Методическая разработка урока по теме Определительные местоимения


Приложение 2.
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему «Определительные местоимения» (по программе под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта).
Цели урока:
Повторение усвоенных ранее разрядов местоимений.
Углубление понятия об изученных местоимениях.
Изучение нового разряда – определительные местоимения.
Формирование навыков творческого подхода к языку
Задачи урока:
Образовательные: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; сформировать умения и навыки нахождения определительных местоимений в тексте; сформировать понятие об определительных местоимениях, их значении, употреблении в речи; продолжить работу по формированию навыков и умений определять разряд местоимений.
Развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умения сравнивать, обобщать, делать выводы); продолжить работу по формирования орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.
Используемые учебники и учебные пособия: 
Учебник для общеобразовательных учреждений "Русский язык, 6 класс" под редакцией доктора педагогических наук М. М. Разумовской. Дрофа.
Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы/ Сост. Малюшкин А.Б. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
Оборудование урока: 
ЦОР: мультимедийный проектор, компьютер, презентация в программе «Power Point» (CD, раздел 1.1), раздаточный материал, доска.
Тип урока: комбинированный урок.
Используемые технологии: информационные, тестовые, игровые, здоровьесберегающие, технологии опорного конспекта, интегрированного обучения, дифференцированного обучения.
Словарная работа над языковыми терминами (разряды местоимений, морфологические признаки, синтаксическая роль, члены предложения) и над встречающимися орфограммами.
Ход урока.
Оргмомент.
Учитель стремится обеспечить  для обучающихся психологически комфортную  обстановку на уроке, дает возможность обучающимся быстро включиться    в деловой ритм. (урок сопровождает презентация, слайд № 1)
Актуализация опорных знаний. Целью этого этапа урока для учителя становится формирование у учащихся способностей к анализу, сравнению и оценки языковых фактов.
Сначала учитель проводит краткий фронтальный опрос изученного ранее теоретического материала.
После проводится тестовая работа (тесты проецируются на слайдах, слайды № 2-13). В качестве способа контроля используется тестирующая программа.
По окончании теста проецируется слайд с ответами (слайд № 14), учащиеся проверяют друг у друга работы (взаимопроверка), оценивают их. (0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «5-»; 2-4 ошибки – «4»; 5-6 ошибок – «3», более – «2»).
Объяснение нового материала. Целью данного этапа урока для учителя становится формирование умений и навыков нахождения определительных местоимений в тексте, формирование понятий об определительных местоимениях, их значении и употреблении  в речи. Учащиеся на данном этапе должны сформировать эти умения и навыки.
1 ученик под диктовку учителя записывает отрывок из басни И.А. Крылова:
«У всякого талант есть свой.
Но часто, на успех прельщаяся чужой,
Хватается за то иной,
В чем он совсем не годен...»
Учитель просит учащегося объяснить орфограммы, которые встретились в этом отрывке, пунктуацию, подчеркнуть как члены предложения уже известные местоимения, определить их разряд.
Потом учитель совместно с учениками выделяет оставшиеся местоимения (у всякого, свой, иной). После преподаватель объясняет, что эта группа местоимений и будет на уроке в центре внимания. Ученики записывают тему урока «Определительные местоимения». На слайде проецируется опорный конспект (слайд № 15).
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ.
САМ
САМЫЙ
ВЕСЬ
ВСЯКИЙ
КАЖДЫЙ
ЛЮБОЙ
ИНОЙ
ДРУГОЙ Могут указывать как на признак
(весь класс – какой?другой город – какой?),
так и на предмет
(спросили другого – кого?Помог каждому – кому?)Изменяются, как прилагательные –
по числам, падежам, родам.
В предложении могут быть определением
(В каждом (каком?) классе есть актив.),
подлежащим
(Все (кто?) хотели поехать в театр.),
дополнением
(У иных (у кого?) не было предложений),
могут входить в состав любого члена предложения
(Этот праздник был самым-самым - сказ.)
Ученикам учитель раздает аналогичный конспект, который они вклеивают в свой теоретический справочник.
После объяснения вновь возвращаемся к отрывку из басни, чтобы провести работу над определительными местоимениями – находим грамматическое значение, морфологические признаки, определяем их синтаксическую роль.
Физминутка. (слайд № 16) Данный этап урока помогает обучающимся расслабиться, раскрепоститься, получить эмоциональную разрядку.
Закрепление изученного материала. На данном этапе урока учитель ставит для себя цель научить находить в тексте определительные местоимения, использовать их в своей речи, уметь находить и использовать речевую информацию. Обучающиеся же должны научиться применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Учитель акцентирует, что непросто узнавать местоимения, особенно в текстах. Этому нужно учиться. Ученикам предлагается выполнить 675 упражнение. Задание: прочитайте текст; укажите определительные местоимения вместе с теми словами, от которых они зависят; определите их грамматическое значение, падеж, число и род этих местоимений, их синтаксическую роль. (Упражнение состоит из 3 частей, 3 ученика по очереди выполняют упражнение на доске).
После выполнения упражнения учитель делит класс на 3 команды, чтобы в игровой форме продолжить закрепление материала. Побеждает та команда, которая наиболее быстро и правильно выполнит следующие задания.
№ Вид работы + -
1 Составление пословицы 2 Упр. 676 3 Найди местоимения А. «Соберите» слова в предложение, являющееся пословицей. Определите разряд местоимения. Выполните синтаксический разбор предложения, объясните смысл пословицы. (слайд № 17)
ВСЯКИЙ, РАД, ПРАЗ…НИК, ДУША. (Всякая душа празднику рада.)
Б. Творческое задание (упражнение 676 – вставьте подходящие по смыслу определительные местоимения, подчеркните их как члены предложения). (слайд № 18)
В. Задание по слайду. (слайд № 19)
После учитель подводит итоги игры по оценочному листу, который выдали каждой команде.
Итоговое слово учителя.
Несмотря на то, что данный этап урока называется «итоговое слово учителя», предлагаю формулировать выводы урока, основываясь на диалоге с учащимися.
Учитель предлагает еще раз пройтись по опорному конспекту и сделать обобщение.
- с каким разрядом местоимений мы познакомились сегодня?
- какие характерные черты данного разряда вы запомнили?
- приведите примеры местоимений разных разрядов;
- что усвоено вами хорошо?
- над чем еще необходимо поработать?
7. Домашнее задание. (Слайд № 20) При выборе упражнений для домашнего задания учитель ставит перед собой задачи закрепить и систематизировать у обучающихся полученные на уроке знания, уметь правильно использовать местоимения как средства связи предложений и частей текста. Ученики при выполнении домашнего задания должны расширить круг используемых грамматических средств.
Необходимо выучить теорию по опорному конспекту. Письменное задание дифференцированное (ученики сами выбирают, что им по силам: 677 упражнение, где нужно составить 4 предложения с определительными местоимениями, написать их морфологические признаки и подчеркнуть как члены предложения, или написать лингвистическое сочинение об определительных местоимениях).
8.  Рефлексия. Учитель раздает карточки, на которых ученики подчеркивают то, что подходит для их ощущения.
1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересным / неинтересным
Выставление отметок за урок. Выставление следует сопровождать обязательным комментарием, похвалой.