Формирование временных представлений у детей младшего и среднего дошкольного возраста


«Формирование временных представлений
                у детей дошкольного  возраста»
Время и его особенности  
Особенности восприятия времени детьми
Содержание и объем ориентировок во времени
Формирование временных представлений в разных возрастных группах:
4.1. Ознакомление с частями суток
4.2. Ознакомление с календарем
                                             1.
Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.
Слово "время" происходит от древнерусского "время", что означает "вращение". Характерными особенностями времени является его текучесть, необратимость (отсутствие наглядных форм "не видно и не слышно").
Время выражает длительность процессов и событий, их последовательность, прерывность или непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками. Длительность и протяженность протекания того или иного события, действия определяется словами медленно, скоро, долго, быстро, мгновенно, сейчас, сегодня, завтра и т.д.Последовательность временных отрезков характеризуется теми изменениями, которые происходят в природе, в труде, в быту, в отношениях между людьми.
Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и "показать".
Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений.
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.
Знакомство с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали бы существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.                                                         2.
        Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Временные характеристики развертывания реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям дошкольного возраста.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Интерес детей к временным отношениям возникает очень рано. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.
Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Восприятие текучести времени, его необратимость и периодичности затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения: теперь-сейчас или сегодня-вчера-завтра т др.
И хотя малыши с трудом овладевают специальными терминами, они по мере развития речи начинают правильно использовать формы глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.
Младшие дошкольники связывают понятие времени с событиями, хорошо или знакомыми и эмоционально привлекательными: "Елка бывает зимой", "На море поедем летом". Они начинают различать части суток, соотнося их с привычными для этих временных отрезков делами.
Дети 4-5 лет относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют представления на основе личного опыта, например, они знают, что после выходного дня бывает музыкальное занятие или занятие по математике.
Особые затруднения дети испытывают при усвоении переходного времени. Событие, которое было сегодня, завтра становится тем временем, которое называется уже словом вчера. То, что называлось словом завтра, на следующий день называется словом сегодня. Дети 3-4 лет часто задают
вопросы: "Завтра уже не завтра, а сегодня?" - "Как это было сегодня, а стало вчера?" Для уяснения значения слов вчера, сегодня, завтра необходимо понять прежде всего сменяемость суток. Дети при условии правильного руководства со стороны взрослых уже могут уяснить значение слова сутки, их состав (утро, день, вечер, ночь), длительность.
Понимание смены суток служит основой для ознакомления дошкольников со значением других эталонов (неделя, месяц, сезон и др.)
В дошкольном возрасте возможно формирование чувства времени применительно к жизни ребенка, его разнообразной деятельности -занятия, игры, свободная деятельность.
При целенаправленном обучении, активном формировании представлений о времени, систематическом руководстве познавательной деятельностью детей они приобретают способность усвоения представлений о времени и ориентировке на время.
                                                     3.
В "Программе воспитания в детском саду" для каждой возрастной группы указаны содержание и объем ориентировок во времени:
во второй младшей группе учить различать и называть утро, день, вечер, ночь;
в средней группе - закреплять представление о частях суток, учить детей правильно пользоваться словами сегодня, завтра, вчера, раскрывать на конкретных примерах понятия "быстро", "медленно";
в старшей группе - учить последовательно называть дни недели, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра;
в подготовительной к школе - группе закреплять знания о последовательности дней недели и времени года, знакомить с названием текущего месяца.
Чтобы успешнее реализовать требования "Программы...", следует использовать различные виды занятий, прежде всего по математике, а также свободное от занятий время.
Задачу по ориентировке во времени необходимо планировать как составную часть занятий во всех возрастных группах.
В течение дня воспитатель имеет возможность неоднократно определять различные временные отрезки и характер занятий детей в данный период. Например: "Утром, вы умылись и позавтракали. Сейчас уже день. Днем папы и мамы работают, а мы будем заниматься: сначала рисовать, а затем играть."Связывая со временем переход от одного вида деятельности к другому, можно постепенно сформировать и само понятие "время".
