Рабочая программа по естествознанию для СПО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»



УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО «Павлово-Посадский
промышленно-экономический техникум»
__________________________Е. И. Волкова
«_____»____________________201____г.











рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
естествознание
Специальность 38.02.07 Банковское дело






















Г. Павловский Посад, 2014г.

Рабочая программа дисциплины Естествознание по специальности 38.02.07. Банковское дело разработана на основе примерной программы по дисциплине Естествознание, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» «10» апреля 2008г.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум».


Разработчик: Полякова О. Б., преподаватель первой квалификационной категории




Рассмотрена цикловой методической комиссией
общих естественнонаучных и математических дисциплин

Председатель _____________ Позднякова Г.Е.
Протокол № _____ от «____» _____________ 20___г.



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации учебной дисциплины

9

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

9



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Естествознание
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: естественно-научный метод познания, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
- вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;
уметь:
- приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
- выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
- работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 99 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов; практических занятий 4 часа; самостоятельной работы обучающегося 33 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
99

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
66

в том числе:


Лабораторные и практические занятия
4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
33

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Естествознание
Наименования
разделов и тем.
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень
освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Химия с элементами экологии
43


Тема 1.1. Вода, растворы.
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.
Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.
8
1


Практическая работа.
№1. Очистка загрязненной воды.
№2. Устранение жесткости воды.
2
2


Самостоятельная работа. Подготовка рефератов на тему:
- Вода-источник жизни.
- Роль воды для человека.

5
3

Тема 1.2. Химические процессы в атмосфере.
Химические процессы в атмосфере
Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и его источники. Озоновые дыры.
Кислотные дожди. Кислоты и щелочи. Показатель кислотности растворов рН.

8
1


Самостоятельная работа. Подготовка рефератов на тему:
Влияние хозяйственной деятельности человека на климат Земли.
Составление схемы круговорота воды в природе.

6
3

Тема 1.3. Химия и организм человека.
Химические элементы в организме человека. Органические и неор-ганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: бел-ки, углеводы, жиры, витамины. Строение белковых молекул. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме, холестерин.
Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.
9
1


Самостоятельная работа.
Подготовка рефератов на тему:
- Нормы здорового питания.
-Роль витаминов для организма человека.
Составление таблицы: Основные витамины, влияние на здоровье человека.

5
3

Раздел 2.
Биология с элементами экологии.
53


Тема 2.1. Наиболее общие представления о жизни.
Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.
Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации.
Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.
11
1


Самостоятельная работа.
Подготовка презентаций по теме: ДНК-носитель наследственной информации.

6
3

Тема 2.2.
Организм человека и основные направления его жизнедеятельности.
Ткани, органы и системы органов человека.
Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедея-тельности организма. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Система пищеварительных органов. Предупреждение пищевых отравлений – брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм.
Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыха-ния. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска.
Движение. Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система. Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний.
Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструация и поллюция. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
18
1


Практическая работа.
№3. Рассматривание клеток растений и животных в микроскоп.
№4. Действие слюны на крахмал.
2
2


Самостоятельная работа.
Подготовка рефератов по теме:
Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.
3
3

Тема 2.3.Человек и окружающая среда.

Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость эко-систем.
Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения). Рациональное природопользование.

4

1


Экскурсия. Антропогенное воздействие на окружающую среду.
1
2


Самостоятельная работа.
Подготовка рефератов по теме: Антропогенное воздействие на окружающую среду в Павлово-Посадском районе.

3
3


Зачетное занятие.
1
3


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия в учебном кабинете химии химической лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных и наглядных пособий.
- лабораторные приборы и оборудование;
-лабораторные столы;
- вытяжной шкаф;
- мойки;
- рН-метр;
- лабораторная посуда и химические реактивы.
Микроскопы и набор готовых микропрепаратов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
О. С. Габриэлян, И. Г. Остроумов Химия М.- «Академия», 2013
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учеб. Для общеобразовательных учреждений, базовый уровень. – М., «Просвещение», 2012 г. 192 с.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М., 2012.
Ю. И. Полянский. Общая биология. - М.,2012.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М., 2012.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 1011 кл. – М., 2012.
Дополнительная литература:
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2012.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2013.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2

Знания:
Смысл понятий: естественно-научный метод, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, эн-тропия, самоорганизация;
Вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;
Устные ответы, самостоятельная внеаудиторная работа.

Умения:
Приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
Устные ответы, тестирование, самостоятельная внеаудиторная работа.

Объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
Устные ответы, тестирование, самостоятельная внеаудиторная работа.

Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений.
Практическая работа.

Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.
Устные ответы.

Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
Внеаудиторная самостоятельная работа, практические работы.

Использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, представления ее в различных формах.
Внеаудиторная самостоятельная работа, практические работы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, осознанных личных действий по охране окружающей среды.


Внеаудиторная самостоятельная работа, практические работы.





















13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 615