Программа работы по формированию временных представлений у старших дошкольников с ФФН и с ФФН с эл. ОНР


Программа работы по формированию временных представлений, у старших дошкольников с ФФН и с ФФН с эл. ОНР
1 КВАРТАЛ
( сентябрь, октябрь, ноябрь )Октябрь, 1-я неделя. «Осень».
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Закрепление временного понятия осень, ее признаков,(См. приложение 5), актуализация словаря по теме. Беседа на тему «Что бывает осенью».
Составление временной последовательности месяцев и рассказа «Чем каждый месяц славится». Работа с моделями. Работа по дифференциации понятий раньше-позже применительно к месячным изменениям в природе.
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Октябрь, 2-я неделя «Огород, овощи»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Работа по закреплению понятия утро. Работа с наглядной моделью. Ответы на вопрос по картинкам, что утром ежик собирал на огороде?
Беседа по схеме для составления рассказа об овоще. Актуализация наречий сначала, потом.
Чтение стихотворения С. Баруздина (см.приложение 4)
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Октябрь, 3-я неделя «Сад, фрукты»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Работа по закреплению понятия день. Образование относительных прилагательных и использование глаголов настоящего и будущего времени.
Составление предложений типа:
Утром полезно пить апельсиновый сок .Днем дети будут собирать в саду груши.
Чтение и обсуждение произведения В. Борисова «Мой день». (см.приложение 4)
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Октябрь, 4-я неделя «Грибы, ягоды, лес»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Актуализация словаря по теме «Осень». Работа по закреплению понятия вечер. Работа с наглядной моделью.
Работа по определению временной последовательности на серии сюжетных картин, где изображены характерные действия для утра, дня, вечера. Составление рассказов «Мой день», « В лесу».
Чтение стихотворения А,Барто (см.приложение 4)
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Ноябрь 1-я неделя «Одежда»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Работа по закреплению понятия ночь. Работа с наглядной моделью. Беседа об одежде и о том, какую одежду, в какое время суток мы носим.
Игра «Закончи предложение».
Утром мы одеваем (халат, спортивный костюм, школьную форму, деловой костюм…..)
Днем носят (пиджак, юбку, брюки, свитер……)
Вечером, когда идут в театр (платье, костюм, юбку, пиджак…..)
Ночью спят в (пижаме, ночной рубашке). Чтение сказки С.Маршака «Сказка о глупом мышонке».
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Ноябрь, 2-я неделя «Обувь»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Обобщающее слово сутки. Работа с наглядной моделью.
Дифференциация понятий раньше-позже при составлении временной последовательности. Исправление деформированной последовательности по рассказу логопеда.
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Ноябрь, 3-я неделя «Игрушки»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Закрепление понятия сегодня. Работа с моделью.
Употребление глаголов в форме настоящего времени.
Работа с предлогом в.
Составление плана рассказа по картине «Жадный мальчик». Пересказ.
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Ноябрь, 4-я неделя «Посуда»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Закрепление понятия вчера. Глаголы в форме прошедшего времени. Предлог после. Составление временной последовательности по сказке К. Чуковского «Федорино горе».
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Декабрь, 1-я неделя. «Зима, зимующие птицы»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Закрепление понятия «Зима», ее признаков.(См. приложение 5). Работа с наглядной моделью. Дифференциация понятий раньше-позже, вчера-сегодня. Употребление предлога около. Игра «Около кормушки». Составление временной последовательности и рассказа по нему.
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Декабрь. 2-я неделя, «Домашние животные зимой»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Закрепление понятия завтра. Употребление глаголов в форме будущего времени. Развитие понимания логико-грамматических конструкций со словами вчера, сегодня, завтра. Игра «Исправь»
Вчера я поеду к бабушке и т.д.
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Декабрь, 3-я неделя, «Дикие животные зимой»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Дифференциация понятий сначала-потом. Работа с построением временной последовательности народной сказки «Рукавичка». Предлог перед.