У детей в процессе воспитания и обучения складывается привычка ценить время, не тратить его бесполезно. Воспитатель настойчиво и последовательно учит детей замечать время, соотносить с временем игры, занятия, повседневную жизнь.
Нужно так организовать жизнь, чтобы она была содержательна, интересна и полезна для развития детей. Практическое понимание мудрой пословицы "Делу время - потехе час" должно быть постепенно усвоено и стать для самих детей правилом их жизни.
Чувство времени имеет большое значение: оно является способом самостоятельного определения необходимого времени на то или иное занятие, игру, решение какой-то практической задачи в повседневной жизни.
Огромную роль в ознакомлении детей со временем играет дидактическая игра. Используются дидактические игры с картинками, со словами, с поэтическими произведениями, подвижные игры.
В дидактических играх с картинками отражаются события во времени. Использование картинки позволяет вернуться к ее содержанию неоднократно.
В словесно- дидактических играх особое место занимают произведения устного народного творчества, в которых в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени и т.д. Пословицы, загадки (отгадки) обращены к уму ребенка, развивают сообразительность, способность доказать правильность своего объяснения или суждения.
Большое  воспитательно - развивающее влияние на детей имеют дидактические игры, основу которых. составляют поэтические произведения. Многие поэты посвятили свои стихотворения временам года, воспели картины природы, красоту созидательного труда.
Формируя представление о времени, воспитатель учит детей выражать мысли точным, содержательным и образным словом, предложением.
                                           4.
4.1. Ознакомление детей с частями суток согласно "Программе воспитания и обучения в детском саду" начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначить словами все четыре части суток.
Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Обучая детей, надо насыщать части суток конкретными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.
Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только один раз в сутки, в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, обед, послеобеденный сон и т.п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т.п. Они также могут быть использованы в качестве показателей частей суток.
Ознакомление с частями суток начинала с бесед о личном, конкретном опыте детей. Задавала такие вопросы: "Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет, что пора вставать, уже утро? Что вы делаете дома утром? Когда вы приходите в детский сад? Что вы делаете утром в детском саду?" В конце беседы обобщала: "В детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводятся
занятия. Все это происходит утром. Сейчас утро мы занимаемся". Такие беседы проводила на занятиях по математике, особое внимание уделяла упражнению детей в правильном обозначении словами частей суток. И в повседневной жизни упражняла детей в использовании названий частей суток.
Закрепление умений определять части суток осуществляла и на занятиях, показывая детям картинки с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток и обсуждая вопрос: "Когда это бывает?" На последующих занятиях задание усложняла, предложив выбрать из нескольких картинок те, на которых нарисовано, что бывает в какой-либо один из периодов суток (утром, днем, вечером, ночью.)
Для закрепления знаний детей читала рассказы, стихотворения, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия: "Утренние лучи", К. Уминского; "Негритенок Бимбо", Н. Васильева; "С добрым утром", Н. Пикулева; "Добрый вечер", И. Мазнин; "Ночь", С. Есенин; "Про маленького Мишку - упрямого сынишку", В. Орлов.
Использовала словесные игры для активизации словаря за счет названий частей суток: "Назови пропущенное слово", "Что мы делали?", "Назови соседей" и т. д.
В средней группе продолжаю закреплять у детей умения называть части суток, углубляю и расширяю их представления об этих отрезках
времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток, что происходит и чем занимаются утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью использовала картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города и др. Рассматривали и серии картинок, на которых изображено все, что бывает, например, вечером (дети уходят домой из детского сада, играют дома, бабушка читает книжку ребенку.) Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, осуществляла и посредством игр. Это игры путешествия в утро, день, вечер, ночь, упражнения с картинками "Когда это бывает?", "Части суток", "Кто когда спит?", путешествия-прогулки, "Загадки-отгадки", "Назови соседей утра" и т.д. В играх использовала цветные квадратики: для утра - голубой, для дня -желтый, для вечера - серый, для ночи - черный. Цветовой символ можно использовать как условный знак, тогда дети легче воспринимают его в качестве носителя определенной информации. Показывая целый ряд картинок со знаками, предложить детям быстро отобрать те, на которых нарисовано утро, или день, или вечер или ночь. По цветным знакам закрепить с детьми названия времен суток. Цветные знаки можно использовать и как раздаточный материал: показывала картинки или читала стихи, а дети определяли в какую часть суток это бывает и поднимали соответствующий знак.
