РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-3 КЛАССОВ ДШИ


«СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»
Рабочая программа
для детских музыкальных школ,
детских школ искусств
для обучающихся I-III классов
Номинация «Рабочая программа»
Шевченко Анна Викторовна
2014 г.
Пояснительная записка
Современная музыкальная педагогика - это динамичный процесс, связанный с постоянным поиском нетрадиционных методов воздействий на ученика. Преподаватели, идущие в ногу со временем, вносят принципиально новое в процесс обучения, направив усилия на формирование и развитие эстетических потребностей ученика, его творческого потенциала, на всестороннее художественное воспитание ребенка.
Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Пусть ребенок не станет в будущем музыкантом или художником, но соприкосновение с миром прекрасного в младшем возрасте непременно обогатит его духовный мир, позволит ему полнее раскрыться как личности.
В детской школе искусств с. Локосово учащиеся общего эстетического отделения не имеют предмета «Сольфеджио» до четвертого класса, поэтому им предлагается с первого класса предмет «Слушание музыки» с углубленным изучением музыкальной грамоты, в связи, с чем и возникла необходимость усовершенствования учебной программы по предмету «Слушание музыки».
Программа адаптирована на малокомплектную сельскую школу, где из-за отсутствия конкурса в ДШИ принимаются все желающие, в том числе и не подготовленные к учебному процессу в учреждении дополнительного образования: со слабым здоровьем, недостаточным психофизическим развитием, низкими музыкальными данными. Эта программа является дополнением к основному базовому курсу сольфеджио, являясь при этом самостоятельным предметом, который начинается с первого класса общего эстетического отделения.
Данная программа является модифицированной, ориентированной на особенности процесса образования в данной школе искусств. Она отличается от уже существующих тем, что теоретические сведения даются на уровне знаний I – II классов (предмета «Сольфеджио»). Учащиеся, выбравшие специализацию музыкального отделения, будут осваивать с четвертого класса программу по предмету «Сольфеджио», и, соответственно плавно войдут в процесс обучения на обеэстетическом отделении с музыкальной специализацией.
Программа состоит из следующих разделов:
Слуховой анализ
Вокально-интонационные навыкиМетроритм
Теоретические сведения
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах.
Разделы практически взаимосвязаны, и, планируя урок, материал распределяется по усмотрению преподавателя в пределах учебной четверти.
Занятия проводятся один раз в неделю - в объеме 35 минут. Наполняемость группы – 4-8 человек.
Программа распределена таким образом:
Использование наглядных пособий в изучении интервалов позволяет начать работу над этим разделом развития слуха уже с первых уроков
Рекомендуемый музыкальный материал в программе не выделен как раздел, а объединен с разделом «слуховой анализ»
Теоретический материал уплотнен, и элементарные теоретические сведения включены в музыкальный материал, используемый на уроках.
Предполагаемый программный материал может быть распределен, в случае необходимости, на четыре года - при условии обучения детей в подготовительной группе с шестилетнего возраста.
Цель данной программы – развитие творческого потенциала детей, вовлечение детей в процесс музыкального восприятия, воспитания любви к музыке и, плавный, безболезненный переход к осмысленному продолжению обучения в четвертом классе общего эстетического отделения по предмету «Сольфеджио».
Основными задачами изучения предмета «Слушание музыки» являются:
Образовательные Знакомство детей с миром музыки
Формирование первоначальных музыкальных представлений
Приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте, основам музыкальной речи и формообразованию
Приобретение навыков игры на детских и оркестровых музыкальных инструментах
Развивающие
Выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей
Формирование потребности к творчеству
ВоспитывающиеПривитие детям любви и интереса к музыке
Воспитание художественного вкуса
Воспитание культуры общения между собой (в паре, в группе),
Накопление музыкальных впечатлений, включение музыки в контекст жизни, окружающей ребенка
Создание положительного эмоционального настроя, уверенности в своих силах.
Осуществление этих задач основывается вначале на интуитивности детского восприятия. Сознательным же восприятие ребенка становится лишь после практического освоения ряда навыков в слушании, пении, движении и игре.
По окончании данного курса обучающийся должен разбираться в жанрах и средствах музыкальной выразительности, интонировать мелодию, знать основы музыкальной грамоты.
Проверка усвоения материала проводится на контрольных уроках в течение учебного процесса в форме индивидуального и группового опроса учеников.
В программе предлагается ряд творческих заданий, так как умение практически и творчески использовать свои знания является интересной формой работы.
Для учета знаний учащихся предполагается проведение контрольных уроков в конце II четверти и IV четверти.
Основным критерием оценивания служит работа на уроке учащихся, а также их итоговые результаты.
Знания оцениваются по пятибалльной системе.
По результатам контрольного урока в конце третьего класса выставляется итоговая оценка по предмету.
В качестве отчетов проводятся открытые уроки для родителей в конце учебного года, выступления на родительских собраниях, концертах общеэстетического отделения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Большое значение в работе с младшими школьниками имеет эмоциональный климат на уроке. В классе должна установиться атмосфера радости, творчества, так как положительные эмоции у детей способствуют быстроте и легкости усвоения материала, уверенности в своих силах. Решающую роль, при этом, играет педагог, его творческая инициатива и изобретательность в выборе различных методических приемов, дифференцированный подход к детям, умение вовремя поощрить их терпение, доброжелательность и выдержка в работе.
Слуховой анализ
Слушание музыки - путь обогащения музыкального опыта. Это сложный процесс постижения музыкального языка со всем комплексом его выразительных средств: ритмического богатства, различных гармонических звучаний, тембровой окраски, темпа, динамических оттенков и так далее…
Приобщая ребенка к музыке, важно привить интерес к слушанию музыки и развить у него способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы.
Задача преподавателя - научить детей любить и понимать музыку. Для этого лучше выбирать небольшие произведения, слушать их не отвлекаясь.
Целостное, эмоциональное восприятие музыки различного характера и жанра, а также выразительных элементов ее языка расширяет кругозор детей, пробуждает интерес к музыке. В процессе работы на уроках «Слушания музыки», а в дальнейшем на уроках «Сольфеджио» накапливается художественный «багаж» учащихся, который служит в дальнейшем основой для развития слуховых навыков и знакомства с элементами музыкальной грамоты.
Репертуар по слушанию музыки должен быть понятным, интересным, доступным. Вначале это детские (народные) песни, связанные с жизнью детей, природой, миром животных и птиц, марши и танцы, а в дальнейшем - инструментальные пьесы (сб. Н.Ветлугиной «Музыкальный букварь», Т.Бырченко «С песенкой по лесенке», пьесы Р. Шумана, П. Чайковского, С. Прокофьева), симфонические произведения. Музыкальный материал должен повторяться, обновляться и усложняться, вызывая у детей любопытство.
В процессе занятий дети постепенно знакомятся с такими понятиями, как:
характер произведений с использованием пояснений эмоционального значения - бодро, задорно, игриво, ярко, печально, безутешно, уныло;регистры - верхний, средний, нижний;
изменчивость музыкального материала (повторность и контрастность);
структура произведений - вступление-заключение, запев-припев, повторность фраз;
ладовая окраска музыки - мажор и минор;
динамические оттенки – форте, пиано, crescendo и diminuendo;
- консонирующие и диссонирующие интервалы, созвучия.
Музыкальный материал по слушанию музыки можно подбирать, используя следующую тематику (на уроках используется фонохрестоматия к пособию Н.А. Царевой по «Слушанию музыки» - «Уроки госпожи Мелодии» 1-3 классы):
1.Песня, марш, танец
Представление о первичных жанрах музыки, их особенностях. У детей развиваются музыкально-слуховое представления, ладовое чувство, чувство темпо - ритма.
Примеры: «Солдаты маршируют» И. Арсеева, «Марш Черномора» М. Глинки, «Полька», «Вальс» А. Гречанинова, «Менуэт» В. Моцарта, «Марш» С. Прокофьева, «Вальс», «Полька», «Мазурка», «Марш деревянных солдатиков», «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского.2.О чем может рассказать музыка
Представление о том, что музыка выражает различные настроения, переживания человека. Это развивает у ребенка эмоциональную отзывчивость, способность слушать, отличать смену настроений (наиболее яркие, выразительные средства музыки можно передать голосом, движениями рук, «шагами» и притопами).
Примеры: «Мимолетное видение», «Семимильные шаги» С. Майкапара, «Прогулка», «Раскаяние» С. Прокофьева, «Колдун» Г. Свиридова, «Грустная песенка» Е. Тиличеева, «Баба-яга», «Сладкая греза» П.Чайковского, «Бедный сиротка», «Первая потеря» Р. Шумана.3. Музыка и образы животных и птиц
Представление об изобразительных возможностях музыки. Дети улавливают характерные черты образов, персонажей, используемых в музыке, и пытаются музыкально - ритмическими движениями изобразить их.
Примеры: «Слон и Моська» И Арсеева, «Медведь» Г. Галынина, «В сказочном лесу», «Хромой кролик», «Ежик» Д. Кабалевского, «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева, «Песня жаворонка» П. Чайковского.
4. Природа и музыка
Представление о различных звукоподражательных явлениях природы: дождь, радуга, гром, плеск ручейка; настроений дня: утро, день, вечер, и временах года, что помогает детям прочувствовать прекрасное и в жизни, и в искусстве.Примеры: «Дождик танцует» А. Балтика, «Эхо в горах» С. Майкапара, «Листопад» Г. Окунева, «Утро», «Дождь и радуга», «Вечер» С. Прокофьева.На занятиях по слушанию музыки для активизации внимания детей хорошо использовать наглядность - показ картинок. Иллюстрацию музыки предлагается чередовать с беседой о ней. Включать простые ударные инструменты - треугольник, бубен, маракас, помогающие подчеркнуть характер музыки, ее выразительные особенности.
Воспитание чувства формы - сложный напряженный творческий процесс, требующий осознания закономерностей развития, воспитания способности ученика чутко реагировать на развертывание произведения.
Исходя из смысла музыки услышанного произведения, следует кропотливо изучать все многообразные законы развития музыкальной формы, которую «нужно так же переваривать, как и материал» (Гете).
Началом познания музыкальной формы должны уже стать первые легкие пьесы, мелодия которых простая и запоминающаяся.
Вместе с ростом учащегося усложняются произведения, их форма. Важно не упустить появляющиеся усложнения как в интонационно-выразительных средствах, так и в форме произведения.
В течение первого года обучения учащийся познает музыкальную фразу, предложение, период (преимущественно квадратного строения), двухчастную форму, а также самую распространенную музыкальную форму - трехчастную.
Популярность этой форме обеспечила симметричность ее композиции: А-В-А. Именно она помогает ребенку осознать и охватить довольно сложный объем пьесы.