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Декабрь, 4-я неделя. «Новогодний праздник»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Беседа о Новогоднем празднике. Составление рассказа по серии картинок. «Подарок Незнайки». Предлог между.
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Январь, 2-я неделя. «Мебель»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Глаголы совершенного вида. Предлог между.
Игра « Квартира» (См. приложение 7). Составление рассказа..
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Январь, 3-я неделя «Транспорт»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Понятие неделя (в неделе 7 дней). Работа с наглядной моделью.
Дифферециация временных форм глаголов.
Заучивание стих-я о неделе. (см. приложение 6).
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Январь, 4-я неделя. «Профессии на транспорте»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Беседа о понедельнике. Пособие «Поезд». Заучивание стих-я о понедельнике (см.приложение 6).
Предлог после.
Дифференциация понятий быстро-медленно.
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Февраль, 1-я неделя. «Детский сад. Профессии»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Дни недели вторник и среда. Работа с наглядной моделью «Поезд». Антонимы старый-молодой. Беседа о людях разного возраста. Употребление конструкций Саша старше Миши. Олег младше Вити. Дальнейшее разучивание стихотворения о днях недели (см.приложение 6).
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Февраль, 2-я неделя. «Профессии. Швея»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций День недели четверг. Работа с наглядной моделью «Поезд». Развитие понимания логико-грамматических конструкций типа: Таня ходила в театр во вторник, а Саша на один день раньше. Когда ходил в театр Саша?
Связная речь Лексика Совершенствование грамматического строя речи Февраль, 3-я неделя. «Профессии на стройке»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций День недели пятница. Работа с наглядным пособием «Поезд». Развитие понимания логико-грамматических конструкций.
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Февраль, 4-я неделя. «Наша Армия»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Дни недели суббота и воскресенье. Работа с наглядной моделью. Неделя. Последовательность дней недели. Предлог до.
Несовершенная форма глагола.
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Март, 1-я неделя. «Весна»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Неделя. Последовательность дней недели.
Предлог до. Приставочные глаголы.
Стихотворение о неделе (см. приложение 6) Выкладывание последовательности дней недели и ее воспроизведение.
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Март, 2-я неделя. «Комнатные растения»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Закрепление понятия «Весна», ее призн.аков.(См. приложение 5) Работа с наглядной моделью. Составление временной последовательности явлений, происходящих весной и затем по ней рассказа. Выкладывание последовательности. Составление рассказа о последовательности действий при посадке комнатного растения. Работа с деформированной последовательностью. Предлог перед. Игра с предлогами «Кто самый внимательный?» (См.приложение 7)
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Март, 3-я неделя. «Рыбы»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Закрепление последовательности времен года (лето пока не берется). Выкладывание последовательности и составление по ней рассказа с участием нескольких детей.
Работа над временными и видовыми формами глаголов.
Игра «Четвертый лишний». «Дополни»(См. приложение 7).
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Март, 4-я неделя. «Наш город»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Предлог к.
Игры в семантические абсурды.
Закрепление временных форм глаголов
Игра «Было – есть – будет»
По теме «Наш город»
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Апрель, 1-я неделя «Хлеб»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Игры эвристического характера, при составлении рассказа о том, как выращивают и пекут хлеб.
Игры с временными предлогами.
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Апрель, 2-я неделя. «Космос»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Игры на развитие замысла рассказа по теме «Космическое путешествие».
Закрепление разных временных и видовых форм глаголов.
Игра «Составь предложение» (См.приложение 7).
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Апрель, 3-я неделя. «Правила дорожного движения»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Использование в речи временных предлогов. Составление с ними предложений.
Составление рассказа по открыткам из набора «Пешеходу – малышу» Употребление различных предлогов и форм глаголов в связной речи. Использование ассоциативных словесных игр. Развитие понимания логико-грамматических конструкций типа: Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа вышел (позже)
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Апрель, 4-я неделя. «Насекомые»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Игры «Что делал, что делает, что будет делать», «Составь предложение». По теме «Насекомые». Использование ассоциативных словесных игр для систематизации словаря по пройденным лексическим темам.
