Консультация для педагогов ДОУ Роль литературы в речевом развитии ребенка


Роль литературы в речевом развитии ребенка
Художественная литература способна открыть для ребенка дверь в интересную и загадочную жизнь людей и природы, в мир чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает эмоции, даёт прекрасную возможность познакомиться с богатством русского литературного языка, развивает умение чувствовать его ритм и форму.
Ребенок знакомится с художественной литературой практически с первых лет своей жизни. В это время нужно научить ребенка не только слушать содержания произведений разных жанров, но и обращать внимание на особенности русского языка.
Прочитав сказку, будет уместным задать ребенку вопросы по её содержанию, а также задать простые вопросы по художественной форме прочитанного произведения. Чтение детской литературы в домашних условиях и в детском саду, оказывает существенное влияние на развитие словаря детей. На специальных занятиях по чтению художественной литературы, дети знакомятся с такими сложными понятиями как: жанр, рифма, писатель, эпитет и др. Формируется умение выделять в художественных произведениях сравнения. Дети самостоятельно участвуют в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. Они учатся употреблять в сравнении союзы как, словно, будто.
Художественная литература развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.
В настоящее время книга не имеет прежнего значения у родителей, ее активно вытесняют из детской жизни интернет и телевидение.
У детей дошкольного возраста знакомство с детской художественной литературой будет способствовать успешному развитию речи при следующих условиях:
•правильный подход к подбору художественной литературы, она должна соответствовать возрасту и интересам ребёнка;
•уместного использования художественной литературы в разных видах деятельности;
• при правильной организации работы с родителями направленной на ознакомление детей с художественной литературой.
Чем раньше у ребенка возникнет интерес к книге, тем легче он будет осваивать самостоятельное чтение, научится преодолевать трудности, открывая для себя новое и неизведанное.
Книга является замечательным стимулятором детского воображения. Малыш старается подражать героям, из любимых книжек. Сюжеты произведений переносятся в детские сюжетно-ролевые игры. Проживая в игре жизнь полюбившихся им героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Правильно подобранная книга способна оказывать благотворное влияние на становление личности ребёнка, на формирование его духовных и нравственных ценностей.
Специфика детской литературы заключается в средстве выражения, к которому дети тянутся бессознательно, привлечённые яркостью, красотой, неповторимостью. Это вызывает у ребёнка интерес к произведению и многократному его повторению, к игре слов, в результате этого слово становиться для него достоянием. Книга совершенствует речь ребёнка, обогащает и развивает её.
При пересказе литературных произведений (сказки, рассказы) ребенок учится связно, последовательно и выразительно передавать диалоги и характеры персонажей используя интонационные средства выразительности речи.
Детская художественная литература богата по составу и содержанию. Это произведения устного творчества народов разных стран; произведения зарубежной, русской классики; книги современных отечественных и иностранных авторов. Это огромное богатство для подрастающего поколения и наша задача заключается в том, чтоб научить бережно, им пользоваться.
Важнейшее значение имеет уровень художественного литературного произведения.
Дети придают огромное значение конкретности, яркости, достоверности героев, событиям, деталям, отношениям, заложенным в литературном произведении. Они принимаются или отвергаются ребёнком в зависимости то того, как малыш относиться к герою произведения.
В связи с этим при отборе литературных произведений нужно видеть, какую идею выдвигает автор. Идейная направленность детского произведения должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана раскрывать перед ребёнком идеи справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к человечеству, к себе, к своим правам и обязанностям, нормам поведения, к трудовой деятельности, к окружающему миру в целом.