Примерами постепенного усложнения музыкальной формы могут служить «24 легкие пьесы» Д.Кабалевского.
Фраза, предложение - «Песенка», «Маленькая полька», «Вроде марша».
Предложение период - «Напев», «Пляска».
Двухчастная форма - «Печальный рассказ», «Народный танец».
Трехчастная форма - «Импровизация», «Медленный вальс», «Веселое путешествие».
Вокально – интонационные навыки
Пение является основной формой работы, способствующей развитию активного музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, а также проявлению эмоционально окрашенного исполнительского начала.
В работе над формированием певческих навыков следует учитывать, что:
голосовой аппарат ребенка, в отличие от голосового аппарата взрослого – хрупкий, нежный
гортань с голосовыми связками меньше, чем гортань взрослого человека
грудной резонатор слабо развит, преобладает головной
диапазон ограничен – До 1 октавы – До 2 октавы
Поэтому преподаватель должен бережно относиться к голосу детей, учить их петь естественным звуком, не форсируя, предлагать соответствующий репертуар.
Большое значение в интонировании имеет правильное дыхание. Оно у детей обычно короткое, прерывистое, неглубокое; в пении и чтении стихов они часто «проглатывают» отдельные слоги. Это связано с неумением владеть своим дыханием. Правильное дыхание зависит не от количества набираемого воздуха, а от умения экономно расходовать его до конца фразы. Дыхание развивается на коротких распеваниях от разных звуков, в виде восходящих или нисходящих секвенций, тренирующих плавный звуковой выдох на протяжном звучании в замедленном темпе. Короткий вдох производится через нос, непроизвольно, после небольшой паузы. Такое дыхание устраняет скованность и напряженность мышц шеи и затылка, способствуя развитию и укреплению мышц дыхательного аппарата. Для распевания можно использовать мелодии несложных песен (например, «Галя по садочку ходила» — первая фраза и др.)
Работа над развитием вокальных навыков основывается на показе преподавателя. Ударные гласные при пении звучат так же, как в устной речи, безударные тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая произносится как «а». При произнесении гласных «о», «а», «у» рот открывается вертикально, а не в ширину, нижняя челюсть опускается. При произнесении гласной «и» рот открывается горизонтально, приобретая положение улыбки. Согласные звуки произносятся с активной артикуляцией и четкой дикцией, с подчеркиванием их, особенно в конце слов и фраз. В процессе работы над песней преподаватель показывает детям приемы произнесения отдельных слогов и слов.
Особое внимание следует уделять работе над интонацией. Неточная интонация не всегда является следствием слабо развитого слуха. Иногда она зависит от различных физиологических причин, связанных с дефектом голосового аппарата или неумением владеть своим дыханием, отчего затрудняется процесс голосообразования. Часто неверная интонация бывает связана со слабой памятью или является результатом недостаточного внимания.
Чистая интонация вырабатывается у детей в результате подражания исполнению преподавателя при неоднократном повторении. Она во многом зависит от качества показа.
Следует уделять особое внимание детям, не владеющим своим голосом («гудошникам»). Им даются отдельные легкие упражнения в удобной для них тесситуре, например, интонирование знакомой попевки на согласную «м» через сомкнутые губы. Это упражнение снимает лишнее напряжение, приближая звук к губам, предохраняя от крика. По мере развития голосового аппарата дети постепенно начинают петь в небольшом диапазоне.
В процессе развития слуховых навыков особое внимание уделяется воспитанию внутреннего слуха. Навык внутреннего слышания, представление знакомой музыки по памяти («про себя»), вне ее реального звучания необходимо воспитывать с самого начала обучения, продолжая работу в этом направлении систематически в течение года. Внутренний слух - сохранение в памяти ранее знакомых мелодий, попевок, ступеней - помогает их правильному воспроизведению голосом при пении вслух, а также активизирует творческую фантазию при импровизации мелодии.
Предлагая детям новую песню, преподаватель сначала исполняет ее сам. После прослушивания проводится краткая беседа, в которой обращается внимание детей на характер музыки, проигрывается одна мелодия (без слов). Затем преподаватель разбивает мелодию на короткие фразы и прорабатывает с детьми каждую отдельно. Прослушав фразу, учащиеся повторяют ее (игра «Эхо»), и после неоднократного повторения поют всю целиком. Выученная песня исполняется группой, индивидуально каждым, цепочкой по фразам, с фортепианным сопровождением, a capella, с применением детских музыкальных инструментов.
Некоторые песни могут исполняться с элементами игры. Например:
песни – диалоги между детьми («Лисичка», «Два утенка» из сборника Е. Попляновой),
хороводные песни с движением,
песни – инсценировки с движением под музыку («Сороконожки», «Кастрюля – хитрюля», «Медвежата» из сборника Е. Попляновой),
песни – игры с элементом импровизации.
Необходимо также включать в репертуар песни, изучение которых, помимо вокально-интонационных, игровых и исполнительских задач, преследует дидактические цели при проработке звуковысотных, ладовых и ритмических упражнений. Этим песням отводится важная роль в освоении музыкальной грамоты, так как они помогают детям овладеть ее основами на художественном материале.
Воспитание чувства метроритма
На начальном этапе музыкального воспитания уделяется большое внимание развитию у детей чувства метроритма. Работа эта начинается с первых уроков.
Ритм в музыке обладает большой выразительной силой, подчас более яркой, чем остальная музыкальная ткань. Поэтому чем раньше ребенок прочувствует и осознает ритмоинтонационные соотношения длительностей, тем больше вероятности в будущем быть ритмически более организованным в воспроизведении ритмического рисунка.