Составление последовательности роста и развития бабочки. Рассказ.
Развитие понимания логико-грамматических конструкций типа: Маша поехала к бабушке в понедельник, а вернулась через один день. В какой день недели вернулась Маша?
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Май, 1-я неделя. «Лето»
Разделы
Работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Закрепление понятия «Лето», его признаков. Понятие «год». Работа с наглядными моделями. Составление рассказа о лете по предложенным картинкам, предварительно дети составляют последовательность.
Развитие понимания логико-грамматических конструкций типа: Катя гостила у бабушки лето, осень и зиму, а Вова – весь год. Кто из детей дольше жил у бабушки?
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи Май, 2-я неделя «Лето. Цветы»
Разделы
работы Содержание
Развитие понимания логико-грамматических конструкций Закрепление последовательности времен года.(См. приложение 5). Обсуждение проблемной ситуации «Что такое лето?»
Игра «Закончи фразу»
Если сейчас весна, то скоро наступит……(лето)
Если созрела земляника в лесу, то это…..(лето) и т.д.
Связная речь Лексика Совершенствова-
ние грамматичес-
кого строя речи ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 4
Произведения для формирования понятий утро, вечер, день, ночь, сутки
Н.Подлесова «Трусливый огурчик»
В. Борисов «Мой день»
Е.Ильина «Сказка про вчерашний день»
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
Спать пора! Уснул бычок. Встала — прямо не узнать!
Лег в коробку на бочок. До пояса умылась,
Сонный мишка лег в кровать, Убрала свою кровать
Только слон не хочет спать... И даже косы расчесать
Головой качает слон. Сама не поленилась.
Он слонихе шлет поклон. (А. Б а р т о.) (С. Б а р у з д и н.)
Утро — время чистоты: важно лижутся коты.
Чистят перышки стрижи. Моют мордочки ежи.
И один лишь поросёнок не умоется спросонок.
Поросёнок он и есть, чуть проснулся — сразу есть.
До бровей нырнёт в корыто — вот и мордочка умыта.
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам — стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое,
И зубной порошок, и густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане, — всегда и везде.
Вечная слава воде!
(К. Чуковский)
Спят луга, спят леса, Если звонко за окном
Пала свежая роса. Защебечут птицы,
В небе звездочки горят, Если так светло кругом,
В речке струйки говорят. Что тебе не спится,
К нам в окно луна глядит, Если радио у вас
Малым детям спать велит. Вдруг заговорило,
Это значит, что сейчас
Утро наступило.
(Л. Б л о к.) (Ю. Я к о в л е в.)
Желтый цвет — проснулось солнце,
Радостно глядит в оконце,
Всех нас светом озарило –
Значит, утро наступило.
В детский сад пришли, поели,
Заниматься дружно сели.
Заниматься нам не лень...
Вскоре наступает день.
День в разгаре — красный цвет:
Приближается обед.
Но перед обедом нужно
На прогулку выйти дружно.
Синий вечер наступает,
Звезды в небе зажигает.
Мы с тобою снова дома —
Все здесь близко и знакомо.
Нужно всем, кто рядом с нами:
Папе, бабушке и маме,
Доброй ночи пожелать,
После отправляться спать.
Ночь бесшумно входит в дом:
Так таинственно кругом!
Черный цвет, вокруг темно,
Все ребята спят давно.
Только время мчит вперед
И не дремлет ни минутки:
Полночь скоро вновь придет –
Новые начнутся сутки.
Приложение 5
Задания, упражнения и литература по теме времена года
- Прослушать текст и догадаться, о каком времени года идет речь.
Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. Цветут черемуха и сирень.
• Закончить рассказ по его началу.
Главное время года
Поспорили ребята: какое время года главное? Саня говорит:
- Лето! Летом созревают вишня, малина, клубника. Значит, лето и главное.
