Работа над полифонией в классе фортепиано


Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств городского округа Эгвекинот»
Открытый урок: «Работа над полифонией в классе фортепиано»
Выполнила: преподаватель по
классу фортепиано
Платонова Людмила Викторовна
Работа над полифонией в классе фортепиано Открытый урок
Тема урока: Работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.Цель урока: Технические способы изучения полифонических произведений на примере методико-исполнительского анализа маленькой прелюдии Фа-мажор И.С. Баха.Ученица 4 класса ...1. Организационная часть а) приветствие;  б) сообщение темы и задачи на текущий урок.2. Основная часть урока:а). Теоретическая часть;Для проведения урока использую компьюторные технологии (презентация фильма И.О. Бах  «Маленькие прелюдии».   Заметки педагога. Комментарии Заслуженного работника культуры РФ А.Л. Бурштейна.)  б). Маленькая прелюдия Фа мажор (№ 9 из 12мал. прел).3. Заключительный этап.а) подведение итогов урока с выставлением оценки;б) домашнее задание.Основная часть урока.Теоретическая частьБах был одним из первых немецких композиторов, в творчестве которого нашла выражение новая  эпоха, характеризующая интересом к человеку, к человеческой личности. Это прежде всего видно в его темах - ярких, выразительных, насыщенных трепетными интонациями. Среди пьес, используемых в педагогической практике, сочинения И. С. Баха принадлежат к самой старинной музыке. К педагогическим сборникам Баха относятся  «Нотная тетрадь Анны  Магдалены Бах», «Маленькие прелюдия и фуги», «Инвенции и синфонии» (так Бах называл свои трёхголосные инвенции) «Маленькие прелюдия и фуги» давно заняли прочное место среди шедевров педагогического репертуара.Причина популярности сборника заключается в том, что замечательная красота музыки идёт здесь рука об руку с технической несложностью. Кроме того, «Маленькие прелюдия и фуги», несмотря на свой полифонический характер, в высшей степени доступны для детского уха, так как полифония сочетается  в них ясным гармоническим языком.Во многих клавирных сочинениях нашли отражения черты бытового музицирования  и круг образов, связанный с новым светским галантным стилем. Искусство галантного музицирования заключалось в тонких подвижных изменениях звуков, в мелодической выразительности.Богатство звуковых изменений вызывало у слушателей ассоциации с человеческой речью (один из современников Баха говорил: « нужно смотреть не на пёстрые ноты, а на говорящие звуки»). Интересно заметить, что самого Баха, по-видимому, очень занимала мысль о сравнении музыки с речью.Бах многократно подчёркивал необходимость певучего исполнения клавирной музыки. Вспомним его требование « добиться певучей игры», изложенное в заголовке инвенций. Певучая манера игры произведений Баха как раз свойственна нашей пианистической школе.Каким должно быть певучее исполнения? Слово певучесть понималась музыкантами впервой  половине 18 века, как справедливо замечает И. Маттесон: «лёгкость, ясность, приятность и текучесть». Особое внимание следует обратить на лёгкость - здесь подразумевается не легковесность содержания, а лёгкость движения.И.Н. Форкель - пропагандист баховской музыки, автор первой книге о Бахе (1802г), выделяет ясность (чёткость) в качестве одного из важнейших признаков мелодии. Правильное исполнение требует « высшей степени ясности в извлечении звуков и в произнесении слов»- то есть, он считает здесь очень важным правильное артикулирование мотивов и фраз.В своих предисловиях, в трактатах об искусстве игры на клавесине авторы, всегда, прежде всего, рекомендовали красоту, тонкость и точность. Сам Бах в своих усовершенствованиях инструментов стремился достичь не форсированной звучности, а тембра, гибкости, как только возможно. Вспомним, что говорили об игре самого Баха: « Когда он хотел выразить сильные аффекты, он это делал не так, как многие другие - путём преувеличенной силы удара - а …внутренними художественными средствами».При разучивании наиболее пригодными оказываются различные градации piano- с хорошим ощущением кончиков пальцев. При этом легче услышать каждый голос и не утомляет слух.Причина популярности сборника заключается в том, что «Маленькие прелюдии и фуги» в высшей степени доступны для детского уха т. к. полифония в них сочетается ясным гармоническим языком. Во многих клавирных сочинениях нашли отражения черты бытового музицирования круг образов, связанный с новым светским, галантным стилем. Искусство галантного музицирования заключалось в тонких подвижных звуков, в мелодической выразительности , причём, особенно важной считалось способность к изменению силы звука.Богатство звуковых изменений вызывало у слушателей ассоциации с человеческой речью. Наверно самого Баха очень занимала мысль о сравнении музыки с речью.Бах многократно подчёркивал необходимость певучего исполнения клавирной музыки. Это совсем не значит, что надо играть сплошным нерасчленённым легато или тяжёлым глубоким звуком.Начинаем  с небольшого экскурса в те времена, когда жил и творил Иоганн Себастьян Бах.Рассказываем об инструментах той эпохи, о звуковом извлечении. Поскольку И. Бах сам занимался своими детьми, то он записывал только ноты, украшения и не оставил никаких указаний по поводу динамики. Но когда мы смотрим в ноты , мы видим лиги, стаккато, tenuto.Ф. Бузони посвятил много внимания анализу форм, структуре каждого произведения, тем самым облегчив нам задачу в плане понимания стиля произведений И. Баха. Обязательно анализируем форму инвенции. Ученику важно понять, что тема – ядро всего произведения. Она может иногда прозвучать  тише остальных голосов, взависимости от динамического плана, но должна быть всегда выразительной и значительной. Пусть ученик выберет характер звучания.Преподаватель рассказывает об эпохе когда жил и творил Бах, об инструментах  того времени (клавесин, клавикорд, орган ), о составе симфонического оркестра. предлагает услышать в теме, в противосложении в секвенциях  оркестровые краски.