Дети должны научиться хорошо различать длительности, уметь их воспроизводить, проговаривая на ритмослоги, прохлопывая и простукивая. Причем, переход с одних длительностей на другие не должен вызывать у них затруднений. Желательно в такие упражнения вводить элементы игры. Учащиеся с большим удовольствием изображают бой часов. Сами выбирают персонажей для характеристики различных видов движения (бежит мышка, ходит мишка, крадется лисичка), изображают их в игре, рисуют. Большую роль играет использование шумового оркестра, что во многом оживляет и разнообразит урок.
После того, как накоплены первые слуховые впечатления, освоены простейшие ритмические формулы (чередование четвертных и восьмых длительностей), можно переходить к их графическому изображению.
В целях быстрого запоминания графического образа конкретных метроритмических формул необходимо активно использовать на уроке наглядные пособия, такие, как карточки и разного рода таблицы. В упражнениях по метроритму лучше опираться на знакомый песенный материал. Задания должны подаваться в образно – игровой форме. Например, такты – это «домики – квартиры», в каждую из которых надо «поселить» равное количество «жильцов» - долей, причем первой заселяется сильная, ударная доля. Тут преподавателю предоставляется простор для фантазии, возможность самому решать, с помощью каких образов ярче и занимательней раскрыть ту или иную тему.
«Развязывание ритма» можно начинать с двигательных импровизаций. Слушая музыку и текст песен, ребенок начинает воспроизводить их в движении (нужных временных соотношениях). Определение «шага» (самостоятельной единицы движения) зависит от характера музыки, ее темпа, пульсации долей.
Представление о четвертных длительностях ассоциируется с шагом, о восьмых — с бегом, о половинных— c остановкой.
Вначале сопоставляются четвертные и восьмые длительности, позднее вводятся половинные как остановка в конце музыкальных фраз.
Освоению метроритмической структуры на начальном этапе обучения способствует применение речевых упражнений (декламационный материал): произнесение коротких стишков в определенном ритме, а также двух – трехслоговые слова, имена детей, тексты знакомых песенок, попевок.
Осваивая двух- и трехдольные метры через шаги и хлопки, различные ритмоструктуры, дети приобретают навык мышечного восприятия и удержания в сознании равномерной пульсации долей.
На уроках преподаватель, ставя задачу освоения длительностей ритмического рисунка, размеров, неразрывно связывает данную работу с формированием звуковысотных и ладовых представлений.
Для развития у детей ритмической памяти следует прохлопывать в ладоши ритм короткой музыкальной фразы, исполненной преподавателем голосом или на фортепиано (игра «Ритмическое эхо»). При этом можно и нужно использовать детские ударные инструменты (бубен, барабан и др.).
В работе над развитием чувства ритма важную роль играют творческие задания. Дети импровизируют ритмические движения под музыку, изображая зверей, птиц, создают на литературный текст короткие ритмические рисунки, прохлопывая их в ладоши с одновременным произнесением слов нараспев или с проигрыванием на детских ударных инструментах.
После определения размеров 2/4 и 3/4 на основе интуитивно выработанных ощущений сильных долей дети осваивают прием дирижирования на 2/4 и на 3/4 на различных музыкальных примерах и песнях (третий год обучения).
По мере освоения длительностей на слух дети знакомятся с записью ритмического рисунка в виде условных обозначений (палочки различной длины, магнитики разных цветов и размеров в зависимости от длительности и др.). Песни, используемые для этой цели, могут быть знакомыми и незнакомыми. Данная работа проводится, как правило, со II четверти первого года обучения.
Одновременно выполняется самостоятельная запись детьми в тетрадях коротких ритмических рисунков знакомых попевок и песенок «палочками» на одной линейке. Дети пропевают мелодии про себя, одновременно записывая. Подобная запись способствует выработке умения быстро оформлять ритмический рисунок, что очень важно для подготовки записи диктантов (сольфеджио в четвертом классе).
Для усвоения взаимосвязи между метром и ритмом даются следующие упражнения: дети пропевают мажорные звукоряды разными длительностями, одновременно отмечая метрические доли легким ударом пальцем по столу. Это наглядно показывает, что четверть длится одну долю, восьмые выполняются по две на каждую долю, а половинная тянется две доли.
После того как освоено чтение по нотам знакомых песен, педагог объясняет значение тактовой черты как промежутка между двумя сильными долями и сам проставляет на доске такты, попутно фиксируя внимание детей на сильных долях.
Руководствуясь приобретенными сведениями в области музыкальной грамоты и закрепив слуховые навыки, дети к концу обучения легко читают с листа незнакомые мелодии в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Теоретические сведения
Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки. В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления пройденного ранее.
Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально – слуховым опытом учащихся. Это особенно относится к учащимся младших классов, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале.
Теоретические знания необходимо подкреплять музыкальным материалом, так как органичная связь теоретических знаний с конкретным показом высокохудожественного музыкального материала способствует лучшему их усвоению, вызывает у учащихся живой интерес к предмету.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах
Детское музицирование - так можно назвать игру на детских музыкальных инструментах. Этому виду деятельности следует уделять особое внимание, он способствует повышению интереса к музыке, помогает преодолеть излишнюю застенчивость и скованность, подготавливает детей к обучению игре на фортепиано или любом другом инструменте.
