Технологическая карта урока по математике на тему «ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛЕНИЕ НА ЧИСЛА, ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ НУЛЯМИ (учебник, с. 29)

Математика 05.02
Урок 77 Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями (учебник, с. 29)
Цель деятельности учителя
Способствовать ознакомлению с приемом письменного деления с остатком на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном получается однозначное число, развитию вычислительных навыков, умений решать задачи на нахождение четвертого пропорционального и на движение, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок

Тип урока
Освоение новых знаний и способов действий

Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с приемом письменного деления с остатком на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном получается однозначное число; научатся решать задачи на нахождение четвертого пропорционального и на движение, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира

методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные ресурсы
1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. http://rusfolder.com/32474579
3. http://images.yandex.ru

Оборудование
компьютер

Основные понятия и термины
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы
органи-
зации взаимо-
действия
на уроке
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Промежуточный
контроль

1
2
3
4
5
6
7

I. Моти- вация
(самоопре- деление)
к учебной деятель-
ности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
– Решите ребусы.


Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
– Счет.





– Пирамида
Фронтальная, индивидуальная
К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.
Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
Устные ответы, наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели урока

Озвучивает тему, цель урока
Слушают учителя
Фронтальная, индивидуальная
Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности


III. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.

Фронтальная, индивидуальная.
П – устанавливают математические отношения между объектами; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; осуществляют логические действия; владеют способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями; используют различные способы поиска информации для решения учебно-познавательных и практических задач.
Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике;
Устные ответы, наблюдения учите-ля, выполненные задания


2. Устный счет:
1) Заполнение таблицы.

а
54

60
36
96
360

b
18
10

12

4

a : b

47
4

24



Выполняют задания.





2) Арифметический диктант
Уменьшите 360 на 60.
Уменьшите 800 в 2 раза.
Увеличьте 920 на 80.
Увеличьте 350 в 2 раза.
Найдите разность чисел 830 и 30.
Найдите сумму чисел 230 и 300.
Первый множитель 140, второй 3. Найдите произведение.
Делимое 91, делитель 7. Найдите частное.
На сколько 90 меньше 280?
На сколько 630 больше 400?
Во сколько раз 810 больше 90?
Выполняют задания
Индивидуальная



IV. Изучение нового материала
1. Подготовка к введению
нового вычислительного приема.
– Выполните деление с остатком.
167 : 10; 3 875 : 100; 65 : 20
– Объясните по записи, данной на страни- це 29 (1) вверху, решение примеров 630 : 90, 5 400 : 600.
Выполняют задания.
Фронтальная, индивидуальная.
планируют, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Знание письменного приема деления на числа, оканчивающиеся нулями


2. Объяснение учителя
– Вы научились делить на числа, оканчивающиеся нулями, когда не было остатка (он был равен нулю). При этом сначала делили на 10 или на 100, а затем результат делили на другой множитель произведения, которым заменили делитель. Этим приемом пользуются и при делении с остатком. Сегодня будем учиться письменно выполнять деление с остатком. Надо разделить 596 на 70 (запись на доске). Сколько цифр будет в частном?
– Найдите частное так же, как при делении без остатка.


– Узнайте, сколько разделили.

– Найдите остаток.

– Сравните остаток с делителем


· Разделим 596 на 10 и полученное частное 59 разделим на 7, в частном будет 8.
– Умножим 70 на 8, получится 560.
– Вычтем 560 из числа 596, получится 36.
– 36 меньше, чем 70, значит, частное равно 8, а остаток – 36.
Читают объяснение нового материала на с. 29 (2), вверху
Фронтальная
К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса.
Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета


V. Первич-
ное закрепление
Работа по учебнику.
№ 102–104.
Решают с комментированием.
Фронтальная.

Применение письменного приема деления на
числа, оканчивающиеся нулями.










Физкультминутка
Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке
Выполняют физкультминутку
Фронтальная
Р – принимают и сохраняют учебную задачу.
К – проявляют готовность слушать.
Л – имеют установку на здоровый образ жизни
Выполнение дви-жений соглас- но инст-рукции

VI. Практическая деятельность
1. Решение задач.
№ 105 (под руководством учителя).

1) 500 : 100 = 5 (раз) – столько раз по 100 км укладывается в 500 км.
2) 9 · 5 = 45 (л).
Ответ: 45 л бензина потребуется, чтобы проехать 500 км.
После чтения задачи выполняют к ней чертеж, а затем записывают решение.
Фронтальная, индивидуальная.
П – проводят анализ, синтез; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации, моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера,
Устные ответы, записи в тетради



№ 106.
1 ц = 100 кг
1 т = 1000 кг
1) 100 : 2 = 50.
2) 3 · 50 = 150 (кг).
3) 1000 : 2 = 500.
4) 3 · 500 = 1500 (кг).
Ответ: 150 кг хлеба выйдет из 1 ц муки; 1500 кг хлеба – из 1 т муки.
Решают самостоятельно (с последующей проверкой).





2. Решение примеров.
№ 108.
Организует фронтальную проверку.
Выполняют задание.

базовыми предметными понятиями.
Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль, коррекцию, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.
К – строят речевое высказывание в устной форме, используя математическую терминологию; используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства.
Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность и необходимость изучения математики в жизни человека



3. Задача на смекалку.
Буратино и его друзья
Буратино, Мальвина и Пьеро, спасаясь от Карабаса-Барабаса, выбежали на берег озера. Мальвина и Пьеро сели на черепаху Тортилу. Буратино же места не хватило, поэтому он бросился вплавь. Буратино может переплыть озеро за 30 мин, а Тортила – в 3 раза быстрее (с грузом или без него). Карабас-Барабас побежал вокруг озера, и на это ему потребуется 30 мин.
– Как беглецам быстрее переплыть озеро?
– Успеют ли Буратино и его друзья убежать от Карабаса-Барабаса, если от озера до папы Карло им надо бежать 18 мин, а Карабас бежит в 2 раза быстрее, чем Буратино и его друзья?

I вариант – первая строчка, II вариант – вторая строчка.
Решение: когда Буратино доплывет до середины озера, Тортила успеет доплыть до берега (высадив Мальвину и Пьеро) и встретить на середине Буратино, ведь Тортила плывет в 3 раза быстрее, чем он. На середине озера Буратино будет через 30 : 2 = 15 (мин). Значит, Тортила с Буратино достигнут берега через 15 : 3 = 5 (мин). Буратино достигнет берега через 15+ 15 : 3 = = 20 (мин). Через 30 – 20 = 10 (мин) после этого на место высадки прибежит Карабас-Барабас. За это время беглецы будут от папы Карло в 18 – 10 = 8 (мин) бега.
Фронтальная.






Карабасу-Барабасу бежать до папы Карло 18 : 2 = 9 (мин). А так как 8 < 9, Бура-
тино и его друзья успеют убежать от Карабаса-Барабаса.





4. Задания из электронного приложения к учебнику

Выполняют задания
Индивидуальная



VII. Итоги урока.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок
– Что нового мы сегодня узнали на уроке?
– Какие знания вам понадобилось на этом уроке?
– Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным?
– Где испытали трудности?
– Какие задания вам необходимо еще раз выполнить?
Отвечают на вопросы
Фронтальная, индивидуальная
П – ориентируются
в своей системе знаний.
Р – оценивают собственную деятельность на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету
Устные ответы

VIII. Домаш-нее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания
С. 29, № 107
Задают уточняющие вопросы
Фронтальная, индивидуальная
Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения