек, и по заданным координатам точки определять ее положение на координатной плоскости.
Развивающая: развивать познавательную активность, творческие способности учащихся.
Воспитательная: воспитание интереса к предмету, стимулировать учащихся к самооценке образовательной деятельности, вызывая чувство самопознания, самоопределения и самореализации. Воспитывать уважение к мнению других.
Ожидаемый результат: Учащиеся научатся ориентироваться на координатной плоскости, находить координаты заданных точек и по заданным координатам точки определять ее положение на координатной плоскости.
Оборудование (ресурсы): Учебник, тетрадь, карточки (приложение1, приложение 2), сигнальные карты светофор (зеленая, желтая, красная карточки), проектор, презентация.
Задания: 1 Взять фигуру и занять соответствующий стол.
2 Придумайте систему координат для определения места ученика в классе. Укажите координаты нескольких учеников.
3 Работа в тетрадях
4 Работа с карточками «Зоопарк». Приложение 1
Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность учащихся Форма работы Применяемые модули
Вызов Организационный момент:
приветствие;
готовность учащихся к уроку;
рапорт дежурных;
санитарное состояние класса.
Контролирование процесса деления учащихся на группы.
Создание коллаборативной среды.
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос учащихся по домашнему заданию. №1022(2)
Посмотрите на чертеж и ответьте на следующие вопросы:
- Какие прямые пересекаются?
- Какие прямые параллельны?
- Какие прямые перпендикулярны?
2527935-622300bamcСообщение темы, целей и задач урока.
Деление на группы: выполнение задания №1.
Ответы учащихся. Самооценивание.
Фронтальные ответы учащихся.
a ∩ b, f ∩ c, c ∩ b
a II m, a _ b. Фронтальная Управление и лидерство в обучении,
новые подходы, ИКТ,
ОдО и ОО.
Осмысление Изучение нового материала.
Беседа учителя.
В речи взрослых вы могли слышать такую фразу: "Оставьте свои координаты".
- Что означает это выражение?
- А зачем надо знать чьи-то координаты?
- Что может послужить координатами?
- Действительно, суть координат или, как обычно говорят, системы координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта. Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Давайте рассмотрим примеры, где окружают нас системы координат:
- Что надо знать, чтобы правильно занять своё место в зрительном зале?
- Что надо знать, чтобы занять в данном поезде своё место?
- Как определить положение географического объекта на карте или на глобусе?
- Как на игровом поле в игре "Морской бой" мы определяли положение корабля? Определите положение этого корабля.
- А как определить положение фигуры на шахматном поле? (прил.2, слайд )
С помощью координатной сетки летчики и моряки определяют местоположение объектов. При астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре.
Постановка задания №2.
Придумайте систему координат для определения места ученика в классе. Укажите координаты нескольких учеников.
Итак, вы рассмотрели примеры различных систем координат, и теперь сделайте вывод: сколько координат надо знать, чтобы определить местоположение того или иного объекта?
Сегодня на уроке мы должны научиться определять координаты точек, изображенных на плоскости и строить точки по заданным координатам.
Откройте тетради, запишите число и тему урока. Какова тема нашего урока? (после озвучивания детьми темы урока)

Мы с вами уже умеем находить по координате положение точки на координатной прямой. А как узнать положение точки на плоскости?
- Здесь нам необходима координатная плоскость. Как же её задать?
- Надо построить две взаимно перпендикулярные координатные прямые
-Точка пересечения прямых - начало отсчёта или начало координат. Две взаимно перпендикулярные прямые с общим началом координат и единичными отрезками образуют систему координат. Координатные прямые - это оси координат; горизонтальная ось ОХ - ось абсцисс, вертикальная ось ОУ - ось ординат.
- Какое направление (положительное или отрицательное) указывают стрелки осей?
- Такую систему называют ещё прямоугольной системой координат.
Автором координатной плоскости является французский философ, естествоиспытатель, математик Рене Декарт (1596-1650). Именно он дал описание применения координат в своей книге "Геометрия". Поэтому координатную плоскость ещё называют декартовой системой координат.
- На сколько частей делят плоскость две взаимно перпендикулярные прямые?
- Как, на ваш взгляд, целесообразно назвать одну часть?
- Первая четверть- четверть, для которой указаны положительные направления обеих осей. Порядок четвертей идёт против часовой стрелки.
- Сколько чисел на координатной плоскости соответствует каждой точке?
- Каждой точке на плоскости соответствует пара чисел : абсцисса (х) и ордината (у).
- И, наоборот, каждой паре чисел (х; у) соответствует одна точка на плоскости. Координаты точки записывают в скобках через точку с запятой, причем первой всегда записывается координата х, второй - у.

Закрепление нового материала.
Постановка задания №3.
- А теперь попробуем сами строить в координатной плоскости точки с заданными координатами.
- Глядя на рисунок, подумайте и скажите, как определить координаты точки.
- Давайте сначала посмотрим, как были определены координаты точки А.
- Запишите координаты точки.
- Возьмите карточки с заданиями выполните их самостоятельно.
- Что можно сказать о координатах точек, лежащих на оси абсцисс? Ординат?
Контролирование процесса его выполнения.
- Молодцы, ребята, выполнив эти задания, вы доказали, что готовы к путешествию в «Зоопарк»
Постановка задания №4
Какие животные живут в нашем зоопарке? Изобразите их на координатной плоскости и раскрасьте. Фронтальные ответы учащихся.