Основу оркестра составляют ударно-шумовые инструменты. Использование инструментов с фиксированной высотой возможно лишь в том случае, если они держат строй, обладают эстетически приятной звучностью. Важен и привлекательный внешний вид инструментов.
Предлагаемый набор инструментов: бубны, деревянные палочки (или ложки), погремушки (или маракасы), треугольник.
Инструменты ударной группы - игра «Музыкальное эхо» - помогают развить метроритмическое чувство.
Инструменты струнной, духовой и ударной групп - игра «Угадайка» - помогают развить тембровый слух.
Инструменты - колокольчики, металлофон - игра «Угадайка» - помогают развить звуковысотный слух.
Пьесы для исполнения оркестром должны быть ритмически четкими и содержать контрастные части или фразы, динамические акценты. Преподаватель, продумывая инструментовку, должен исходить из выразительных особенностей пьесы, выделяя и подчеркивая в ней наиболее интересные и яркие моменты. Хорошо выученную и представляющую художественный интерес пьесу можно исполнить перед публикой (родителями, детьми на родительском собрании или концерте). Такое выступление и подготовка к нему воспитывают чувство ответственности, доставляют ребенку радость.
Игра в оркестре организует детей, вовлекает их в активное музицирование, воспитывает навык ансамблевого исполнения, развивает память, внимание, внутренний тембровый слух, чувство метроритма, чувство формы. Отдельные инструменты могут вводиться отдельно в различных формах занятий - пении, движениях, играх.
Основная форма работы с детскими музыкальными инструментами - ритмическое сопровождение исполняемой преподавателем на фортепиано пьесы. Задания, при этом, могут быть, следующие:
Выполнение одной группой инструментов равномерной пульсации, а другой - только сильные доли.
Выделение окончания разделов и всего произведения, концы фраз - одна группа инструментов выделяет последний аккорд всей пьесы, другая - конец первой части, третья - отмечает последние звуки в каждой фразе. (Задание помогает почувствовать структуру пьесы, развивает чувство формы, умение слушать «вперед»).
Выполнение ритмического рисунка пьесы:
приемом эхо» по фразам вслед за исполнением педагога;
во время исполнения пьесы (если она знакома, несколько раз прослушивалась);
по памяти или с частичным исполнением педагога (одну фразу играет преподаватель, следующую - по памяти - дети и т. д.) - упражнение для развития внутреннего слуха и памяти;
различными группами инструментов в соответствии с разученной партитурой. К составлению «партитуры» следует привлекать самих учащихся, которые в соответствии с характером звучания той или иной фразы должны выбрать соответствующую инструментовку. Упражнение развивает творческую инициативу, тембровый слух;
различными группами инструментов, каждой из которых поручается выполнение только определенных длительностей. Например: бубны вступают на половинные, погремушки - исполняют четверти, ложки - восьмые. Таким способом удобно выполнять ритмический рисунок знакомых песен, который предварительно обсуждается, записывается или поется на ритмические слоги.
Сопровождение исполнения знакомой песни или пьесы короткими ритмическими остинато. Ритмический рисунок для остинато прохлопывается преподавателем, придумывается одним из учащихся, исполняется по нотной записи. Мелодия песни может быть исполнена на металлофоне учащимся.
Сопровождение игры преподавателя различными длительностями в соответствии с указаниями, которые дает преподаватель непосредственно во время исполнения. За каждой группой инструментов предварительно закрепляются определенные длительности. Упражнение активизирует внимание, вырабатывает быстроту реакции, приучает чувствовать соотношение длительностей.
Выполнение ритмических «партитур» по нотной записи без сопровождения и с сопровождением. Каждая ритмическая фраза записывается на отдельной строчке и выполняется последовательно отдельными группами инструментов, после чего все ритмические рисунки исполняются одновременно.
Музицирование на детских инструментах не является самоцелью и не должно занимать много времени на уроке. Отдельные музыкальные инструменты можно и нужно использовать в других формах работы и музицирования - в пении, движении, играх.
Содержание предмета
Примерный учебно-тематический план
Предмет I класс II класс III класс
Слушание музыки 1 час 1 час 1 час
35 мин. 35 мин. 35 мин.
I класс
№ ТемаКол-во часов
Регистры, клавиатура, названия октав 2 ч
Жанры – песня, танец, марш3 ч
Лады – мажор и минор2 ч
Нотный стан, скрипичный ключ, ноты первой октавы 2 ч
Длительности нот – целая, половинная, четвертная, восьмая –
ο, , , 2 ч
Сильная и слабая доли, размеры - 2/4, 3/4 2 ч
Звукоряд, тональность До-мажор, Тоника, вводные ступени –II и VII ступени, полутон, тон 2 ч
Трезвучие, (четыре вида трезвучий – мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное – на слух) 2 ч
Знаки альтерации - диез, бемоль, бекар 2 ч
Такт, тактовая черта, знак - реприза 1 ч
Период, предложение, фраза 2 ч
Темпы – медленный, умеренный, быстрый 1 ч
Двухчастная форма – А, В 2 ч
Трехчастная форма – А, В, А 2 ч
Интервалы (на слух), (кроме 6 и 7) 4 ч
Динамические оттенки – пиано, форте, диминуэндо, крещендо 1 ч
Контрольные уроки 4 ч
Итого – 36 часов.