- осень – главное время! Сказал Коля. – Осенью все с огородов убирают.
- Вот! – подхватила Маринка. – Осенью на зиму все заготавливают! И елка зимой. И Новый год зимой. Зима – главное время года!
Ответить на вопрос: «Когда это бывает?»
Снег на полях,
Лед на реках,
Ветер гуляет.
Когда это бывает? (Зимой.)
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (Летом.)
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает —
Когда это бывает? (Весной.)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Лист опадает —
Когда это бывает? (Осенью.)
Дел у меня немало —
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (зима).
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна)
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ... (весна).
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой — улей — пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весна)
Солнцем жарким всё согрето — Любят дети очень ...
(лето)
Всё очнулось ото сна, Всё цветёт — пришла ...
(весна)
Редко видим в небе просинь. Тучи, дождь, ведь это ...
(осень)
Зелены лишь иглы сосен — Красить их боится ..,
(осень)
Знаю точно я сама: После осени — ...
(зима)
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет
(Времена года)
Стихи - обманки
Есть отличная примета: Выпал снег — встречайте ...
(не лето, а зиму)
В шубу Машенька одета — На дворе лютует ...
(не лето, а зима)
На пляже, смотрите, шум, кутерьма — Радует морем детишек ...
(не зима, а лето)
Роща в золото одета. Так бывает только ...
(не летом, а осенью)
Стихотворения об осени
Хмурая, дождливая наступила осень,
Всю капусту сняли, нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку серому попасть...
Думает о лете, прижимает уши,
На небо косится — неба не видать...
Только б потеплее, только бы посуше...
Очень неприятно по воде ступать.
(А. Блок) .

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья,
Птички улетели в тёплые края.
(А. Плещеев)
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало
Короче становился день, лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван тянулся к югу. Приближалась
Довольно скучная пора: стоял ноябрь уж у двора...
(А. Пушкин) .

Скоро белые метели снег подымут от земли,
Улетают, улетают, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел,
Аист крыльями полощет, улетает, улетел.
Лист качается узорный в синей луже на воде,
Ходит грач с грачихой чёрной в огороде по гряде.Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
(Е. Благинина)
Стихотворения о зиме
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно...
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы, и зима настала.
(И. Суриков)
Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к намПесни севера петь по лесам и полям.
Есть раздолье у нас, — где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам и ковры расстилай.
(И. Никитин)
Что такое за окном? Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый!
Вот о чём всю ночь свистел за моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил.
На заборах, на крылечке всё блестит и всё бело!
Нет свободного местечка — всюду снега намело.
(Е. Трутнева)
Под голубыми небесами,Великолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (А. Пушкин)
Стихотворения о весне
Утром было солнышко и совсем тепло,
Озеро широкое по двору текло.
В полдень подморозило, вновь зима пришла –
Затянулось озеро корочкой стекла.
Расколол я тонкое, звонкое стекло —
Озеро широкое снова потекло.
Говорят прохожие: «Вот весна идёт!»
А это я работаю, разбиваю лёд.
(Г. Ладонщиков)
.Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят —Бегут и будят сонный брег, бегут и блещут, и гласят...Они гласят во все концы: «Весна идёт, весна идёт!Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперёд!»Весна идёт, весна идёт! И тихих тёплых майских днейРумяный, светлый хоровод толпится весело за ней!
(Ф. Тютчев)
Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снегаСбежали мутными ручьями на потопленные луга.Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года;Синея, блещут небеса. Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей.
(А. Пушкин)
Что такое, не пойму! Слышишь звон капели?
Это к нам весна пришла. Отворяйте двери!
Смело входит в каждый дом, в каждую квартиру.
Солнце выше поднялось, улыбнулось миру.
С крыши талый снег бежит прямо на дорожки,
Тянут к свету деревца веточки-ладошки.
Перекличку завели теплоходы где-то,
И под взглядами весны вся земля согрета.
