Использование цифровых ресурсов в обучении немецкому языку


Использование возможностей цифровых образовательных ресурсов вобучении немецкому языку
Петрикеев С.И. ,учитель МБОУ СОШ №55 г. Воронеж
«Язык иной страны-к познанью мира верная дорога. Владей им ,помни, что в начале было Слово» .Этими словами своего преподавателя начинаю всегда в любом классе первый урок нового учебного года. Язык, данный человек-это дар ,способный изменить и самого человека, и мир. Язык достоин того, чтобы его ценили, любили и берегли : он наш кормилец и воспитатель , политик и ученый и наш величайший посредник в мире проблем и контактов.
Современные информационные технологии позволяют иностранный язык изучать эффективнее и быстрее. Педагогов нашей школы цифровые образовательные ресурсы привлекают своей насыщенностью и мобильностью: обилие разноуровневых упражнений, тестов, тем, материалов для всех возрастных групп и видов речевой деятельности. В основном все цифровые ресурсы наших педагогов аутентичны. Мы подписываемся на такие у своих зарубежных коллег. Эти ресурсы соответствуют современной стратегии Европейской системы обучения иностранным языкам : «читаю и понимаю», «слушаю и размышляю», «вижу и называю», « думаю и говорю».
Использование ИКТ предусматривает совершенствование и выравнивание предметных и метапредметных компетенций у учащихся: коммуникативной, языковой, страноведческий, интегративно-информационной, специальной. Условиями эффективного методического сопровождения внедрения новых технологий являются в первую очередь наличие информационного банка учебных материалов. На 8 съемных носителях у нас более 4тысяч видеофрагментов для всех классов и по всем темам и свыше 30 CD-тренажеров по лексике, грамматике ,фонетике, страноведению . Этот банк информации распределен по всем видам речевой деятельности и ранжирован по возрастным группам и изучаемой тематике. Наша система использования цифровых ресурсов предусматривает их систематическое использование на каждом уроке и обязательный тренинг по ссылкам дома и демонстрацию приобретенных знаний на уроке .
Методические рекомендации для учителей предусматривают:
- цифровые образовательные технологии должны соответствовать возрасту и иллюстрировать изучаемый материал,
-использованию ИКТ предшествует структурная разгрузка видеофрагмента и работа над его лексикой,
- семантизация и проговаривание значимых структур,
-освоение содержания с помощью вопросов по объектам и событиям,
-обязательная постановка целей перед первым и вторым просмотром: вспомнить и назвать объекты, назвать лица и их действия ,постараться вспомнить самые значимые реплики. В отдельных случаях можно предложить перечислить услышанные глаголы, существительные, прилагательны или знакомые словосочетания .Наши постоянные партнеры по Интернету“ARD-Tagesschau“, „Studiogast“ „ZDF-„Wetten ,dass“ ,“Tagesthemen“, „Bayerischer Rundfunk“,“ DW“ „Deutsch lernen mit Video“, „Hallo aus Berlin“, „Wissen sagt Ah !“,Focus online“,“Abcgermanika“,“ DaF „ „Bernd Zische“, „Ein Ticket nach Berlin“, „Jojo sucht das Glück“,“ Kinderlieder zum Mitsingen“ представляют весь спектр социально-культурной и коммуникативной тематики . Ролики Бернда Цише можно использовать со 2 класса по 11 класс. Они рассматривают один лексический или грамматический пример, включающий в себя 7-10 фраз за 2 минуты звучания.
Медиапакеты «Tell me More“ и „Teach Pro“ охватывает все уровни обучения и большинство изучаемых тем. Они позволяют развивать навыки аудирования и чтения, построения предложений, тренируют лексику в игровых упражнениях и тестах с пропусками. Позволяют ученику вести диалог с компьютером. Особенно эффективны в условиях компьютерного класса, когда может задействовать всю группу фронтально.
Для младшей ступени собрано много игровых и музыкальных сюжетов по детскому социуму: семья и животные, самые важные глаголы и прилагательные, 60 песен на любой вкус, программы по словообразованию и грамматически комментарии.-Это канал «Abcgermanika“.
Для средней ступени обучения эффективны подписки «Немецкий с видео» ,»Привет из Берлина» ,объединенные микросюжетами школьной и бытовой тематики . Особо следует отметить «Аудиотренер» от немецкой волны и „Assimili“ , включающие в себя основные структуры немецкого языка- их целесообразно использовать как постоянный повторительный ресурс в каждом классе. Каждая реплика интонируется мужским и женским голосом, звучит 4 минуты и может даваться как домашнее задание .Больше всего простора для страноведения. На любой вкус и возраст: лучшие туристические маршруты, что празднуют немцы, какими смешными могут быть названия населенных пунктов , как пекут хлеб и делают конфеты .
Для старшеклассников интересен ресурс « Цитаты для размышления» На основе афоризмов и высказываний великих учимся правильно писать, читать и говорить, Используем на каждом уроке. Материал очень востребован детьми : дружба, смысл жизни, любовь, мудрость. Цитаты помогают тренировать детей в обратном переводе и из-за своей лаконичности стимулируют самостоятельное овладение информацией.
Для совершенствования навыков чтения полезно погрузиться в ресурс «Немецкой Волны» « Медленно проговариваемые новости», где глядя на текст можно подкорректировать навыки чтения старшеклассников .С помощью цифровых технологий у учителя всегда есть возможность сказать и показать новое. А это всегда повод для общения. И нашим непременным условием для общения являются 5 фраз, которые дети берут себе на вооружение из просмотренного фрагмента . Ими мы развиваем как иностранный язык, так и обогащаем свой интеллектуальный багаж и имеем право сказать :»Мы языку спасибо говорим :мы им живем, им мыслим, им творим !»
Литература :«Berlin ,Berlin „ Klett“.Мюнхен, 2013г.
Netzwerk DaF Langenscheidt Вюрцбург, 2012г.
Мильруд Р.П.»Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ» ,Москва 2000г.