II класс№ ТемаКол-во часов
1 Трезвучие – определение, на слух четыре вида трезвучий (повторение и закрепление) 2 ч
2 Интервалы (все) – определение, ступеневая величина интервалов 9 ч
3 Гамма До-мажор, Тоника, Тоническое трезвучие, устойчивые и неустойчивые ступени в гамме (разрешение) 3 ч
4 Гамма Фа-мажор, Гамма Соль-мажор. Тетрахорд 3 ч
5 Параллельные тональности. Гаммы - Ля-минор, Ре-минор, Ми-минор 3 ч
6 Строение мажорной гаммы 3 ч
7 Строение минорной гаммы 3 ч
8 Квинтовый круг тональностей (порядок появления диезов и бемолей) 2 ч
9 Размер ¾, . 1 ч
10 Темпы – медленный, умеренный, быстрый (повторение) 1 ч
11 Форма рондо 2 ч
12 Контрольные уроки 4
Итого – 36 часов.
III класс
№ ТемаКол-во часов
1 Затакт - , 1 ч
2 Пунктирный ритм – (), . 4 ч
3 Транспонирование мелодий 2 ч
4 Размер 3/8 - 2 ч
5 Двухголосное пение – чтение с листа номеров 2 ч
6 800101714500 2 ч
7 Форма - вариации 1 ч
8 Тоника, Субдоминанта, доминанта. Гаммы – Ре-мажор, Си-минор, Си бемоль-мажор, Соль-минор 9 ч
9 Три вида минора – натуральный, гармонический, мелодический, (тетрахорд – повтор) 9 ч
10 Контрольные уроки 4 ч
Итого – 36 часов.
Данная программа написана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рабочих программ.
Методика программы апробирована на уроках «Слушание музыки» с учащимися общеэстетического отделении в течение пяти лет. На основании этой практики можно сделать вывод, что данная программа способствует развитию творческого потенциала и образного мышления детей, позволяет полнее раскрыться ребенку как личности, обогащает его духовный мир, и, способствует плавному переходу к осмысленному продолжению обучения по предмету «Сольфеджио» в четвертом классе общеэстетического отделения.
Учебно-методическое обеспечение программы
В процессе обучения используется дидактический материал в виде наглядных пособий, помогающих освоению программных требований –
схемы,
таблицы - «Звукоряд», «Столбица», «Лесенка»,
картинки,
карточки (нот, длительностей нот и пауз, мажора и минора, интервалов, знаков альтерации),
ритмоблоки,
инструменты шумового оркестра,
рабочие тетради с заданиями, творческие тетради
творческие задания.
Необходимое оборудование
видеомагнитофон,
музыкальный центр,
магнитофон, магнитная доска с нотами на магнитах,
фонохрестоматия.
Учебные пособия, снабженные методическими рекомендациями и сведениями о музыкальной грамоте
Андреева Н., Конорова Е. Первые шаги в музыке. - М.: Сов. комп., 1981.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. - М.: Сов. комп., 1985.
Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. - Л.: Сов. ком., 1988.
Барток Б. Детям 1-4 тетр., Микрокосмос 1-6 тетр. - М.: Музыка, 1980.
Бахмацкая О. Здравствуй, малыш, II вып. - М.: Сов.комп. 1975.
Бырченко Т.С песенкой по лесенке. - М.: Сов. комп., 1983.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 1986.
Взорова Т. Первые шаги маленького пианиста. - М.: Музыка, 1985.
Гринштейн К. Книжки-раскраски. (12). -Л.: Лалестро, 1991.
Гусельки. Песни, стихи, загадки для детей дошкольного возраста. - М.: 1986.
Игнатьев В., Игнатьева Л. Я музыкантом стать хочу. - Л.: Музыка, 1986.
Кабалевский Д. Фортепианные пьесы для детей. - М.: Музыка, 1980.
Кончаловская Н. Нотная азбука. Киев.: Музична Украина, 1984.
Королева Е.А. «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках», М, Гуманит. издат. центр Владос, 2001.
Косенко В. 24 детские пьесы для фортепиано. - М.: Музыка, 1986
Леденев Р. Музыкальные картинки. - М.: Музыка. 1986.
Лещинская И., Процкий В. Малыш за роялем. - М.: Сов. комп., 1986.
Ляховицкая С, Баренбойм Л. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих. I, II ч. Изд. 19-е. - Л.: Музыка, 1979.
Маршак С. и музыка для детей. Музыкальные сказки, песни и стихи в сопровождении фортепиано. - М., 1987.
Милич Б. Маленькому пианисту. - Киев: Музiчна Украiна, Милич Б. Фортепиано 1 кл. Изд. 11-е. - Киев.: Музiчна Украiна, 1985.
Музыкальная азбука. Н.Перунова. - Л.; Советский композитор, 1990.
Николаев Л. Детский альбом. - М.: Музыка, 1979.
Ну, погоди. Вып.5. - М., 1987.
Окунев Г. Радуга. Фортепианные пьесы для детей 1-7 кл. -Л.: Музыка, 1974
Прокофьев С. Детская музыка.
Раков Н. Детский альбом. - М.: Музыка, 1980.
Ройзман Л., Натансон В. Юный пианист. -М.: Музыка, 1985. Рощина Л., Натансон В. Фортепианная игра 1-2 кл. - М.: Музыка, 1986-87.
Сидельников Н. Саввушкина флейта. - М.: 1974.
Слонимский С. Детские пьесы для фортепиано. - М.: 1972.
Соколов М., Натансон В., Копчевский Н. Современный пианист. Изд. 3-е. - М.: Музыка, 1979.
Соколова Н. Ребенок за роялем. Изд. 2-е. - М.: Музыка 1983.
