Программа по английскому языку ФГОС автор учебника — Вербицкая

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
УТВЕРЖДАЮ Программа
Директор школы__________________________ Маликова Л.О. рекомендована педагогическим
советом школы
Протокол №__ от 30.08.2016 г.

Программа
обсуждена на методическом
объединении учителей начальных классов
Протокол №__ от 29.08.2016 г.
Английский язык
Рабочая программа
5 класс

Составители программы:
учителя английского языка
МБОУ «СОШ №31»
Андрейченкова Елена Евгеньевна





Новокузнецк
2016




Программа по английскому языку
Пояснительная записка
-I-
Настоящая рабочая программа по английскому языку разработана в рамках федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г.№ 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», на основе ООП ООО МБОУ «СОШ №31» с учетом Примерной ООП ООО и авторской программы курса английского языка «FORWARD», М.В Вербицкая, «Вентана-Граф», 2013, рекомендованной МОРФ, обеспечена учебниками «FORWARD» М.В Вербицкая, «Вентана-Граф» 5 класс, входящими в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016/2017 учебный год.
Данная программа определяет вклад английского языка в формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий как основы учебного сотрудничества и умения учиться в общении, делая акцент на его особой роли в создании зоны ближайшего развития для коммуникативной деятельности и соответствующих ей учебных действий.
Современная образовательная парадигма определяет формирование и развитие личности обучаемого как субъекта активной творческой деятельности в качестве основного направления процесса обучения, что подразумевает интегративность целей обучения. Поэтому современный подход к обучению иностранному языку является личностно ориентированным, деятельностным, коммуникативно-когнитивным и многоцелевым, когда иностранный язык рассматривается в качестве средства, стимулирующего процесс познания и развития личности обучающегося, а не только как инструмент коммуникации.
Изучение иностранного языка в целом и английского в частности в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры
-II-
Общая характеристика учебного предмета
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Примерная программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению иностранным языкам (в том числе английскому).
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Обучение иностранному языку (английскому) в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения иностранного языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках. В этом возрасте у них появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес.
В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Все это позволяет расширить связи английского языка с другими учебными предметами, способствует иноязычному общению школьников с учащимися из других классов и школ, например, в ходе проектной деятельности с ровесниками из других стран, в том числе и через Интернет, содействует их социальной адаптации в современном мире. Возможно введение 2-го иностранного языка за счет школьного компонента.
К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися общеевропейского допорогового уровня подготовки по иностранному языку (английскому языку) (уровень А-2). Этот уровень дает возможность выпускникам основной школы использовать иностранный язык для продолжения образования на старшей ступени в полной средней школе, в специальных учебных заведениях и для дальнейшего самообразования.

-III-
Место предмета иностранный язык в учебном плане
Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 525 часов для обязательного изучения учебного предмета на этапе основного (общего) образования, в том числе в 5-7 классах 315 часов из расчета 3-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 105 учебных часа из расчета 3-х учебных часов в неделю.
Обязательное изучение иностранного (английского) языка на начальном, среднем и старшем этапе, а также реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников, предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке учителя, способного работать на разных ступенях обучения с учетом их специфики.
-IV-
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения иностранным языкам
Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, морали и нравственности. При этом целью становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. Нигде, как на уроке иностранного языка, школьники не имеют возможности поговорить на тему о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом.
В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
 формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
 осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
 формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
 стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;
 готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты.
С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и фиксацию. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опустить второстепенное и т. п. Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности.
В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:
 развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
 развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
 развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
 развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
 осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
 формирование проектных умений:
генерировать идеи;
находить не одно, а несколько вариантов решения;
выбирать наиболее рациональное решение;
прогнозировать последствия того или иного решения;
видеть новую проблему;
готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
работать с различными источниками информации;
планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;
собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования;
оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);
сделать электронную презентацию.
Предметные результаты.
Ожидается, что выпускники основной школы должны демонстрировать следующие результаты освоения иностранного языка.
В коммуникативной сфере (владение иностранным языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
в области говорения
начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране/странах изучаемого языка;
делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
использовать перифраз, синонимические средства в процессе устного общения;
в области аудирования
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле-, радиопередач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
использовать переспрос, просьбу повторить;
в области чтения
ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочных материалов; оценивать полученную информацию, выражать свое сомнение;
читать текст с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
в области письма и письменной речи
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец; расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
cоставлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной работы.
В плане языковой компетенции от выпускников основной школы ожидают, что в результате изучения английского языка в 59 классах в соответствии с государственным стандартом основного общего образования ученик должен знать/понимать:
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц английского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;
признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов и их эквивалентов, модальных глаголов и их эквивалентов; артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
основные различия систем английского и русского языков.
Кроме того, школьники должны уметь:
применять правила написания слов, изученных в основной школе;
адекватно произносить и различать на слух звуки английского языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах;
соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы.
В отношении социокультурной компетенции от выпускников требуется:
иметь представление об особенностях образа жизни, быта, реалиях, культуре стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру), сходстве и различиях в традициях России и стран изучаемого языка;
владеть основными нормами речевого этикета (реплики-клише и наиболее распространенная оценочная лексика), распространенного в странах изучаемого языка, применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального общения;
иметь представление о распространённых образцах фольклора (пословицах, поговорках, скороговорках, сказках, стихах), образцах художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
понимать, какую роль владение иностранным языком играет в современном мире.
В плане развития компенсаторной компетенции результатом обучения иностранному языку в 59 классах должно стать умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении информации из звучащего или письменного текста за счет использования языковой и контекстуальной догадки и игнорирования языковых трудностей, переспроса, а также при передаче информации с помощью словарных замен, жестов и мимики.
Учебно-познавательная компетенция включает в себя дальнейшее развитие учебных и специальных учебных умений.
Общеучебные умения выпускников основной школы предполагают следующее:
научиться действовать по образцу или аналогии при выполнении отдельных заданий и составлении высказываний на изучаемом языке;
научиться работать с информацией (сокращать, расширять, заполнять таблицы); извлекать основную информацию из текста (прослушанного или прочитанного), а также запрашиваемую или нужную информацию; полную и точную информацию;
научиться выполнять проектные задания индивидуально или в составе группы учащихся;
научиться пользоваться справочным материалом: двуязычными и толковыми словарями, грамматическими и лингвострановедческими справочниками, схемами и таблицами, мультимедийными средствами, ресурсами Интернета;
овладеть необходимыми для дальнейшего самостоятельного изучения английского языка способами и приёмами.
Специальные учебные умения включают в себя способность:
сравнивать явления русского и английского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний и предложений;
освоить приемы работы с текстом, пользоваться определенными стратегиями чтения или аудирования в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;
пользоваться ключевыми словами;
вычленять культурные реалии при работе с текстом, сопоставлять их с реалиями родной культуры, выявлять сходства и различия и уметь объяснять эти различия речевому партнеру или человеку, не владеющему иностранным языком;
догадываться о значении слов на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательных моделей;
узнавать грамматические явления в тексте на основе дифференцирующих признаков;
при необходимости использовать перевод.
В ценностно-ориентационной сфере:
представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.
В эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
В трудовой и физической сферах:
умение рационально планировать свой учебный труд;
умение работать в соответствии с намеченным планом;
стремление вести здоровый образ жизни.
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
выборочно использовать перевод;
пользоваться двуязычным и толковым словарями;
участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения иностранным языкам
выпускников 5 класса
Личностные результаты
формирование мотивации изучения иностранных языков, стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе:
развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты освоения программы по иностранному языку:
В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения):
Говорение
Диалогическая речь в 5 классе продолжает развитее таких речевых умений, как умение вести диалог этикетного характера, диалог- расспрос, диалог побуждение к действию, при этом по сравнению с начальной школой усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи.
Объем диалога до 4 реплик.
Монологическая речь. Развитие монологической речи в 5 классе предусматривает овладение следующими умениями:
кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение;
передавать содержание, основную мысль прочитанного с порой на текст;
делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.
Объем монологического высказывания – до 8 фраз
Аудирование.
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста
При этом предусматривается развитие умений:
выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
выбирать главные факты, опуская второстепенные
выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5 классов и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Время звучания текстов для аудирования – до 2-х минут.
Чтение
Умение читать и понимать тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информацией (поисковое/просмотровое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста – осуществляется на несложных аутентичных текстах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 5 классах, включающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка
Объем текстов для чтения – до 400 слов
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале. С использованием различных приемов смысловой переработки текстов (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации.
Объем текстов для чтения до – 250 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации осуществляется на несложных аутентичных текстах разных жанров и предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию которая необходима или представляет интерес для обучающихся.
Объем текстов для чтения - до 250 слов
Письменная речь
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
делать выписки из текста;
писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания (объемом до 30 слов, включая адрес).
Писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать тоже о себе, выражать благодарность, просьбы). Объем личного письма до 50 слов включая адрес.
Языковые знания и навыки
Графика и орфография
Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение правильного ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам усвоенным в начальной школе, добавляется около 150 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики – клише речевого этикета
Знания основных способов словообразования:
аффиксации:
существительных с суффиксами – ness (kindness), - ship (friendship), - ist (journalist),
- ing (meeting)
наречия с суффиксом -ly (quickly)
числительные с суффиксами – teen (nineteen), - ty (sixty), -th (fifth)
словосложения: существительное +существительное (policeman)
конверсии (образование существительных от неопределенной формы глагола – to change – change).
Грамматическая сторона речи
Расширение объема значений грамматических средств, изученных в начальной школе, и овладение новыми грамматическими явлениями.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке; предложения с начальным It и с начальным There + to be; сложноподчиненных предложений с сочинительными союзами, and, but, or; сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so; всех типов вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present Simple, Present Progressive, Present Perfect, Past Simple, Future Simple); побудительные предложения в утвердительной (Be careful!) и отрицательной (Don’t worry) форме
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи конструкций с глаголами на –ing; to be going to (для выражения будущего действия);
Знание признаков и распознавания и употребления в речи правильных и неправильных глаголов в наиболее употребительных формах действительного залога в изъявительном наклонении (Present, Past, Future Simple, Present Perfect, Present Progressive); модальных глаголов и их эквивалентов.
Навыки распознавания и употребления в речи определенного, неопределенного и нулевого артиклей; неисчисляемых и исчисляемых существительных (a flower, snow)существительных с причастиями настоящего и прошедшего времени (a writing student, a written exercise); существительных в функции прилагательного (art gallery), степеней сравнения прилагательных, в том числе образованных не по правилу (good- better-the best); личных местоимений в именительном (my) и объектном (me) падежах. А так же в абсолютной форме (mine); неопределенных местоимений (some, any); количественных числительных свыше 100; порядковых числительных свыше 20.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение используя знания элементов речевого поведенческого этикета в англоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения «В семье», «В школе», «Проведение досуга». Использование английского языка как средства социокультурного развития обучающихся на данном этапе включает знакомство с:
фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;
оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;
с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном, столицами стран изучаемого языка)
с традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи в странах изучаемого языка;
словами английского языка вошедшими во многие языки мира, ( в том числе и в русский) и русскими словами вошедшими в лексикон английского языка.
Предусматривается овладения умениями:
писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на английском языке.
правильно оформлять адрес на английском языке.
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описания явления, объекта при дефиците языковых средств.

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
В плане языковой компетенции от выпускников основной школы ожидают, что в результате изучения английского языка в 5 классах в соответствии с государственным стандартом основного общего образования ученик должен знать/понимать:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц английского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;
- признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов и их эквивалентов, модальных глаголов и их эквивалентов; артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- основные различия систем английского и русского языков.
Кроме того, школьники должны уметь:
- применять правила написания слов, изученных в основной школе;
- адекватно произносить и различать на слух звуки английского языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах;
- соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы.
В ценностно-ориентационной сфере:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.
В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
- развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
В трудовой и физической сферах:
- умение рационально планировать свой учебный труд;
- умение работать в соответствии с намеченным планом;
- стремление вести здоровый образ жизни.


-V-
Содержание учебного предмета английский язык
5 класс
105 часов
Давайте создадим журнал. Конструкция like to do. Простое прошедшее время. Диалог-расспрос с опорой на иллюстрации. Монологическая речь с использованием простого прошедшего времени.
Творческий конкурс. Настоящее продолженное время. Сравнение временных форм. Сравнительная степень прилагательных. Форма официального письма. Речевые клише. Конструкции: like/hate/ go + форма на ing.
На киностудии. Сравнение временных форм. Ролевая игра «Интервью с каскадёром». Описание профессий в кино. Выражение желаний I`d like to(мне бы хотелось). Конструкция: to be going + инфинитив. Многозначные слова.
На нефтяной вышке. Изучающее чтение по теме. Ролевая игра по теме. Временные формы настоящего времени. Устная речь с опорой на иллюстрации. Страдательный залог. Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Проект «Богатства и сокровища».
Добро пожаловать в Америку. Простое будущее время. Описание иллюстраций с использованием простого прошедшего времени. Сравнение предметов as(big)as Парк Гулливера. Ролевая игра по диалогу- интервью.
Планы мистера Бига. Модальные глаголы. Составление разумных советов в ситуациях.
Простое будущее время. Употребление разделительных вопросов в диалогах.
Составление рекламного проспекта.
Как нам добраться? Предлоги движения. Практика навыков письма по теме «Я собираюсь путешествовать». Конструкция I`m going to do smth. Описание предметов и людей с использованием степеней сравнения прилагательных. Прилагательные и наречия.
Каникулы в США. Американский и британский варианты английского языка. Аудирование текста об американском флаге. Настоящее завершенное время. Развитие диалогической речи с опорой на образец. Проект: Туристическая брошюра.
Где капсула? Составление диалога по тексту с использованием речевых образцов. Настоящее завершенное время. Три формы глаголов. Ознакомительное чтение текста «Приключения Тома Сойера». Определение грамматического времени предложений. Модальный глагол could.
Интересы и увлечения. Развитие диалогической речи с опорой на образец. Музыкальные инструменты. Устная речь по иллюстрациям. Образование наречий от прилагательных
Придаточные предложения с союзом when. Ознакомительное чтение: Александр Бородин.
Можно поговорить с Риком Мореллом? Чтение с извлечением информации. Активизация речевых образцов. Ролевая игра «Говорим по скайпу». Устная речь: описание своего дома. Выражение вежливых просьб. Знакомство с толковым словарём.
Взгляд на историю. Три формы глагола. Активное употребление пассивного залога. Настоящее, прошедшее и будущее время в пассивном залоге. Проект: проект и изготовление плана дома твоей мечты.
Остров господина Бига. Сопоставление иллюстраций с содержанием аудиотекста. Поисковое чтение: «Обязанности по дому». Модальная конструкция have to do. Просмотровое чтение: «Робинзон Крузо».
Острова в Тихом Океане. Послание в бутылке. Чтение с пониманием текста. Соотнесение текста с иллюстрациями. Викторина «Взгляд на Россию». Числительные.
Пещера мистера Бига. Сопоставление временных форм. Модальные глаголы долженствования. Ролевая игра «Робинзон Крузо». Стихотворение «Отпуск». Соотнесение слов стихотворения с их переводом.
Прощальная вечеринка. Диалог – обмен предположениями «Лучшие и худшие моменты жизни». Поисковое чтение. Диалог-расспрос о важных событиях прошедшего учебного года. Проект «Остров мечты». Ролевая игра «Родители дети». Творческое задание: изготовление постера «Туристическая индустрия»

-VI-
Тематическое планирование
5 класс
№ п\п
Тема
Кол-во часов
Основные виды деятельности

1
Давайте создадим журнал.
6
Сообщать фактическую информацию с опорой на иллюстрацию. Употреблять в устных высказываниях правильные и неправильные глаголы в формах действительного залога в простом прошедшем времени. Различать в предложениях глаголы, в формах прошедшего времени опираясь на выражения времени yesterday, last week, last year, last summer, three weeks ago, in 2007.

2
Творческий конкурс.
6
Различать глаголы в настоящем и настоящем продолженном времени и правильно их употреблять в речи.Употреблять речевые клише в написании официального письма. Понимать при чтении и на слух конструкции like/hate/go+форма на ing,употреблять их в устных высказываниях и письменных про Различать степени сравнения прилагательных, в том числе образованные не по правилам. Образовывать степени сравнения прилагательных и употреблять их в рецептивной и продуктивной речи.

3
На киностудии.
5
Выражать своё отношение к действию, описываемому с помощью выражения желаний I'd like to Сообщать и выражать свое мнение через интервьюирование, употребляя конструкции why don’t you модальный глагол must для выражения настоятельного совета We must be careful!

4
На нефтяной вышке.
10
Читать текст по теме, полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки: анализировать смысл отдельных частей текста; Употреблять в устных высказываниях временные формы настоящего времени, глаголы в форме страдательного залога. Различать неисчисляемые и исчисляемые существительные и правильно употреблять их в речи

5
Добро пожаловать в Америку.
5
Употреблять в устных высказываниях и письменных произведениях простое будущее время. Сравнивать предметы, употребляя сравнительную конструкцию as(big) as

6
Планы мистера Бига.
4
Составлять советы, используя модальные глаголы. Сообщать информацию и выражать своё мнение, используя разделительные вопросы.

7
Как нам добраться?
4
Описывать предметы и людей с использованием степеней сравнения прилагательных , в том числе образованные не по правилам. Образовывать степени сравнения прилагательных и наречий и употреблять их в рецептивной и продуктивной речи. Писать с опорой на образец личное письмо зарубежному другу: сообщать краткие сведения о путешествии и запрашивать аналогичную информацию по этой же теме.

8
Каникулы в США.
9
Понимать основное содержание текста об американском флаге. Игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания основного содержания. Употреблять в диалогической речи глаголы в формах Present Perfect Tense в утвердительных и вопросительных предложениях. Различать американский и британский варианты английского языка.

9
Где капсула?
6
Зрительно воспринимать содержание текста «Приключение Тома Сойера», узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать основное содержание аутентичного текста. Прогнозировать содержание текста на основе заголовка, иллюстраций. Догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам, по контексту. Игнорировать незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста. Употреблять в диалогической речи глаголы в формах Present Perfect Tense. Проводить сравнительный анализ употребления глаголов в Present Perfect Tense Past Simple Tense.

10
Интересы и увлечения.
7
Узнавать в письменном и устном тексте, воспроизводить и употреблять в речи лексические единицы, соответствующие теме «Музыкальные инструменты». Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать основное содержание текста Александр Бородин. Прогнозировать содержание текста на основе заголовка, иллюстраций. Догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам, по контексту.
Игнорировать незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста. Употреблять в речи придаточные предложения с союзом when.

11
Можно поговорить с Риком Мореллом?
6
Выбирать необходимую/интересующую информацию, просматривая текст.
Находить значение отдельных незнакомых слов в двуязычном словаре учебника. Употреблять модальный глагол can в вопросительных предложениях для выражения вежливых просьб. Узнавать в письменном и устном тексте, воспроизводить и употреблять в речи существительные в функции прилагательного: Pancake Day

12
Взгляд на историю.
11
Различать три формы глагола. Использовать в речи формы пассивного залога в настоящем прошедшем и будущем времени. употреблять их в устных высказываниях и письменных произведениях. Употреблять в устных высказываниях существительные в функции прилагательного: Independence Day ,Victory Day.

13
Остров господина Бига.
4
Выбирать необходимую информацию, просмотрев текст «Обязанности по дому» Находить значение отдельных незнакомых слов в двуязычном словаре учебника. Выборочно понимать необходимую информацию аудиотекста с опорой на контекст. Сопоставлять иллюстрацию с содержанием аудиотекста. Игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания основного содержания. Выбирать необходимую/интересующую информацию, просмотрев текст «Робинзон Крузо».Находить конструкция to have to do в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем, прошедшем и будущем времени.

14
Острова в Тихом Океане.
4
Читать аутентичный текст «Послание в бутылке», полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки: анализировать смысл отдельных частей текста; переводить отдельные фрагменты текста. Соотносить содержание текста с иллюстрациями. Употреблять в устных высказываниях и письменных произведениях глаголы в Present Simple Passive в вопросительных предложениях (What’s it made of?). Понимать при чтении и на слух, изученные количественные наречия many/much, a lot of/lots of, a few/few, a little/little c исчисляемыми и неисчисляемыми существительными. Употреблять в устных высказываниях и артикли с географическими названиями (the South Pacific, facts about Russia

15
Пещера мистера Бига.
4
Сопоставлять глаголы в формах Present Continuous Tense и Present Perfect Tense. Выражать своё отношение к действию в ролевой игре «Робинзон Крузо», описываемому с помощью модальных глаголов должествования. Понимать при чтении и на слух изученные формы глаголов в Present Simple, Present Perfect, Past Simple Tenses;

16
Прощальная вечеринка.
14
Выслушивать мнение партнёра в диалоге «Лучшие и худшие моменты жизни». Выражать согласие/несогласие с мнением партнёра.
Узнавать при чтении и на слух глаголы в формах Present Perfect Tense.Употреблять конструкцию to be going to в ролевой игре «Родители и дети».
Различать степени сравнения прилагательных, в том числе образованные не по правилам. Образовывать степени сравнения прилагательных и наречий и употреблять их в рецептивной и продуктивной речи.Узнавать при чтении и на слух глаголы в формах Past Simple Tense и Past Continuous Tense, сопоставляя их.


Итого
105




- VII -
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательной деятельности
5 класс
Для учащегося
Английский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 \ (М В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др.); под ред. проф. М. В. Вербицкой. –М: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, ил.-Forward
Английский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 \ (М В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др.); под ред. проф. М. В. Вербицкой. –М: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, ил.-Forward
Английский язык: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений \ (М В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др.); под ред. проф. М. В. Вербицкой. –М: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, ил.-Forward
Английский язык: 5 класс: CD MP3: Аудиоприложение к учебнику для учащихся общеобразовательных учреждений \ (М В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др.); под ред. проф. М. В. Вербицкой. –М: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, Forward
Английский язык: 5 класс: CD MP3: Аудиоприложение к рабочей тетради для учащихся общеобразовательных учреждений \ (М В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др.); под ред. проф. М. В. Вербицкой. –М: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, Forward


Для учителя

Английский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 \ (М В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др.); под ред. проф. М. В. Вербицкой. –М: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, ил.-Forward
Английский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 \ (М В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др.); под ред. проф. М. В. Вербицкой. –М: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, ил.-Forward
Английский язык: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений \ (М В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др.); под ред. проф. М. В. Вербицкой. –М: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, ил.-Forward
Английский язык: 5 класс: CD MP3: Аудиоприложение к учебнику для учащихся общеобразовательных учреждений \ (М В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др.); под ред. проф. М. В. Вербицкой. –М: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, Forward
Английский язык: 5 класс: CD MP3: Аудиоприложение к рабочей тетради для учащихся общеобразовательных учреждений \ (М В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др.); под ред. проф. М. В. Вербицкой. –М: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, Forward
Английский язык: программа: 5-9 классы \ (М В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др.); под ред. М. В. Вербицкой. –М: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2014.-128с.:ил.-Forward
Английский язык: проектирование учебного курса: 5 класс: пособие для учителя \ (М В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др.); под ред. М. В. Вербицкой. –М: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2014.-128с.:ил.-Forward


- VIII -
Планируемые результаты изучения предмета
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает следующие требования к результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования в филологической области «Иностранный язык»:

1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
В результате изучения иностранного языка ученик должен знать/понимать

·основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;
признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
уметь
говорение

·
·начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

·
·расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

·
·рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране изучаемого языка;

·
·делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

·
·использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;

аудирование

·
·понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию;

·
·понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи(сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;

·
·использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение

·
·ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;

·
·читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

·
·читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

·
·читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь

·
·заполнять анкеты и формуляры;

·
·писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·
·социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов;

·
·создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;

·
·приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации (в том числе мультимедийные), через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;

·
·ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.

В результате изучения иностранного языка
выпускник 5 класса должен знать/понимать
Личностные результаты
стремиться к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
развивать такие качества, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
стремиться к лучшему осознанию культуры своего народа, толерантно относиться к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
уметь отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе:
уметь планировать свое речевое и неречевое поведение;
развивать коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
владеть навыками смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществлять регулятивные действияй самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты освоения программы по иностранному языку:
В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения):
Говорение
Диалогическая речь уметь вести диалог этикетного характера, диалог- расспрос, диалог побуждение к действию, при этом по сравнению с начальной школой усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи.
Владеть навыками диалогической речи в объеме до 4 реплик.
Монологическая речь:
кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение;
передавать содержание, основную мысль прочитанного с порой на текст;
делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.
Объем монологического высказывания должен составлять до 8 фраз
Аудирование.
Воспринимать и понимать на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста
При этом предусматривается развитие умений:
выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
выбирать главные факты, опуская второстепенные
выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.
Воспринимать на слух тексты для аудирования – до 2-х минут.
Чтение
Уметь читать и понимать тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информацией (поисковое/просмотровое чтение).
Независимо от вида чтения должны уметь пользоваться двуязычным словарём.
Читать несложные аутентичные тексты с пониманием основного содержания с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 5 классах, включающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка
Объем текстов для чтения – до 400 слов
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале. С использованием различных приемов смысловой переработки текстов (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации.
Объем текстов для чтения до – 250 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации осуществляется на несложных аутентичных текстах разных жанров и предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию которая необходима или представляет интерес для обучающихся.
Объем текстов для чтения - до 250 слов
Письменная речь
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
делать выписки из текста;
писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания (объемом до 30 слов, включая адрес).
Писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать тоже о себе, выражать благодарность, просьбы). Объем личного письма до 50 слов, включая адрес.
Языковые знания и навыки
Графика и орфография
Знать правила чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Владеть навыками адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдать правильно ударение и интонацию в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, добавляется около 150 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики – клише речевого этикета
Знать основных способов словообразования:
аффиксации:
существительных с суффиксами – ness (kindness), - ship (friendship), - ist (journalist),
- ing (meeting)
наречия с суффиксом -ly (quickly)
числительные с суффиксами – teen (nineteen), - ty (sixty), -th (fifth)
словосложения: существительное +существительное (policeman)
конверсии (образование существительных от неопределенной формы глагола – to change – change).
Грамматическая сторона речи
Расширение объема значений грамматических средств, изученных в начальной школе, и овладение новыми грамматическими явлениями.
Знать признаки и уметь распознавать и употреблять в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке; предложения с начальным It и с начальным There + to be; сложноподчиненных предложений с сочинительными союзами, and, but, or; сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so; всех типов вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present Simple, Present Progressive, Present Perfect, Past Simple, Future Simple); побудительные предложения в утвердительной (Be careful!) и отрицательной (Don’t worry) форме
Знать признаки и уметь распознавать и употреблять в речи конструкции с глаголами на –ing; to be going to (для выражения будущего действия);
Знать признаки и уметь распознавать и употреблять в речи правильные и неправильные глаголов в наиболее употребительных формах действительного залога в изъявительном наклонении (Present, Past, Future Simple, Present Perfect, Present Progressive); модальные глаголы и их эквиваленты.
У меть распознавать и употреблять в речи определенный, неопределенный и нулевой артикли; неисчисляемые и исчисляемые существительные (a flower, snow)существительных с причастиями настоящего и прошедшего времени (a writing student, a written exercise); существительных в функции прилагательного (art gallery), степени сравнения прилагательных, в том числе образованных не по правилу (good- better-the best); личные местоимения в именительном (my) и объектном (me) падежах. А также в абсолютной форме (mine); неопределенные местоимения (some, any); количественные числительные свыше 100; порядковые числительные свыше 20.
Социокультурные знания и умения
Уметь осуществлять межличностное и межкультурное общение используя знания элементов речевого поведенческого этикета в англоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения «В семье», «В школе», «Проведение досуга». Использовать английский язык как средство социокультурного развития. Знать :
фамилии и имена выдающихся людей в странах изучаемого языка;
оригинальные или адаптированные материалы детской поэзии и прозы;
государственную символику (флаг с его цветовой символикой, гимн, столицы стран изучаемого языка)
традиции проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи в странах изучаемого языка;
слова английского языка вошедшие во многие языки мира, ( в том числе и в русский) и русскими словами вошедшими в лексикон английского языка.
Уметь:
писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на английском языке.
правильно оформлять адрес на английском языке.
Компенсаторные умения
Владеть умениями:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описания явления, объекта при дефиците языковых средств.

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Уметь:
работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
В плане языковой компетенции выпускник 5 класса основной школы в результате изучения английского языка в соответствии с государственным стандартом основного общего образования должен знать/понимать:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц английского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;
- признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов и их эквивалентов, модальных глаголов и их эквивалентов; артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- основные различия систем английского и русского языков.
Кроме того, школьники должны уметь:
- применять правила написания слов, изученных в основной школе;
- адекватно произносить и различать на слух звуки английского языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах;
- соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы.
В ценностно-ориентационной сфере:
- достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- иметь представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- приобщаться к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.
В эстетической сфере:
- владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
- стремиться к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
- развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
В трудовой и физической сферах:
- уметь рационально планировать свой учебный труд;
- уметь работать в соответствии с намеченным планом;
- стремиться вести здоровый образ жизни.

5 класс
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Название раздела, темы

Количество часов
Дата
Примечание

1
Школьный журнал
6



1
Школьный журнал. Изучающее чтение. Конструкция like to do.
1



2
Простое прошедшее время. Диалог-расспрос с опорой на иллюстрации.
1



3
Рассказ о своих летних каникулах. Правильные и неправильные глаголы.
1



4
До свидания лето. Диалог-расспрос на основе прослушанного.
1



5
Летние каникулы. Монологическая речь с использованием простого прошедшего времени.
1



6
Рубрики журнала. Ознакомительное и поисковое чтение научно-популярных статей журнала.
1



2
Творческий конкурс
6



7
Творческий конкурс. Изучающее чтение по теме.
Настоящее продолженное время.
1



8
Один день из жизни Кейт. Аудирование по теме.
Сравнение временных форм.
1



9
Написание сочинения о дне, проведённом с семьёй.
Сравнительная степень прилагательных.
1



10
Форма официального письма. Речевые клише.
1



11
Фотокамеры и фотографии. Ознакомительное и поисковое чтение.
1



12
Аудирование с пониманием основного содержания текста.
Конструкции: like/hate/ go + форма на ing.
1



3
На киностудии.
5



13
На киностудии. Диалог-расспрос. Чтение по ролям. Сравнение временных форм.
1



14
Ролевая игра «Интервью с каскадёром». Описание профессий в кино.
1



15
Аудирование текста «Юная актриса». Выражение желаний I`d like to(мне бы хотелось).
1



16
Устная речь по сценарию фильма.
Конструкция: to be going + инфинитив.
1



17
Введение и активизация лексики по теме «Мой любимый фильм». Многозначные слова.
1



4
На нефтяной вышке
10



18
На нефтяной вышке. Введение и активизация лексики. Изучающее чтение по теме.
1



19
Устная речь с опорой на иллюстрации. Ролевая игра по теме. Временные формы настоящего времени.
1



20
Сокровища кораблей. Аудирование текста. Многозначные слова.
1


21
Природные ресурсы. Развитие навыков монологической речи по теме. Страдательный залог.
1


22
Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Поисковое чтение с опорой на иллюстрации.
1


23
Тест №1.
1



24
Контрольная работа №1
1



25
Названия стран. Прогнозирование содержания текста.
1



26
Богатства и сокровища. Активизация материала для проекта.
1



27
Проект «Богатства и сокровища».
1



5
Добро пожаловать в Америку
5



28
Добро пожаловать в Америку Введение и активизация лексики по теме. Простое будущее время.
1



29
Посещение тематического парка. Активизация лексики по теме.
1



30
Описание иллюстраций с использованием простого прошедшего времени.
1



31
Парк Гулливера. Ролевая игра по диалогу- интервью.
1



32
Путешествие Гулливера. Сравнение предметов as(big)as .
1



6
Планы мистера Бига
4



33
Планы мистера Бига.
Аудирование текста. Активизация лексики по теме
1



34
Модальные глаголы. Составление разумных советов в ситуациях.
Простое будущее время.
1



35
Аудирование текста «Солнечная система». Употребление разделительных вопросов в диалогах.
1



36
Составление рекламного проспекта. Активизация лексики по теме.
1



7
Как нам добраться?
4



37
Как нам добраться? Предлоги движения. Практика навыков письма по теме «Я собираюсь путешествовать».
1



38
Конструкция I`m going to do smth. Описание предметов и людей с использованием степеней сравнения прилагательных
1



39
Поисковое чтение научно-популярного текста. Активизация лексики по теме.
1



40
Морское путешествие Диалог-расспрос по теме. Прилагательные и наречия.
1



8
Каникулы в США
9



41
Каникулы в США. Диалогическая речь по теме
1



42
Американский и британский варианты английского языка. Активизация лексики по теме.
1



43
Аудирование текста об американском флаге. Настоящее завершенное время.
1



44
Тест №2.
1



45
Контрольная работа №2.
1



46
Я собираюсь путешествовать. Развитие диалогической речи с опорой на образец.
1



47
Активизация материала для проекта.
1



48
Проект: Туристическая брошюра.
1



49
Творческий проект: брошюра о своей стране.
1



9
Где капсула?
6



50
Где капсула? Диалог – расспрос по теме. Активизация лексики.
1



51
Составление диалога по тексту с использованием речевых образцов. Настоящее завершенное время.
1



52
Чтение с пониманием основного содержания текста. Три формы глаголов.
1



53
Диалог – расспрос о любимом животном и среде его обитания. Активизация лексики по теме.
1



54
«Приключения Тома Сойера».Ознакомительное чтение текста.
1



55
Определение грамматического времени предложений. Модальный глагол could.
1



10
Интересы и увлечения

7



56
Интересы и увлечения
Развитие диалогической речи с опорой на образец.
1



57
Диалог-расспрос по аудиотексту. Активизация лексики по теме «Интересы и увлечения».
1



58
Музыкальные инструменты.
Придаточные предложения с союзом when.
1



59
Хотел бы ты стать поп-звездой? Поисковое чтение. Употребление оборота I am going to be.
1



60
Чем интересуется Карен? Аудирование.
Активизация лексики по теме.
1



61
Устная речь по иллюстрациям. Образование наречий от прилагательных.
1



62
Ознакомительное чтение: Александр Бородин.
1



11
Могу я поговорить с Риком Мореллом?
6



63
Могу я поговорить с Риком Мореллом? Чтение с извлечением информации. Активизация речевых образцов.
1



64
Аудирование текста «Дом Рика». Активизация лексики по теме.
1



65
Ролевая игра «Говорим по скайпу». Устная речь: описание своего дома.
1



66
Устная речь по иллюстрациям. Выражение вежливых просьб.
1



67
Активизация речевых образцов по теме «Мой дом».
1



68
Знакомство с толковым словарём. Ознакомительное чтение.
1



12
Взгляд на историю.
11



69
Взгляд на историю. Поисковое чтение текста.
Три формы глагола.
1



70
Аудирование текста «Путешествие Зоуи и Пола». Активизация лексико-грамматических навыков.
1



71
Диалогическая речь по теме «Машина времени». Активное употребление пассивного залога.
1



72
Настоящее, прошедшее и будущее время в пассивном залоге.
1



73
Устная речь о достопримечательностях России. Изготовление брошюры.
1



74
Диалог-расспрос о Масленице. Поисковое чтение. Трансформация предложений с использованием активного залога.
1



75
Тест №3.
1



76
Контрольная работа №3.
1



77
Дом твоей мечты. Активизация материала для проекта.
1



78
Дом твоей мечты. Устная речь по теме.
1



79
Проект: проект и изготовление плана дома твоей мечты.
1



13
Остров господина Бига
4



80
Остров господина Бига. Сопоставление иллюстраций с содержанием аудиотекста.
1



81
Диалог-расспрос на основе инструкций мистера Бига. Активизация речевых образцов.
1



82
Поисковое чтение: «Обязанности по дому».
Модальная конструкция have to do.
1



83
Просмотровое чтение: «Робинзон Крузо». Диалог-расспрос по тексту.
1



14
Острова в Тихом Океане.
4



84
Острова в Тихом Океане.
Чтение с пониманием текста «Послание в бутылке».
1



85
Аудирование. Соотнесение текста с иллюстрациями. Диалог-обсуждение.
1



86
Викторина «Взгляд на Россию». Числительные.
1



87
Диалог-расспрос «Картина твоего дома». Сопоставление картинок и текста. Устная речь.
1



15
Пещера мистера Бига
4



88
Чтение текста-истории «Пещера мистера Бига». Сопоставление временных форм.
1



89
Модальные глаголы долженствования. Ролевая игра «Робинзон Крузо».
1



90
Развитие навыков монологической речи. Описание и рассуждение: «Современный курортный город».
1



91
Стихотворение «Отпуск». Соотнесение слов стихотворения с их переводом.
1



16
Пещера мистера Бига
14



92
Текст-история «Прощальная вечеринка»
Аудирование с выборочным пониманием текста.
1



93
Диалог – обмен предположениями «Лучшие и худшие моменты жизни».
1



94
Планирование прощальной вечеринки. Поисковое чтение.
1



95
Тест №4.
1



96
Контрольная работа №4.
1



97
Итоги года. Устная речь на основе иллюстраций.
1



98
Планы на будущее. Аудирование с выборочным пониманием информации
1



99
Планы на будущее. Активизация материала темы.
1



100
Диалог-расспрос о важных событиях прошедшего учебного года.
1



101
Монологическое высказывание о разных профессиях с опорой на предложенную лексику.
1



102
Проект «Остров мечты».
1



103
Ролевая игра «Родители дети»
1



104
Творческое задание: изготовление постера «Туристическая индустрия».
1



105
Творческое задание: постер «Мой школьный год»
1







 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
 См.: Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык.  М.: Просвещение, 2009.  С. 914.  (Стандарты второго поколения).









13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915