Когда дети усвоят названия частей суток, цветовые знаки, можно приступить к уточнению знаний о последовательности частей суток.
В конце года, когда уже у детей сформируются знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова сутки. Слово сутки должно выступить как обобщение, т.е. сутки состоят из четырех частей - день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь, утро - это части целого -суток. Проводятся дидактические игры, закрепляющие знания детей о последовательности частей суток: "Сутки", "Назови соседей", "Назови все части суток" и др. Прочитать художественные произведения, стихи: "Приглашение в лес", И. Антонов; "Верхом на облаке", М. Газиев; "Трусливый огурчик", Н. Подлесова и другие.
После усвоения этого материала можно пояснить и значение слов сегодня, вчера, завтра как сменяемость трех суток. Для этого надо об одном ярком и значимом для детей событий поговорить трижды: сначала сказать о том, что кукольный, театр будет завтра, потом, что кукольный театр покажут сегодня, и наконец, что его показывали вчера. Провести дидактические игры: "Вчера, сегодня, завтра", "Что было, есть и будет", упражнение "Домик дней" и другие. Почитать стихи, рассказы: "Как осленок Ляпа в футбол играл", В. Житомирский; "Сказка про вчерашний день", Е.Я. Ильина; "Наташа", А. Дрозд; "Завтра", Б.М. Федоров; "Хороший день", С.Я. Маршак и другие. В процессе этой работы у детей средней группы начинают складываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени.
4.2. Календарное время - это определенные промежутки времени, продолжительность которых зафиксирована общественным опытом в общепринятых мерах времени: сутках, неделях, месяцах, годах. Каждая мера времени имеет свою количественную'характеристику и служит единицей измерения для следующего промежутка времени.
У детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев не дает представлений о длительности, емкости времени, его текучести, необратимости, смене и периодичности. Необходимо систематические знакомить детей дошкольного возраста с календарем. Это облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели.
Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся также предметом изучения. Знакомство с календарем необходимо и в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.
Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже можно в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить работу, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени. Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительный промежуток времени, месяц и даже год. Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что "дни уходят", "события приближаются", прошел месяц - наступил новый. Отрывной календарь рекомендуется использовать как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок - это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. Листки календаря размером 9хб см надо закрепить так, чтобы они легко снимались со стержней. На лицевой стороне каждый листок содержит цифру (число), название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умеют читать, на нижнем листке должна быть полоска соответствующего цвета, по которой дети смогут определить ("прочитать") каждый день недели на календаре. Для съемных листков календаря  изготавливается коробка с 18 отдельными по размеру листков (три ряда по шесть ячеек). В ячейки нижнего ряда дети складывают последовательно листки - дни недели, по семь листков в каждую ячейку. Семь листков - семь дней в каждой ячейке должны создать у детей образ прошедшей, недели. По окончании месяца подсчитывают количество его недель и дней. Листки, собранные за месяц, стопкой помещают в первую ячейку слева верхнего ряда. Так, постепенно будут заполняться шесть ячеек верхнего ряда коробки, а затем и шесть ячеек второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки показывают порядок следования месяцев, в нижнем ряду - дней и недель. По окончании года подсчитывают количество месяцев в году, определяя порядок их следования. По содержимому коробки и по разложенным в ней листкам календаря можно определить, сколько дней прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам - сколько еще осталось до его окончания. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.