(И. Кожевникова)
Стихотворения о лете
. Зарумянилась вишня и слива, налилась золотистая рожь,
И, как море, волнуется нива, и в траве на лугах не пройдёшь.
Солнце ходит высоко над сводом раскалённых от зноя небес.
Пахнет липа душистая мёдом, и шумит полный сумрака лес.
Облаков золотые волокна ввечеру весь облягут закат.
И с полей в растворённые окна понесётся сильней аромат.
(Н. Греков)
Приложение 6.
Задания, упражнения и литература по теме дни недели
В конце недели в лес я еду,
Конец недели будет в ...
(не в среду, а в субботу)
В лыжный поход мы отправились в ельник,
Школы закрыты сейчас...
( не понедельник, а воскресенье)
В нашем классе единое мнение:
Самый тяжелый день — ...
(не воскресение, а понедельник IВсе проспали — не беда,
Ведь сегодня же ...
(не среда, а суббота-воскресенье)
Объяснили мы Емеле:
Тридцать дней всегда в ...
(не в неделе, а в месяце)
Мы проверили на деле:
Шестьдесят секунд в ...
(не в неделе, а в минуте)
Хорошо, что наша Оля
С математикой в ладу.
Знает твёрдо наша Оля,
Что семь дней всего в ... (не в году, а в неделе)Пособие «Поезд»
ЦЕЛИ
Формировать понятия неделя, дни недели.
Обогащать лексику по теме.
Развивать тонкую моторику и координацию движений.Пособие представляет собой картинку размером 70x40 см с изображением поезда: паровоза и шести вагонов. Паровоз олицетворяет первый день недели – понедельник, а следующие за ним разноцветные вагоны — дни недели, с изображениями воздушных шариков, которые прикрепляются над одним из вагонов в зависимости от дня недели (рис. 2). Например, шарики над третьим вагоном означают, что сегодня — среда.

На первом занятии с применением данного пособия логопед, показав волшебный поезд, говорит, что каждый его вагон и даже паровоз — это дни недели. Далее следует подсчет количества дней в неделе (называние, проговаривание хором и индивидуально).
В зависимости от того, какой день недели, над паровозом или над одним из вагонов прикрепляется шарик. Дети сами могут переставлять шарик и называть дни недели.
Логопед читает стихотворение, сопровождая чтение показом соответствующих частей пособия:
Паровоз и шесть вагонов:
Дней в неделе ровно семь...
По полям, подъемам, склонам
Ехать поезду не лень.
Понедельник — паровозик,
Он — начало, как всегда,
Дни недели гордо возит!
После — вторник и среда.
А за ними мчит четверг
С пятницей, конечно...
Время не замедлит бег:
Едет поезд спешно.
То-то радость и веселье:
Вот суббота с воскресеньем!
Вам секрет открыть хотим:
Дети рады выходным!
Утром можно дольше спать,
Целый день гулять, играть.
Только без толку скакать
Любит лишь бездельник.
После выходных опять
Будет понедельник.
Поезд наш веселый движется вперед, —
Новая неделя вот уж настает.
Стук часов — как стук колес:
Вновь шары — на паровоз!
Паровозик и вагоны
В неизвестность нас везут,
Мчится поезд неуклонно —
В будущее наш маршрут!
Слово, соотносясь со зрительным образом и действием, лучше запоминается и более естественно входит в активную лексику детей.
Приложение 7.
Схемы предлогов
22860002139950011430021399500

После Перед
28575002463800025146001778000-11430013208000
в
Между
34290002286000049149002286000011430022860000
около

1600200-571500
182880018097500 к
до
6858002476500
Работа над приставочными глаголами, временными и видовыми формами глаголов
Фрагмент занятия.
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришел Незнайка. Только он все время путает, что он делал вчера, делает сегодня и будет делать завтра. Давайте поможем Незнайке.
(Логопед берет шляпу и вызывает одного ребенка) Сегодня у нас Петя будет Незнайкой. «Незнайка» будет выполнять различные действия, а вы, ребята, напомните, что Незнайка делал вчера.