- Месторасположение, местонахождение.
- Чтобы человека было легко найти.
- Номер телефона, домашний адрес, место работы, Е-mail
- Ряд и место в ряду
- Вагон и место в вагоне
- Определить широту и долготу
- Двумя координатами - буквой и цифрой
- Двумя координатами - буквой и цифрой
Учащиеся каждой группы предлагают вариант системы координат, обосновывая свое предложение.
- Две

Учащиеся открывают тетради и начинают оформление классной работы.
Учащиеся предлагают свои варианты ответов, из которых выбираются верные.
Делают записи и чертеж в тетрадь.
Один ученик у доски.
Индивидуальное выполнение задания №3 с использованием светофора.
Обсуждение результатов задания №3в группе.
Проверка правильности выполнения у доски.
Выполнение задания №4 в группе. Представление нарисованного животного. Проверка задания группой по образцу на слайде. Фронтальная,
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
Групповая
Управление и лидерство в обучении,
новые подходы, ИКТ, обучение критическому мышлению, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями, обучение талантливых и одаренных учеников
Рефлексия Обобщение изученного материала.
С каким понятием мы познакомились на уроке?
Как по-другому можно назвать координатную плоскость?
Как называются прямые, образующие систему координат?
Каково их взаимное расположение?
Как называют точку их пересечения?
Чем задаётся положение точки на плоскости?
Как называют первое число? Второе число?
У каких точек на координатной плоскости абсцисса равна нулю?
У каких точек равна нулю ордината?
Какая точка имеет координаты (0;0) ?
Какой знак (+ или -) имеет абсцисса точки, расположенной в 1 координатной четверти? А ордината?
Определите знаки координат точки, расположенной во второй четверти, в третьей, в четвертой.
Инструктаж по домашнему заданию.
§6.4, №1193
Творческое задание. Нарисовать на координатной плоскости рисунок, состоящий из ломаных и “зашифровать” его с помощью координат точек.
Рефлексия.
А теперь я предлагаю вам сделать свой выбор. Отметьте точку в той четверти, где считаете нужным. Но при этом вы должны учитывать, что абсцисса точки характеризует ваши открытия: "+" - узнали много нового на уроке, тема важна и вы говорите спасибо Декарту; "-" - было скучно и неинтересно. Ордината точки характеризует степень усвоения: "+" - всё поняли; "-" - не понятно или частично не понятно. Выбор за вами!
Итог урока. Объявляются оценки за урок. Фронтальные ответы учащихся.
- Координатная плоскость.
- Система координат, прямоугольная система координат, декартова система координат.
- Ось абсцисс - ОХ, ось ординат - ОУ.
- Перпендикулярны.
- Началом координат
- Абсциссой, ординатой.
- Лежащих на оси ОУ.
- Лежащих на оси ОХ.
- Точка О
- (+; +)
- (-; +), (-; -), (+; -)
Просмотр домашнего задания в учебнике.
Учащиеся выходят к доске и отмечают точки(магниты) на заранее приготовленном чертеже Фронтальная
Индивидуальная
Индивидуальная Управление и лидерство в обучении,
новые подходы, ИКТ, обучение критическому мышлению, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями, ОдО и ОО.
Приложение 1.1
Поход в зоопарк
382587536830В зоопарке живет много животных и рыб.
Нарисуйте их по данным координатам, раскрасьте и придумайте им свои названия.

(3;0), (1;2), (-1;2), (3;5), (1;7), (-3;6), (-5;7),
(-3;4), (-6;3), (-3;3), (-5;2), (-5;-2), (-2;-3),
(-4;-4), (1;-4), (3;-3), (6;1), (3;0), глаз (-1;5).


Приложение 1.2
Поход в зоопарк
382587536830В зоопарке живет много животных и рыб.
Нарисуйте их по данным координатам, раскрасьте и придумайте им свои названия.

(3;3), (0;3), (-3;2), (-5;2), (-7;4), (-8;3), (-7;1),
(-8;-1), (-7;-2), (-5;0), (-1;-2), (0;-4), (2;-4),
(3;-2), (5;-2), (7;0), (5;2), (3;3), (2;4), (-3;4),
(-4;2), глаз (5;0).
Приложение 1.3
Поход в зоопарк
382587536830В зоопарке живет много животных и рыб.
Нарисуйте их по данным координатам, раскрасьте и придумайте им свои названия.

(1;6), (0;7), (-1;7), (-2;6), (-2;5), (-3;4), (-3;3),
(-1;4), (-1;3), (-5;-1), (-5;-4), (3;-4,), (5;-1),
(5;3), (3;1), (3;2), (1;0), (1;1), (-1;-1), (-3;-1),
(1;3), глаз (-1;5)


Приложение 1.4
Поход в зоопарк
382587536830В зоопарке живет много животных и рыб.
Нарисуйте их по данным координатам, раскрасьте и придумайте им свои названия.

(8;-1), (6;1), (6;3), (5;2), (5;4), (4;3), (4;5),
(3;4), (2;6), (1;4), (0;6), (-1;4), (-2;6), (-3;4),
(-4;5), (-4;3), (-5;4), (-5;2), (-6;2), (-3;-3),
(-1;-3), (-2;-2), (2;-2), (3;-3), (5-3), (4;-2),
глаз (5;0).