Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. 4 класс УМК Школа России


Математика 4 класс УМК «Школа России»
Тема. Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
Цель: научить умножать на числа, оканчивающиеся нулями.
Задачи: познакомить с письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями; развивать навыки устных и письменных вычислений, отрабатывать умение решать текстовые и геометрические задачи, выполнять операции с величинами; развивать логическое мышление, речь, внимание учащихся: обогащать их словарный запас; воспитывать самостоятельность в работе, умение работать в парах.
Ход.
ОргмоментДавайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать. Запомните все, что без точного счёта Не сдвинется с места любая работа.
Актуализация опорных знаний.
Постановка целей урока.
Как называется наша тема по математике, над которой мы работаем9 («Умножение чисел, оканчивающихся нулями».)
Что отрабатывали на предыдущем уроке математики? ( Умножение числа на произведение.)
-Сегодня мы продолжим с вами работу над темой «Умножение чисел, оканчивающихся нулями» и познакомимся с новым приёмом умножения. Но для этого нам понадобятся ваши знания и умения, которые вы уже приобрели.
Беседа по картине Н.П. Богданам Вельского «Устный счёт».
Эта картина хранится в Третьяковской галереи в Москве, на ней изображен урок устного счёта.
Обратите внимание на детей: некоторые ребята в лаптях, а у одного и рубаха порвана. Ясно, что картина не из нашей школьной жизни. Это время старой, дореволюционной школы, более 100 лет назад.
Художник изобразил крестьянских детей. В то время мало кто из них мог учиться даже в начальной школе.
Как вы думаете, что делают здесь ученики? (Что-то считают).
Посмотрите-ка, как сосредоточенно думает мальчик, изображённый на переднем плане картины. Видно, нелёгкую задачу дал им учитель. Но, наверное, этот ученик скоро закончит свою работу, а ошибки быть не должно: уж очень серьёзно относится он к устному счёту. А вот тот ученик, который что-то шепчет на ухо учителю, видно, уже решил, только ответ его не совсем правильный. Смотрите, учитель терпеливо ожидает, когда и другие сосчитают верно, также как и первый, поэтому не спешит одобрить его ответ?
Как вы думаете, кто первым даст ответ?
2.3 Устные вычисления с использованием вееров.
- Сейчас мы проверим, насколько вы внимательны, сообразительны и умеете хорошо считать, (самооценка детей)
Увеличьте 60 в 3 раза.
Первый множитель 20, второй множитель 24.Найдите значение произведения.
Я задумала число. Разделила его на 5 и получила 100. Какое число
я задумала?
Найдите произведение чисел 80 и 4.
200 умножить на 4.
Найдите число, которое в 7 раз больше, чем 60.
Вычисли, сколько будет , если по 30 взять 9 раз.
Первый множитель 14, второй множитель 30. Найди значение произведения.
2.4. Повторение алгоритма умножения на однозначное число.
Прежде, чем познакомиться с новым приёмом умножения, давайте вспомним алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное (один ученик у доски).
243
х2
486
III.Изучение нового материала.Создание проблемной ситуации.
На предыдущих уроках мы отрабатывали с вами устный приём умножения числа на произведение.
-Используя сочетательный закон умножения, найдите значение выражения. 243 • 20 = 243 ■ (2 • 10) = (243 ■ 2) ■ 10 = 486 10=4860
Можно ли для этого примера использовать письменный приём? (Один человек у доски, остальные в тетрадях)
243
20 4860
Сравните 1 и 2 примеры.
Чем они похожи? ( 1 множитель одинаковый, примеры на умножение.)
Чем отличаются? ( 2 множитель, ответ).
-Какой же алгоритм умножения на числа, оканчивающиеся нулями мы с вами можем вывести?
Знакомство с алгоритмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Страница 17. 532
х 300
159600
Алгоритм
Умножения многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями.
Подписываем множители один под другим, так чтобы нули остались в стороне.
Выполняем умножение, не обращая внимания на нули.
Приписываем к произведению столько нулей, сколько их во втором множителе. 3.3 Физминутка для глаз.
IV. Закрепление изученного материала.
№ 71.
1 пример - на доске 588 ■ 70 = 41160 с объяснением.
2пример- в паре. 647 300 = 194100(ответ вывешивает учитель)
Зпример - самостоятельно 2804 ■ 80 =224320 - 2 человека у доски.
Вывод. Как умножить на число, оканчивающееся нулями?
Дома, пользуясь памяткой, вы выполните № 71 до конца.
Решение логической задачи.
-Отгадайте загадку.
Пчёлка над лужком летает
И с цветков мёд собирает.
А потом влетает пулей
-Посмотрите внимательно на ульи и скажите, какого улья не хватает? Почему? ( по форме основания и крыше)
В свой любимый домикулей.
А как называется место , где располагаются ульи?
Пасека.
Ели слово нам не понятно, где можно найти его лексическое толкование?
Правильно, в толковом словаре или энциклопедическом.
( Пасека - участок, на котором размещены ульи и постройки: зимовник, сотохранилище, пчеловодческая мастерская. Пасеки бывают стационарные и кочевые.) На доске появляется картинка пасеки, карточки со словами пасека и пасечник. -Кто такой пасечник? .Появляется картинка пасечника. -Какие это слова? - однокоренные.
4.3. Анализ и решение задачи № 72.
Прочитайте самостоятельно задачу № 72.
О ком или о чём говорится в задаче'?'
Как мы запишем задачу кратко?
Какие слова для этого возьмем? К1 К ОК -Что обозначает число 30? Куда его запишем ?Что обозначает число 36кг?
Что обозначает число 20? -Что обозначает число 42 -кг?
Что спрашивается в задаче7Можем сразу дать ответ7 Почему?
Составляем программу решения.
К 1
К
ОК

по 36кг 30 ул по 42кг. 20 ул.
1) 2)
?
36 ■ 30 =1080 (кг) - с 30 ульев. 36
х 30 1080
42 ■ 20 = 840 (кг) - с 20 ульев.
1080 + 840 = 1920(кг) - со всех ульев. Ответ: 1920 кг.
( на картинке открывается ответ задачи)
- Кто может предложить другой способ записи решения задачи?
Физминутка.
Раз, два. три, четыре, пять1 Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже-Руки за спину положим, Голову поднимем выше. И легко - легко подышим.
Потянитесь на мысочках Столько раз. Сколько пальцев На одной руке у вас!
Раз, два, три, четыре, пять! Топаем ногами, Раз, два, три, четыре, пять1 Хлопаем руками.
Ну а шесть - тихо сесть.
Операции с величинами.
С какой величиной мы встретились в задаче? (Единицей измерения массы)
Назовите известные вам величины.
-Найди лишнее в этой записи. Почему7М2, М, А, ГА, СМ2, ММ2, ДМ,2 КМ2
- Вспомните соотношение между единицами площади, (таблица)
Работа в парах на карточках. Взаимопроверка ответов. Ответы на доске. Вырази в квадратных сантиметрах
7 дм2 =см 2800 мм2 = см2
3 дм2 45см 2= см21 900 мм2 =см'"
4.6. Решение геометрической задачи.
Пасечник просит найти площадь его пасеки. Если известно, что длина пасеки 685м, а ширина 200м.
685 ■ 200 = 137000 (м2) = 1370а - площадь пасеки.
685 х 200
137000
V. Подведение итогов.
Чему учились на уроке?
Как умножить на числа, оканчивающиеся нулями?
Какой момент урока вам запомнился больше всего?
Что вызвало у вас затруднения?
VI.Задание на дом.
№ 71, № 78.