Ученица играет прелюдию наизусть. 
Обязательно анализируем форму прелюдии. Мы слышим небольшой  «кончерто гроссо», оркестровое «тутти» и солирующие инструменты.Тема изложена одноголосно в Фа мажоре. Ученица выбирает для темы в правой руке- гобой и для темы в левой руке- кларнет.Как справедливо сказал А.Л. Бурнштейн, она напоминает тему из маленькой прелюдии До мажор,  более спокойной и умиротворенной в сравнении с Фа мажор- ной прелюдией. В третьем такте слышны восходящие фанфарные мотивы. В пятом такте звучит соло в сопровождении 2-х голосия удивительной красоты.Вторая часть начинается с «тутти» в Ре миноре. Мы видим интересное движение в восходящих и нисходящих секвенциях, в неожиданных модуляциях, например ( в 17 такте слышим переход из ля мин в соль мин). Здесь звучит один из многочисленных символов Баха- символ жертвенности.Заключительная часть- торжество мажора. Н.Кувшинников в конце предлагает diminuendo, но характер звучания: синкопированный и пунктирный ритм ведет к финалу с усиленной энергией. Финал должен звучать ярко и празднично.Затем вернемся к теме. Когда ученица хорошо поняла и усвоила ее, нужно следить за тем, как первый вступивший, закончив тему, переходит к изложению противосложения.Педагог исполняет один голос, ученица- другой, следит за тем, как первый вступивший голос закончив тему, переходит к изложению противосложения. В данном  случае аккорды - это оркестровое  tutti. В третьем такте  хорошо  надо услышать задержания, которые являются  главным импульсом  развития. Задержание является одной из основ всей  баховской полифонии.  Нужно и важно поиграть с  остановками  на каждой четверти, чтобы убедиться - все ли голоса реально звучат.  Играем каждый голос отдельно, затем двумя руками 2голоса, которые потом  исполняются одной рукой. Важно ясно показать тембровое  различие между этими голосами. Нужно ощущать это различие в руке - поворот или наклон кисти  будет способствовать перенесению опоры на верхний или нижний голос.Как научить слышать многоголосную фактуру баховских произведений? С первых лет обучения педагог  должен основательно и последовательно на  изучении легких пьес из «Нотной тетради А.М.Бах» развивать понимание баховской мелодии, ее мотивной структуры, фортепианной инструментовки, ее многообразных соотношений с исполнением имитаций.Можно применить следующие схемы:1.В трехголосном изложении при исполнении выделяются forte                             а) верхний голос (остальные  mp)                             б) средний голос (остальные  mp)                             в)  нижний голос (остальные mp). 2. Один или два голоса играются педагогом, остальные - учеником.3. Все произведение играется в 4 руки на одном или 2-х роялях. Нижний голос  удваивается октавой.4. Иногда бывает полезно перенести все произведение в другой регистр на октаву выше. Во времена Баха каждый исполнитель по своему усмотрению мог делать такие переносы.Такие опыты очень освежают восприятие произведения и помогают найти новые выразительные стороны. Когда ученик вернется к прежней тесситуре, он найдет новые звуковые краски.Педагог предлагает сыграть прелюдию на октаву выше. Звучание совершенно другое - легкое, серебристо- рассыпчатоеЗаключительная часть.Подведение итогов урока:-оценка результатов работы ученика;-разбор допущенных ошибок  и анализ причин, их вызвавших;-разъяснение возможностей  применения полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности.Задание на дом: подробно изучить текст произведения, артикуляцию, характер темы и драматургию её в разных частях прелюдии.Услышать оркестровые краски в противосложении.Закрепить полученные знания, умения и навыки на уроке.Литература:И. Браудо Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.Н. Кувшинников  Маленькие прелюдия и фуги.Алексеев А. Методика обучения игры на фортепиано.И. Назаров Основы музыкально – исполнительской техники и метод её совершенствования.Владение современными образовательными технологиями и методиками.1.1. Использование преподавателем в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.В настоящее время в области начального  музыкального обучения существует две тенденции. Первая- связанная с разработкой новых методик и технологий   образовательного процесса- педагогическими инновациями.Вторая заключается в строгом следовании традиционным установкам. Очевидно, что в совершенствовании начального музыкального образования особое значение принадлежит обеим тенденциям, т. к. эффективность внедрения новшеств обусловлена обязательным учетом накопленного педагогического опыта.В отечественной педагогике музыкального образования во второй половине  20- века хорошо известны книги Баренбойма , Артоболевской, Милича и др.Инновационным подходом   можно считать методику дошкольного музыкального развития детей – Т.Гальпериной «За роялем без слез, или Я  – детский педагог» и авторскую школу игры на фортепиано «Рождение игрушки» А. Мыльникова,  школу игры «Начинаю играть на рояле» Б. Березовского.На уроках фортепиано используются современные технологии:- игровые технологии;- развивающие технологии;- личностно-ориентированные технологии обучения;- информационные технологии;- компьютерные технологии.