Презентация для специалистов помогающих профессий на тему: Здоровьесберегающие технологии: профилактика эмоционального, профессионального выгорания.


Здоровьесберегающие технологии: профилактика эмоционального, профессионального выгоранияГБУ ГППЦ ДОгМТО ЛианозовскоеПедагог-психолог Юдин М.Г. Предисловие На всех, кто работает с людьми, да ещё в режиме внешнего и внутреннего контроля, и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных им людей: клиентов, учащихся, сотрудников. Особенно высока ответственность за здоровье и жизнь человека. Плата высока — НЕРВНОЕ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ. Симптомы эмоционального выгоранияПервая стадия - приглушаются эмоции, сглаживается острота чувств и свежесть переживаний. Вроде все нормально, но... скучно и пусто на душе. Затем человек перестает получать положительные ощущения от общения с природой. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи. Даже любимая раньше еда становится невкусной и пресной. Симптомы эмоционального выгоранияВторая стадия - возникновение недоразумений с клиентами. Вначале они скрытые. Начавший «выгорать» профессионал лишь в кругу своих коллег с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о некоторых своих клиентах. В последующем неприязнь к клиенту проявляется уже в его присутствии. Сначала - с трудом сдерживаемая антипатия, далее «тормоза ослабевают» и раздражение выплескивается непосредственно на голову озадаченного клиента. Подобное поведение профессионала из сферы обслуживания нередко бывает лишь проявлением инстинкта самосохранения при потерях энергии, превышающих безопасный для организма уровень. Симптомы эмоционального выгоранияТретья стадия - притупляются представления индивида о ценностях жизни. Эмоциональное отношение человека к миру упрощается, и он становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза полностью теряют блеск интереса к чему-либо. Он холоден, безразличен. Фактор развития профессионального выгоранияличностный тип, которому характерны две основные особенности: чрезвычайно высокая соревновательность и постоянное ощущение цейтнота. Подобные люди амбициозны, агрессивны, стремятся к достижениям, загоняя при этом себя в жесткие временные рамки.личностный тип, которому характерны две основные особенности: чрезвы­чайно высокая соревновательность и постоянное ощущение цейтно­та (поведение типа А). Подобные люди амбициозны, агрессивны, стремятся к достиже­ниям, загоняя при этом себя в жесткие временные рамки. Таблица причинно-следственной связи при профессиональном выгорании{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Причины профессионального выгоранияСледствие профессионального выгоранияЭмоциональные переживания, сопереживания, эмпатийность, эмоциональное присоединение.Ухудшение настроения, неосознанное беспокойство, раздраженность, повышенная конфликтность; Появление безразличия и апатии, вялость, слабость, блокировка деятельности;Различные боли соматического плана.Перенос проблемы клиента на биоэнергетическом и энергоинформационном уровнях.Появление тяжести или дискомфорта внутри тела специалиста;Угнетение работоспособности, появление ощущения разбитости;Боли в наиболее предрасположенном к заболеванию органе (головные, сердечные, желудочные боли);При крепком здоровье повышается мышечный тонус, прежде всего мышцы шейно-плечевого пояса.Наличие раппорта(присоединения по позе и жестам, поддержание у себя «открытой позы», дистанционного присоединения, присоединения по ритмике и дыханию).Появляются признаки проявления психологической проблемы, которые свойственны клиенту (психологические, психосоматические отклонения различного характера).Применение приемов психологической защиты.Ощущения внутреннего утомления, моральной усталости, а при появлении нервно-психической неустойчивости - повышается нервозность, становиться изменчивым настроение.Нахождение клиента в зоне позитивного восприятия бессознательного специалиста.Те же изменения, как при переносе проблемы в раппорте, но при этом менее выражена яркость и сила проявлений. Оздоровительная минуткаЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ЗА 1 МИНУТУ?- Попросить прощения у тех кто рядом;- Сказать много добрых слов ближнему;- Осознать нехорошую мысль и не дать ей главенствовать над собой;- Подышать медленно выдыхая;- Потянуться, улучшить кровообращение;- Сесть ровно, выпрямив голову и спину;- Прочитать краткую молитву;- Сделать 1-2 упражнения, осознав их значение для здоровья. Что мешает нам работать над собой? Какое качество помогает нам работать над собой? Дыхание – постоянный источник здоровьяПравильное дыхание улучшает пищеварение;Стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы;Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью;Замедляя частоту дыхания, мы накапливаем силы, регулируем кровяное давление, работу внутренних органов. Правила выполнения дыхательных упражненийВыполняйте упражнения в проветренном помещении, или на свежем воздухе;Предварительно очистите носоглотку, кишечник и мочевой пузырь;Потянитесь и начните с энергичного выдоха;Не напрягайте мышцы лица, ноздрей и всего тела;Выдох должен быть в полтора-два раза длиннее вдоха. Схема дыхания (один цикл)Лежа на спине, ноги согните в коленях, ладони положите на живот. После полного выдоха сделайте вдох через нос, медленно выпячивая живот. Грудная клетка при этом остаётся в том же положении, не поднимается и не расширяется (1-4, 5-6 пауза).Медленно сделайте длинный выдох через нос с лёгким втягиванием живота (1-6, 7-8 пауза) Частота дыхыния у детей разного возраста{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}возрастЧастота дыхания в 1 минутуноворожденные40-60от 2 недель до 3 месяцев40-454-6 месяцев35-407-12 месяцев30-352-3 года25-305-6 летоколо 2510-12 лет20-22 Чаще улыбайтесь, радуйтесь!