Коррекционное занятие по формированию временных представлений в группе с ЗПР (старший дошк. возраст)


Утро. День. Вечер. Ночь.
Цель: обобщить знания детей о частях суток.
Задачи:
повторить названия частей суток, их последовательность;
дифференцировать понятия о частях суток с опорой на зрительные символы;
активизировать словарный запас по теме;
корригировать речемыслительную деятельность при решении практических задач;
развивать мыслительную операцию сравнения (установление взаимно-однозначного соответствия) при решении задачи №2;
развивать смекалку в упр.№4 (задача-шутка)
развивать навык самоконтроля при выполнении раскрашивания модели «Сутки»
воспитывать интерес к окружающему, самостоятельность.
Оборудование:
Комплекты из цветных карточек на каждого ребенка; таблица с цветами и звездами, маркер; магнитная доска, картинки животных: собака, кошка, курица, лиса, сова, корова, волк, овца, воробей, филин; альбомы с заданиями, цветные карандаши. Ход занятия
- Ребята, отгадайте загадки:
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю,
Скучно, скучно мне одной!
А зовут меня ... (луной).
Яркая, далекая точка
Горит только ночью!
Никого не согревает,
Только мечтать заставляет! (Звезда.)
- О какой принцессе эти загадки? (О ночи.)
- Почему людям ночью нужно отдыхать, спать? (Потому что они работали, учились, занимались делами - устали.)
- Все ли животные ночью спят? (Нет. Есть животные и птицы, которые ночью охотятся, например, совы.)- Мы уже познакомились со всеми принцессами (со всеми частями суток). Давайте их назовем. (утро, день, вечер, ночь.)
- На сколько частей делятся сутки? Давайте посчитаем. (На 4.)
- Какое время суток начинается после ночи? (Утро.)
- Какое время суток предшествует ночи? (Вечер.)
- Какое время суток между вечером и утром? (Ночь.)
- Какое время суток между утром и вечером? (День.)
Решение задач
- Перед вами четыре цветные карточки. Каждая из них обозначает:
Ж - утроК - день
С - вечерЧ - ночь
Эти карточки помогут нам решить задачу. Вы покажете карточку нужного цвета, а остальные перевернете вниз.
Первая задача
Позвонил Буратино и сказал, что завтра приедет к нам в гости. Поезд прибывает утром, но днем Буратино должен еще заехать в гости к Мальвине. Ночью транспорт не ходит. Когда Буратино приедет к нам?
Решение задачи.

(Дети показывают карточку синего цвета - вечер). Буратино приедет вечером.
Вторая задача
Итак, наступила ночь. Все люди спят. Только две сестрички - Нина и Зина ворочаются в своих кроватках. Чтобы побыстрее заснуть, они решили посчитать: Нина - звезды, Зина - цветы. Как узнать, кто насчитал больше? (Сравнить при помощи «волшебной ниточки»: дети соединяют линиями цветы и звезды, устанавливая таким образом взаимно-однозначные соответствия.)

(Звезд оказалось больше на одну).
Минутка для отдыха (пальчиковая гимнастика)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик - прикорнул,
Этот только что уснул,
А последний - спит давно.
К ним глядит луна давно!
Третья задача
Однажды Луна решила узнать: Кто из животных и птиц спит днем, а кто ночью?
На магнитную доску выставляются картинки: собака, кошка, курица, лиса, сова, корова, волк, овца, воробей, филин. - Снова карточки помогут нам решить задачу. Вы покажете карточку нужного цвета, когда я назову животное.
Прочитать стихотворение:
Утро, день, вечер, ночь –
Убежали сутки прочь.
Чтоб о сутках не жалеть,
Нужно каждый час беречь,
Чтоб успеть потанцевать,
Почитать, порисовать,
Поиграть с друзьями
И помочь маме.
Четвертая задача – шутка.
- Какие сутки длиннее: Вчерашние, сегодняшние или завтрашние?
(одинаковые: в сутках 24 часа)
Игра с мячом «Утром, днем, вечером, ночью».
Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, говоря фразу, например: «Мы лепили ...». Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечая на вопрос когда?Примеры фраз:
Пойдем гулять ... (вечером).
Будем обедать ... (днем).
Раскрашивание модели «Сутки».
Раздать детям цветные карандаши и альбомы, в которых изображен большой круг, внутри – 4 маленьких круга. Задание: раскрасить маленькие кружки в соответствии с цветом частей суток, начиная с заданной, соблюдая последовательность. (последовательность показана стрелками)



Итог.
Подвести итог занятия, основываясь на впечатлениях детей.
Обязательно рассмотреть детские работы, отметить успехи каждого.