Необходимо провести четыре организованных занятия для детей старшей и подготовительных групп, на которых сообщить необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний должно происходить и в повседневной жизни и
активной самостоятельной деятельности с моделью календаря.
Первое занятие по ознакомлению с календарем проводят в начале января. Показать календари разного вида и пояснить их назначение. Выяснить, что дети смогут узнать по календарю. Рассмотреть те листки календаря, которые обозначают уже прошедшие с начала года дни, снять их. Выяснить, какого числа наступил новый год. Какое сегодня число и день недели? Определить, какого цвета полоски были на прошедших днях недели, сказать дату сегодняшнего дня и пояснить, почему этот листок еще нельзя снимать.
Через неделю после первого провести второе занятие, на котором уточнить с детьми представления о днях недели, приучать их связывать названия дней в неделе с порядковым местом. Связь между названием дня и его местом в неделе поможет запомнить последовательность дней недели и их названия, например: "Как называется второй день недели? Почему второй день недели называется вторник?"
На третьем занятии, которое проводится в первых числах февраля, надо уточнить представления детей о неделе и месяце. На этом занятии дети действуют с листками календаря, называют дни недели, соотносят с ними те или иные занятия, называют предшествующий и последующий день названному.
Умение определять дату по календарю и называть дни недели формируется у детей постепенно. Этому способствует и проведение разных дидактических игр с карточками (основанными на соответствии цветов дням недели) с целью закрепления знаний детей о порядке следования дней недели. Игры могут быть разные: "Незнайкина неделя"; "Найди пару"; "Какой день недели спрятался?"; "Чья неделька быстрее соберется"; "А ну-ка, угадай"; "Отправь поезд"; "Помоги Винни - Пуху попасть в гости"; "Дни недели"; "Лови, бросай, дни недели называй". Можно почитать стихи: "Емелина неделя"; "Муха - чистюха" Я. Бжехва; "Неделя" (считалка); "Объявление" В. Орлова; "Новая столовая" 3. Александровой; "Дни недели" П Башмакова; "Как пятница долго тянется" И. Токмакова; "Лежебока" Дж. Родари и другие. Внимание детей ежедневно фиксировалось на текущей дате. В конце каждого месяца проводят небольшую беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивают с предыдущим месяцем. Определяют количество прошедших месяцев с начала года и уточняют название и порядковый номер нового месяца.
В подготовительной к школе группе, где дети продолжают работать с календарем, в первые дни нового года проводится последнее, четвертое, обобщающее занятие по календарю. На этом занятии уточняется представление детей о календарном годе (сколько в году месяцев; как они называются). Наглядным материалом служит коробка с разложенными в ней по месяцам листками календаря за прошедший год. Задаются те же вопросы: Сколько месяцев в году? Какой первый месяц года? Каким месяцем заканчивается год? Какой праздник на днях все отмечали? Какой год кончился? Какой год наступил? и т.д. В результате пользования календарем в течение года дети приобрели систематизированные знания.
Систематическая работа с детьми в старшей и подготовительной группе по усвоению календаря в течение полутора лет требовала ежедневного внимания к использованию календаря и способствовала формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).Работа с календарем и моделью календарного года в виде коробки с разложенными в ней листками, систематизирующими недели и месяцы, намного облегчает задачу обучения. Потребуется всего четыре занятия и несколько обобщающих игр для того, чтобы у детей сформировались четкие представления о длительности года и эталонах его измерения.
ЛИТЕРАТУРА
Сорокина А.И. "Дидактические игры в детскомсаду"
Рихтерман Т.Д. "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"
Кононенко И. "Знакомство детей со временем" /"Дошкольное воспитание" 1981 г. №7/  Тарабарина Т.Н. "Детям о времени"
Столяр А.А. "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников''
Щербакова Б., Фунтикова О. "Формирование временных представлений" /"Дошкольное воспитание" 1988 г. №3/