Нарушения в речевом развитии ребенка.


Нарушения в речевом развитии ребенка. Работу выполнили: Валкановская Регина, Болдырева Елизавета, Пешкова Вероника, Смертина Виктория.Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж». План:Понятия «норма» и «отклонение» Особенности речевого развития3. Норма речевого развития для начальной школы4. Причины отклонения5. Виды отклонения6. Рекомендации «Чтобы полноценно общаться,— пишет А. А. Леонтьев,— человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этот содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящим не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным» Понятия «норма» и «отклонение»Норма — это то, что встречается лишь изредка.Уильям Сомерсет МоэмНорма – это совокупность требований, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью осуществления деятельности установленного образца.Универсальные- касаются всех людей в обществе. Частичные регулируют определенную сферу профессиональной деятельности . То, что не соответствует норме, не отвечает тем требованиям, которые предъявляет социальная общность, называется - «отклонением».НегативныеПозитивныеОтрицательные отклонения от нормы приводят к упадку личности, группы, общества, в то время как положительные способствуют их развитию. Ребенок сознательно оперирует звуковой стороной языка, его элементами. Способен говорить внятно и четко. Словарь насыщен обобщающими существительными. Ребенок обозначает свойства, названия действий и их качества. Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу. Осознанно употребляет родовые и видовые понятия.Правильно изменяет и согласовывает слова в предложении, может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные. Использует в речи сложные союзные и бессоюзные предложения.Особенности речевого развития У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы. Свободно пользуется интонациями. Способен построить краткие сообщения. Умеет оформить монологическую речь грамматически правильно.Последовательно и связно, точно и выразительно пересказывать и самостоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературного произведения и языковых средствах художественной речи. Особенности речевого развития Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета. Норма речевого развития для начальной школыУ младших школьников развитие речи идет в двух основных направлениях:во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов Ребенок использует ситуативную речь.Шестилетний ребёнок употребляет от 3000 до 7000 слов. Ребенок позволяет себе говорить не для того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы удержать внимание собеседника. Причины отклоненияНарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.К группе органических факторов относятся:1. Внутриутробные патологии, приводящие к порокам развития плода:2. Наследственность, генетические аномалии.3. Вредности родового периода:4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. Среди функциональных причин нарушения речи у детей выделяют:Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни;Соматическую ослабленность;Психологические травмы, вызванные стрессом или испугом;Подражание речи окружающих людей. Виды нарушений речевого развития младших школьниковОбщее недоразвитие речи (ОНР)Задержка психического развития (ЗПР)Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)Дисграфия Рекомендации преподавателю по коррекции нарушений речевого развитияНаглядные приемы (показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий )Прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение).Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации.Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры.Ребенок с соответствующей норме речевым развитием Рекомендации родителям по коррекции нарушений речевого развитияво - первых, пройти курс занятий с логопедом, причем коррекционная работа может занять не один год; во - вторых, при необходимости, нужно проконсультировать ребенка у врача-невропатолога или психоневролога.  Актуальные проблемы социального воспитания. Науч.-метод.бюллетень (Спец.выпуск к международному семинару) № 6. -М.: Запорожье: Госкомитет СССР, 1990.Галагузовой М.А. и др. Социальная педагогика: Курс лекций. -М., 2000. -С.212-227.Дети с отклонениями в развитии. Под ред. М.С.Певзпер. - М., 1966.Социальная педагогика под ред. Галагузовой М.А. - М. - 2000.Литература: Спасибо за внимание!