Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. 4-й класс УМК «Школа России»


"Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями".
4-й класс УМК «Школа России»
Кавиева Лилия Зиннуровна, учитель начальных классов.
Цели:
Познакомить с письменным приемом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения.
Развивать логическое мышление.
Задачи:
Личностные: - воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, воспитывать активную личность.
Предметные: - познакомить детей с письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями; углублять знания детей в выбранной предметной области; формировать информационную культуру учащихся; развивать правильную математическую речь, творческие способности, логическое мышление учащихся; развивать познавательные процессы.
Метапредметные:
Познавательные: - поддерживать научно-исследовательский интерес; учить использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач; учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; учить осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
Регулятивные: - учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; учить самостоятельному учёту выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; обучать навыкам самоконтроля, самооценке; научить учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Коммуникативные: - формировать умение учитывать разные мнения и интересы; учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе Power Point , карточки с заданиями для урока, карточки с домашним заданием, сундучок, монетки двух видов, настольная игра «Остров Сокровищ» для победителя, элементы рисунков для наклеивания, карта путешествия на плакате.
Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1.Организационный момент
Итак, друзья, внимание! Вновь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнем сейчас урок.
Сегодня, ребята, на нашем уроке будет много необычного и интересного. Каждый из вас, наверняка, хотел бы очутиться на необитаемом острове, найти сундук с сокровищами. Не так ли? А чтобы отправиться в путь, нам нужны дружные команды и корабль. Нам с вами предстоит пройти много трудностей и преград, но помогут нам знания, сообразительность, находчивость. Ваша цель, ребята, доплыть до «Острова сокровищ», а на память о нашем математическом путешествии вы соберёте картинку с морским пейзажем, то есть за каждый правильный ответ вы получите элемент рисунка. У той команды, которая даст больше правильных ответов, у неё и картинка получится красивее. Всё понятно?
-Парам-пареру!
-Настроение каково?
-Все такого мнения?

Итак, в путь, друзья.
-Да!
-Хей!
-Во!
-Да!
-Наше громкое «ура!».
Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
УДД:
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)2. Актуализация знаний.
В бортовых журналах запишите, какого числа и месяца мы отправляемся в плавание.
А путь мы начнём с пристани «Разминка» (слайд 2)
16 увеличить в 4 раза
Найдите частное от деления чисел 96 и12.
Чему равна площадь квадрата со стороной 9 см?
Сколько кг в 6 ц?
Какое число нужно разделить на 7 чтобы получилось 30?
При делении числа на 20 получили 2 и 3 в остатке. Какое число делили?
Какое число в 12 раз больше 4?
Мальчик проходит 1м за 1с. Сколько м он пройдёт за 1 минуту?
Молодцы, ребята, мы справились с первым заданием, а теперь в путь на этом прекрасном корабле!
(слай 3)
Когда путешествуем, то всегда узнаем, что-либо новое, чему-то учимся.  Вот и сегодня у нас новая тема. А чтобы узнать тему нашего урока, нужно расшифровать данное сообщение, пользуясь ключом, который находится на острове «Тайна»
Остров «Тайна» (слайд 4)
Ключ: 1000-84190-680-32000-500-7400-350-900
2х10х5х10
8419х10
17х(10х4)
32х1000
5х100
37х(2х100)
7х(5х10)
9х(4х25)
Итак, тема нашего урока «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями».
Запись даты и слов «классная работа»
Карточки с ответами берут со стола учителя и выставляются на доске.
64
8
81
600
210
43
48
60
Карточки переворачиваются и появляется слово «Молодцы!»
Опираясь на ключ, дети выставляют карточки .1000 (Письменное)
84190 (умножение)
680 (на)
32000 (числа)
500 (,)
7400 (оканчивающиеся)
350 (нулями)
900 (.)
Получается
«Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями»
Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.
УДД:
регулятивные (целеполагание; планирование);
познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)).3. Постановка проблемной задачи.
Перед нами остров «НЕО».
Посмотрите на примеры и скажите, как вычислить:
243 х 20 =532 х 300 =
Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения.
2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному
объяснению нового знания.
3) Организовать уточнение и согласование темы урока.
4) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.
УДД:
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
регулятивные (целеполагание, планирование);
логические (анализ, обобщение);
познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение))
4. Поиск решения.
243 х 2 х 10532 х 3 х 100
– Решение этих примеров можно записать столбиком: – Ваши предложения.
Учащиеся могут предложить и такой вариант:

– Что получается при умножении на нуль? (Нуль)– Поэтому как удобнее записать, чтобы не умножать на нули?
(Выполняем умножение, не гладя на нули, а затем приписываем столько нулей, сколько содержится во множителе на конце)
– Откройте учебники и сравните  записи. Решаем:
Дети высказывают предположения.
Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
1) – фронтально.
УДД:
регулятивные (волевая саморегуляция);
познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);5. Музыкальная физминутка.
Давайте отдохнём на острове «Переменка»
Море, а на море суша, а на суше пальма, а на пальме кот, сидит и видит море… С движениями показа. 6. Первичное закрепление.
Поплыли дальше. Остров «Самсамыч».
Выполнение №41 с.17 со взаимопроверкой.
Ребята, а людям какой профессии необходимо быстро и правильно считать? 588х70= 41160
279х60=16740
647х300=194100
175х900=157500
2804х80=224320
1095х50=54750
3007х60=180420
799х200=159800
Работа бухгалтера, продавца, банкира, экономиста. Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.
УДД:
познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
А теперь следуем на остров «Ого-го!»
Работаем в командах. Каждой команде предлагаются одинаковые задания.
Статистики подсчитали, что в среднем человек за день делает 20.000 шагов. А за год? (В году 365 дней)
Скорость ураганного ветра 33 м/с. Какое расстояние он преодолевает за минуту?
365х20000=
7 300 000 шагов
33х60=1980 м/сЦель: Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий;
УДД:
регулятивные (прогнозирование. контроль, коррекция, оценка);
познавательные (моделирование); логические (анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование);
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.
8. Физминутка.
Мы охотимся за львом,
Не боимся мы его.
У нас огромное ружье
И точеный меч.
Ой, что это?
Это река (болото, лев).
Её не обойдёшь, под ней не проползёшь, над ней не пролетишь, поплыли…. С элементами показа. 9. Самостоятельная работа с самопроверкой.
– А теперь мы отправляемся на следующий остров «Штурм». 
Что мы будем делать? Штурмовать задачу.
№ 43, с. 17
– Прочитайте задачу. Составляем таблицу к задаче. – Что известно в задаче?– Что неизвестно в задаче?
  В 1 коробке  Кол-во коробок Всего
Карандаши 12 шт. 40 кор. ? 560  шт.
Фломастеры ? 10 кор. ? – Посмотрите на первую строчку, что можно узнать, используя эти данные? (Cколько всего было карандашей. 12 х 40 – 480 (шт.)– Посмотрите на третий столбик, что мы можем узнать теперь? (Зная, что всего фломастеров  560, из них 480 – карандашей, можно найти, сколько всего  фломастеров. 560 – 480 = 80).– А теперь посмотрите, использую данные второй строки, можем ответить на вопрос задачи. (Да. 80:10 = 8 (шт.) – фломастеров в 1 коробке).
Продолжаем путь.
На горизонте остров «Интел».
В корзине лежит меньше 10 яблок. Их можно поделить поровну между двумя и тремя девочками, не разрезая. Сколько яблок в корзине?
Крышка стола квадратная. Один угол отпилили. Сколько углов стало?
Самолёт из Казани в Москву летит 1 час 20 мин., а обратно 80 мин. Как объяснить такую разницу?
Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Мы прибыли на наш остров «Сокровищ»! А вот и наш СУНДУЧОК! На крышке есть надпись «Что вам понравилось на уроке? Что нового вы узнали? Чему научились?». Прежде, чем мы его откроем, я хочу отметить ваши старания во время путешествия. (Объявление победившей команды, её награждение (настольная игра »Остров сокровищ) и оценок за урок).
Затем после ответов внутри находятся монетки: золотые и серебряные.
Сильные ученики начинают решение самостоятельно, тем, кто нуждается в помощи, объясняю с последующим составлением таблицы и наводящих вопросов на отдельных карточках.
6 яблок . 6:2 и 6:3
5 углов.
1 час 20 мин. = 80 мин.
Ответы детей. Цель: Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий;
УДД:
регулятивные (прогнозирование; контроль; коррекция; оценка);
познавательные (моделирование); логические (анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование);
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.
10. Рефлексия.
Ребята, если вы считаете, что всё поняли, справились со всеми заданиями, то возьмите золотые монетки.
А кто считает, что не всё понятно, в работе были ошибки, вам нужна была моя помощь или ваших товарищей.
Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
УДД:
познавательные: общеучебные: умение структуировать знания; оценка процесса и результатов деятельности;
коммуникативные: умение выражать свои мысли;
регулятивные: волевая саморегуляция; выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.
11. Итог урока.
Задание домашней работы.
Домашнее задание на карточках.
У каждого своё задание, разной степени сложности.
Надеюсь, что с заданием справитесь.
Урок окончен. Спасибо за урок. Для слабых:
Реши:
43236:6 + 7021х30
190х300+928:4
720х100-28142:2
Для сильных:
1.На ферме было 15 пятнистых и 12 рыжих коров. От каждой пятнистой коровы получали по 500 литров молока в месяц, а от каждой рыжей коровы – по 600 литров. Сколько литров молока надоили за два месяца?
2.Запиши и реши уравнение:
Уменьшаемое 200100, вычитаемое – неизвестное число, разность равна произведению чисел 564 и 300 Цель: Организовать выявление типов заданий, где возможно использование изученного способа действий;
УДД:
регулятивные (прогнозирование, контроль, коррекция,оценка);
познавательные (моделирование); логические (анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование);
Реши:
43236:6 + 7021х30
190х300+928:4
720х100-28142:2
1.На ферме было 15 пятнистых и 12 рыжих коров. От каждой пятнистой коровы получали по 500 литров молока в месяц, а от каждой рыжей коровы – по 600 литров. Сколько литров молока надоили за два месяца?
2.Запиши и реши уравнение:
Уменьшаемое 200100, вычитаемое – неизвестное число, разность равна произведению чисел 564 и 300