Аналогично дети называют, что Незнайка делает сегодня и будет делать завтра. (Таким же образом можно провести работу по видовым формам глаголов. Что Незнайка делает, а что сделал). Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Аналогична игре «Съедобное – несъедобное», только в данном случае водящий говорит: «Ловим мяч только в том случае, если я говорю о том, что делал вчера, или делаю сейчас, или буду делать завтра»
2. Для дифференциации временных и видовых форм глаголов детям предлагаются картинки, на которых изображены разные этапы выполнения одного и того же действия. Инструкция: «Выбери из предложенных картинок ту, на которой мальчик будет делать зарядку, делает зарядку, (с)делал зарядку». То же самое задание подходит и для видовых форм глаголов. Инструкция: «Покажи, где мальчик делает зарядку, а где сделал».
Постепенно задания усложнялись. Например, в ряду глаголов предлагается выделить, те, которые говорят о том, что действие происходило вчера, сегодня, завтра, выполняется или уже выполнено. Услышав их среди других слов, ребенок должен хлопнуть в ладоши. На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа слова. Также рекомендуется игра «Четвертый лишний»
Игра «Спасение принцессы»
ЦЕЛЬ
Формировать и развивать навык употребления предлогов с глаголами, образованными приставочным способом.
ОБОРУДОВАНИЕ Ширма с изображением поля, домика, деревьев, реки, дворца; набор изображений сказочных героев и персонажей известных мультфильмов, совершающих определенные действия: Чиполлино (идет), Бура-тино (бежит), Карлсон (летит), Черепаха со Львенком (ползут), Емеля на печи (едет), Колобок (катится), Иван-царевич верхом на коне (скачет), Принцесса (спрятана во дворце). Все персонажи, кроме Принцессы, выставляются на стол.
Логопед. Дети, послушайте сказку. Кощей Бессмертный заточил в своем дворце прекрасную Принцессу, а сказочные персонажи решили ее спасти. Мы должны помочь им. Для этого нужно объяснить действия героев, отправившихся в путь.
Далее или логопед, или кто-либо из детей, по предложению логопеда, берет изображение любого героя или персонажа. Дети называют его и говорят, каким образом передвигался персонаж, отправляясь на помощь Принцессе, например: «Буратино бежал». Затем персонаж с левой стороны ширмы постепенно передвигается вправо, «преодолевая препятствия», встречающиеся на пути. При этом логопед начинает «оречевлять» происходящее, а дети добавляют слово-действие — глагол, образованный с помощью приставки. После чего дети индивидуально или хором по просьбе логопеда повторяют всю фразу. Например: «Буратино по полю... побежал, к дому... подбежал, за дом... забежал, из-за дома... выбежал, вокруг дерева... обежал, от дерева... отбежал, в лес... вбежал, через речку... перебежал. Но Принцессу не смог спасти. Тогда отправился другой герой ». (Аналогичные действия со следующим персонажем.)
Нужно сказать, что последовательность персонажей Не имеет принципиального значения с одной лишь оговоркой: Иван-царевич должен быть последним: именно он и освободит прекрасную принцессу из плена.
Некоторые глаголы не сочетаются с отдельными приставками или, сочетаясь, изменяют смысл (например, глаголы отскакал и отскочил имеют разные значения, чем просто удаление от объекта). Мы советуем не озвучивать эти варианты.
Эта игра очень нравится детям. Речевая активность на занятии резко повышается. Дети с удовольствием выступают и в роли «кукловодов», и в роли «комментаторов». При затруднениях логопед оказывает помощь в виде сопряженного или отраженного проговаривания.
Сразу заметим, что здесь и далее система оценок носит весьма условный характер. Обязательно словесно поощряются все дети. Но следует помнить о разнице в структуре и степени выраженности дефекта, об индивидуальных особенностях детей, даже при одинаковом педагогическом диагнозе.