Сорокин К., Бакулев А. Калинка. Изд. 3. -М.: Музыка, 1987.
Тишенко Б. Погонщик ослов: Басня для фортепиано. - Л.: 1972.
Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. О. I, II ч. -М.: Сов. комп., 1987.
Хагагортян Э. Детский альбом. Т. 1. - М.: 1971.
Хереско Л. Музыкальные картинки. Л.: Музыка, 1980. III, Авторские альбомы
Чайковский П. Детский альбом.
Шостакович Д. Танцы кукол.
Обязательная литератураАбелян Л. Забавное сольфеджио – М., Советский композитор, 1985
Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М.: Кифара, 2002
Зебряк Т. Соль+Фа= Сольфеджио – М., Кифара, 2001
Кирюшин В. «Школа Кирюшина» - М., Музыкальная жизнь, 1996
Кончаловская Н. Нотная азбука – М., Малыш, 1976
Макаревич Г., Джанатова Н. Прописи по сольфеджио – М., «Ось-89», 1999
Поплянова Е. А мы на уроке играем – М., Новая школа, 1994
Солопанова О. До-ре-ми-фа-соленки – 1 часть – К., 1996
Методическая литератураКононова Н. Музыкально – дидактические игры для школьников – М., Просвещение, 1982
Котляревская – Крафт М. Москалькова Н., Батхан Л. Сольфеджио: учебное пособие для педагогов подготовительных отделений ДМШ – Л., Музыка, 1984
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио – М., 1975
Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио 1 класс – М., 1999
Список литературы
Абелян Л. Забавное сольфеджио. - М.: Сов. комп., 1985.
Алексеев А. О воспитании музыканта пианиста. Сов. музыка №2, 1980.
Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке, - М.: Сов.комп., 1981.
Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л.: Сов. ком., 1981.
Бинятян Н. Развитие навыков самостоятельной работы у начинающих. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып. 2. - М.: Музыка, 1965.
Благой Д. Композитор и педагог. Сб. статей «Вопросы фортепианной педагогики». Вып. 1. - М.: Муз-гиз, 1963.
Богино Г. Игры-задачи для начинающих музыкантов. -М.: Музыка, 1974.
Бырченко Т. С песенкой по лесенке. - М.: Сов. комп., 1983.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М.: Сов. комн., 1988.
Виноградова О. Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся пианистов. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып. 2. - М.: Москва, 1965.
Готлиб А. Первые уроки ансамбля. Сб. статей «Вопросы фортепианной педагогики». Вып. 3. - М.: Музыка, 1971.
Кирюшин В. Библиотека музыкального мира - Сказки. М.: Тритон, 1993.
Кленов Л. Там, где музыка живет. Изд. 3. - М.: Музыка, 1994.
Королева Е. Музыка в сказках, стихах, картинках. - М.: Просвещение, 1994.
Михайлова М. Развитие музыкальных способностей у детей. - Яр.: Академия развития, 1997.
Николаев А. Несколько слов о детском фортепианном репертуаре. Сб. статей «Вопросы фортепианной педагогики». - М.: Муз-гиз, 1963.
Родынова О. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. - М.: Гном-Пресс, 1999.
Савшииский С. Пианист и его работа. - Л.: Сов. комп.,
Смирнова Т. Фортепиано - интенсивный курс. - М.: Музыка, 1992.
Терликова Л. Методика обучения беглому чтению слиста. Метод, разр. МК РСФСР. - М., 1989.
Тимакин Е. Воспитание пианиста, - М.: Сов. комп. 1989. Тургенева Д. Начальный период обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1989.
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1984.
Приложение 1
Примерный календарно – тематический план
I класс (первое полугодие)
Воспитание музыкального восприятия (слуховой анализ)
Определение на слух и осознание:
Характера музыкального произведения, лада (мажор, минор), формы, темпа, динамических оттенков.
Различных мелодических оборотов, включающих в себя движение вверх и вниз, по звукам трезвучия, поступенные ходы, повторность звуков.
Мажорного, минорного, увеличенного и уменьшенного трезвучий в мелодическом и гармоническом виде.
Сильных и слабых долей в прослушанном произведении, мелодии (в размерах 2/4, 4/4).
Рекомендуемый музыкальный материал
П.И. Чайковский «Детский альбом»
Т. Бырченко «С песенкой по лесенке»
М. Андреева, Е. Конорова «Первые шаги в музыке»
А. Гречанинов «Детский альбом»
Д. Кабалевский «Клоуны», «Ежик», «Старинный танец»
М. Глинка «Марш Черномора», «Детская полька»
С. Майкапар «Эхо в горах», «Мотылек», «Полька»
Р. Шуман «Смелый наездник». «Кукушка 0 невидимка», «Игра в пятнашки»
Ф. Шуберт «Вальс»
Песни из детских мультипликационных фильмов композиторов – А. Островского, В. Шаинского, Ю. Чичкова, Е. Крылатова, Г. Гладкова и т.д.
Вокально-интонационные навыки
Правильное положение корпуса, спокойный без напряжения вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Выработка равномерного дыхания, умения постепенно его распределять на музыкальную фразу. Четкое произношение согласных в слове. Слуховое осознание чистой интонации.
Пение песен, попевок, упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением диапазона (на слоги, по столбице, с названием звуков)
Пение звукорядов от разных звуков вверх и вниз, гаммы До-мажор, тоники, тонического трезвучия, различной последовательностью ступеней.
Мажорного и минорного трезвучий от звука, двухголосных песен с использованием одного из голосов преподавателем (подготовка к двухголосному пению).