Искренняя улыбка с позитивной эмоцией – это положительный импульс для головного мозга.Мрачное, сердитое или недовольное выражение лица вызывает напряжение лицевых мышц, что может способствовать появлению спазмов сосудов головного мозга и появлению головной боли. Медитация прощенияВыберите человека, по отношению к которому вы будете стирать мыслеформу ваших негативных переживаний. Например, ваш отец.Начинайте мысленно многократно подряд повторять фразу:"С любовью и благодарностью я прощаю моего отца и принимаю его таким, каким его создал Бог (или: и принимаю его таким, какой он есть). Я прошу прощения у моего отца за мои негативные мысли, эмоции и поступки по отношению к нему» Слова поступки, слова заботыЗдравствуйте;Добрый день;Пожалуйста;Спасибо;Как Вы себя чувствуете?Я Вас рад видеть!Разрешите Вам помочь?Мир и любовь Вам! Упражнение «Доброе слово»Сидя за партой, на диване, на полу два человека поворачиваются друг к другу лицом, соприкасаются ладонями, смотрят друг на друга и говорят добрые слова.Искренне проникнитесь желанием найти в своём сердце несколько тёплых слов. Как сидеть за столом?Вспомните позу отличника?А теперь попробуйте сесть следующим образом: руки свободно лежат на парте, голова и позвоночник находятся на одной прямой линии (сначала 20-30 секунд каждый час). Этим вы поможете себе улучшить кровоснабжение головного мозга и выработать хорошую осанку, укрепите мышцы живота и спины, выработаете мышечный каркас. Как правильно стоять?Стопы параллельны друг другу. Расстояние между ними удобное для вас (например на ширине плеч).в этом положении живот втягивается, грудная клетка выдвигается вперёд, мышцы бёдер сокращаются, таз как бы расширяется, устойчивость всего тела улучшается, позвоночник не устаёт. Потягивание Стоя или сидя за столом;Ноги поставить вертикально к полу;Спина прямая, руки опустить;Успокоить дыхание, сделать спокойный вдох и удлинённый выдох;Плавно поднимите руки вверх, держа их параллельно, дыхание произвольно.Внимание сосредоточить на том, как всё туловище тянется;Зафиксировать 5-6 секунд и медленно опустить руки;Расслабиться, сделать 2-3 цикла дыхания, удлиняя выдох. РастягиваниеТо же, что в упр.1, только руки тянете в стороны;Руки параллельно полу и вытянуты на прямой линии с плечевым поясом ладонями вниз, пальцы вместе;Фиксируете 5-6 секунд и медленно опускаете руки; расслабьтесь 2-3 цикла дыхания. Упражнение «Стульчик»Прислонитесь спиной к ровной поверхности (стена, дверь);Медленно опускаясь вниз, образуйте «стульчик»При этом, стопы вместе, бёдра горизонтально полу, голени вертикально полу.Голова, спина, таз – прижаты к стенке, руки вытянуты вперёд. Начинайте с 5 секунд, постепенно увеличивайте до 1 минуты. Психологическая защита специалиста во время проф. деятельностиПриём №1. Эмоционально-образная защита:Представьте в своем воображении защитную стену, разделяющую Вас и объект, провоцирующий возникновение у Вас ненужной реакции. Чем ярче и реальнее представлена «защита», тем выше вероятность Вашей спокойной реакции. Защитную стену целесообразно представлять толстой и прозрачной, высокой и широкой, с полной уверенностью, что ее нельзя ничем разрушить. Психологическая защита специалиста во время проф. деятельностиПриём №2.Уменьшите в своем воображении объект раздражения, или представьте, что Вы смотрите на него сверху. «Взгляд сверху» защитит и скроет при необходимости нежелательную эмоциональную реакцию Психологическая защита специалиста во время проф. деятельностиПриём №3Представьте себя находящимся в прозрачной пирамиде с неразрушимыми, но пропускающими звук стенками. Работая с проблемным клиентом, периодически, по мере интуитивно понимаемой Вами необходимости, обновляете созданный образ, фиксируя его повторно в своем воображении.Пирамиду, в своем воображении, располагайте повыше за собой, над своей головой. При систематическом обновлении образа, умозрительно представляйте, каким из этой пирамиды видится Вам клиент. Психологическая защита специалиста во время проф. деятельностиПриём №4.Представьте своего клиента, находящегося на экране телевизора. Этот прием используется только при речевых стратегиях, когда Вы выслушиваете проблемного клиента и защищаетесь от эмпатийного переноса. Психологическая защита специалиста во время проф. деят-тиПриём №5. Работа со ртом.В условиях монолога со стороны клиента, для защиты от эмпатийного переносаСуть его заключается в Вашей фиксации на особенностях работы рта клиента во время его речи. Вы рассматриваете, как открывается рот, что делают губы, как видны зубы и язык.Это обеспечивает полное сохранение раппорта, аналитическую деятельность специалиста с содержанием сообщений и одновременно защищает эмоциональную сферу психолога от повреждений, возникающих вследствие переноса, при высокой эмпатийности ЗАКЛЮЧЕНИЕПроводя приёмы психологической защиты, и регулярно выполняя оздоровительные минутки вы можете себе помочь при:Нарушении кровообращения головного мозга;Вегетососудистой дистонии;Остеохондрозе;Запорах;Бессоннице;Истощении нервной системы;Гормональных расстройствах;Заболеваниях женских органов и т.д. Источники:МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ.  ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МЧС РОССИИ» МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ.СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА СПИСОК ИСТОЧНИКОВМИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МЧС РОССИИ»МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО.ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ.АМОСКВА - 2005