Инновационные формы работы с девиантными подростками. Презентация


Инновационные формы работы с девиантными подростками.Профилактика правонарушений, суицида. Социальный педагог МАОУ СОШ № 9 г. Тамбова Васильева М. Г. . ПОВЕДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОЕ (от лат. delictum - проступок, англ. - delinqvency - правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Направления воспитательного воздействия на личность ребёнка По справедливому суждению В. А. Сластёнина, понятие «инновация» применительно к педагогическому процессу обозначает «введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося» [Сластёнин, 2004, с. 492].Однако, как полагают В.А. Сластёнин и Л.С. Подымова, наиболее распространена в деятельности образовательных учреждений не абсолютная, а относительная новизна, содержащая в себе слои нового и старого, но направленная на прогрессивные изменения [Сластёнин, Подымова, 1997]. Взаимодействие специалистов социально-медико-психолого-педагогической службы, занимающихся социальной коррекцией девиантного поведения подростков. Первый шаг в коррекционно-развивающей программе – формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими. Эмоциональный барьер – ситуация, когда человек не может реально совершать эффективные действия. Он либо находится в состоянии переживания, либо совершает ряд действий, основанием которых является эмоция, возникшая в результате неуспешного действия. Эмоциональный барьер может возникнуть как в общении, так и в индивидуальных действиях ребенка.Эмпатия – умение совместно радоваться успеху, огорчаться неудаче, ощущать общность и поддержку группы людей, близких тебе по духу и деятельности. Чтобы дети осознали свои эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, обиду т. д.), необходимо научить их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях. Т.е. у них необходимо выработать чувство эмпатии, способности к пониманию и сопереживанию эмоций других людей. Программа “Серпантин” разработана по методу психосинтеза Р. Ассаджиоли. В ней используются такие техники, как сказкотерпия, метафоры, дебаты и дискуссии, пантомима, психодрама, музыкотерапия, социоигровые упражнения и др. Предлагается синтез воздействия через различные виды искусств и создания условий для личного проживания подростками новой ситуации жизнедеятельности и ее осмысления. В.А. Сухомлинский: «Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу и в то же время не терпит, чтобы его воспитывали, не терпит той «оголенности» идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания». Искусство позволяет дать урок нравственности, не облечённый в форму поучительности. Различные варианты арт-терапевтических занятий. В структуре каждого арт-терапевтического занятия просматриваются две основные части. Одна невербальная, творческая. Основное средство самовыражения – цветной рисунок. Вторая часть – вербальная, когда каждый ребенок интерпретирует нарисованный объект, описывает возникшие у него ассоциации. Проект "СпАрт", автором которого является профессор В. И. Столяров, основанный на проведении Спартианских игр для подростков с девиантным поведением. Анализ результатов реализации проекта показал следующее. Если до эксперимента на свое положительное отношение к занятиям физическими упражнениями указывали 60 % мальчиков и 65 % девочек, то после эксперимента - 79 и 88 % соответственно. В психоэмоциональном состоянии исследуемых подростков количество тревожных и агрессивных мальчиков снизилось с 86 до 69 %, девочек - с 73 до 54 %. Существенно улучились показатели физической подготовленности подростков, участвовавших в эксперименте. М. А. Закирова "Как развернуть ежа". "… Трудный подросток напоминает раненого ежа. Активно пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех, в возможность изменить ситуацию к лучшему. «Принять, понять, помочь» - вот девиз педагогов, осуществляющих работу по оказанию психолого-педагогической поддержки, социальной помощи подросткам с девиантным поведением. …Педагог должен уметь заботиться о себе, оказывать поддержку и себе. Позитивный настрой, вера в результат, собственная уверенность помогает «крепко стоять в жизни на ногах и не дает упасть другому» («прыгнув в яму, вы не сможете помочь человеку выбраться оттуда»). После работы с подростком снимать негативную энергию, не оставлять в себе."