Пение несложных песен с текстом, с сопровождением и без него, выученных попевок от разных звуков, по нотам простейших мелодий и упражнений, включающих в себя поступенное движение вверх и вниз, повторяющиеся звуки, скачки на тонику, с названием нот, ритмослогов.
Воспитание чувства метроритма
Движения под музыку (бег, ходьба, прыжки, элементарные танцевальные движения)
Повторение данного ритмического рисунка на ритмослогиПростукивание ритмического рисунка исполненной мелодии, стишка, а также по записи (нотный текст, ритмические таблицы, карточки)
Узнавание мелодии по ритмическому рисунку
Проработка размеров 2/4, 4/4 и различных сочетаний длительностей в этих размерах
Паузы – целая, половинная, четвертная, восьмая
Исполнение простых ритмических остинато
Использование остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням, попевкам, упражнениям
Исполнение простейших ритмических партитур с сопровождением фортепиано и без него
Теоретические сведения
Понятия:
Высокие и низкие звуки
Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки
Устойчивость и неустойчивость
Тоника, тоническое трезвучие, аккорд
Мажор и минор
Тон, полутон
Скрипичный ключ
Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар.
Знакомство с клавиатурой и регистрами:
Названия звуков, нотный стан
Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей, тактовой черты)
Понятия: тактовая черта, сильная доля, пауза (целая, половинная, четвертная, восьмая)
Понятия: фраза, период, предложение; реприза; динамические оттенки; мелодия и аккомпанемент; кульминацияЗвукоряд, тональность До-мажор, вводные ступени, тоника
Проигрывание на фортепиано пройденных попевок, упражнений, песенок
Ритмические длительности: ο, , ,
Их сочетания в размерах – 2/4, 4/4
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах
Работа с ритмическими блоками в размерах 2/4, 4/4
Исполнение простых ритмических остинато
Использование остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням, попевкам, упражнениям
Исполнение простейших ритмических партитур с сопровождением фортепиано и без него
Игра в ансамбле – оркестр исполняет ритмическое остинато, оркестр делится на две группы – партии исполняются поочередно
Игра в ансамбле – двухголосные, трехголосные ритмические партитуры, каноны
Ритмическая импровизация с данными преподавателем ритмическими блоками
I полугодие
Месяц Воспитание музыкально
го восприятия (слуховой анализ) Вокально-интонационные навыки Воспитание чувства метроритма Теоретические сведения Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах
Сентябрь Определение в музыкальном произведении – настроения, регистров, жанров, сильной доли Песни, попевки, упражнения на двух – трех соседних звуках Длительности нот - ο,
, ,
Ритмослоги –
- ту-у,
- та,
- ти-ти
Ритмизация имен, слов
Три регистра
Три жанра
Знакомство с клавиатурой
Ноты первой октавы, скрипичный ключ
Определение сильной доли
Длительности нот - ο,
, , Работа с ритмическими блоками в сочетании
длительностей –
,
Формирование навыков игры в ансамбле – оркестр исполняет одну партию, аккомпанируя фортепиано
Октябрь Определение в музыкальном произведении – лада, настроения, характера, регистров, жанров,
сильной доли, динамических оттенков Пение попевок, упражнений по учебнику Калмыков – ФридкинПение звукорядов от разных звуков
Работа по столбице со звукорядами Ритмическая сетка
Ритмическая импровизация на основе четвертных и восьмых
Ритмизация имен, четверостиший Лады – мажор, минор
Три регистра
Три жанра
Ноты первой октавы
Звукоряд
Динамические оттенки – пиано, форте
Реприза - повторение Работа с ритмическими блоками в сочетании
длительностей –
,
Формирование навыков игры в ансамбле – оркестр исполняет одну партию, аккомпанируя фортепиано
Ноябрь Сильные и слабые доли в произведении
Музыкальный анализ произведений – форма, лад, жанр, регистр, динамические оттенки, характер
Четыре вида трезвучий
Интервалы – 1, 5, 8
Пение трезвучий от звука, игра на фортепиано
Пение попевок, упражнений по учебнику Калмыков – Фридкин - по фразам, по предложениям
Пение звукорядов от разных звуков
Целая – четыре шага – 1, 2, 3, 4
Ритмоблоки –




Ритмическое остинато
Ритмическая сетка
Ритм стихотворений, деление его на такты Интервалы – прима, квинта, октава
Трезвучие
Такт, тактовая черта
Размер 2/4
Динамические оттенки-крещендо, диминуэндо
Период, предложение, фраза Игра в ансамбле – оркестр делится на две группы, партии исполняются поочередно
Декабрь Музыкальный анализ произведений – форма, лад, жанр, регистр, динамические оттенки, характер
Четыре вида трезвучий
Интервалы – 1, 5, 8
Звук – интервал - аккорд Гамма До-мажор, тоника, тоническое трезвучие, работа по столбице, вводные ступени. Пение упражнений по учебнику Калмыков – Фридкин. Звукоряды от разных звуков
Трезвучия от разных звуков. Построение и пение полутонов и тонов, игра на фортепиано. Ритмическая сетка
Ритмическая импровизация
Ритмическое остинато
Ритмическая партитура
Ритмический рисунок стихотворений и деление его на такты, выделение сильной доли Тон, полутон
Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар
Гамма До-мажор, Тоника, Тоническое трезвучие, вводные ступени – II и VII Подготовка к выступлению на родительском собрании