Статья Формирование мотивации учения младших школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 городского округа город Шарья Костромской области











«Формирование мотивации учения
младших школьников»



Автор работы
Соболева Галина
Валентиновна
учитель начальных
классов











г. Шарья
Содержание

Введение . 3


Глава 1. Формирование мотивации учения школьников как актуальная психолого-педагогическая проблема 6

1.1.Педагогические условия, способствующие процессу формирования мотивации учения младших школьников 6

1.2.Формы и методы работы учителя по формированию мотивации учения младших школьников.. 16




Заключение 23


Список литературы ...24


















Введение.

Формирование мотивации учения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Проблема мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания и является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие и воспитание личности учащегося.
Формирование мотивации учения – это решение вопросов воспитания личности. Мотивы учения становятся достоянием личности, устойчивыми ее свойствами. Поэтому формирование мотивов учения является важным в развитии личности школьника, который знаменует собой начало качественной перестройки ценностно – смысловой сферы личности, в процессе чего школьник начинает оценивать себя как субъекта деятельности.
Отмечается, что дети первого класса с желанием идущие в школу, испытывают вскоре разочарование. Это происходит в связи с тем, что у многих детей несформирована мотивационная готовность к обучению в школе: готовность к принятию и осознанию себя в новой социальной роли – школьника; переход в новый социум – школьное пространство; к новому виду деятельности – учения. В результате возникает проблема формирования мотивации учения.
Исходным компонентом учебной деятельности является мотивация. Именно поэтому при организации учебной деятельности необходимо, прежде всего уделять внимание формированию учебных потребностей и мотивов.
Для того, чтобы учащийся по – настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Порой учитель так сосредоточен на проблеме передачи знаний, что у него «не доходят руки» до анализа и процесса формирования мотивации учения школьников.
Нужно также отметить, что при обучении младших школьников создаются не все условия, способствующие формированию и повышению мотивации учения, в результате чего возникает немотивированность учащихся не только в младших классах, но и в старших.
Т.о. важность решения проблемы мотивации учения определяется тем, что мотивация учения является необходимой для эффективного осуществления учебного процесса.
Эта проблема рассматривалась рядом психологов и педагогов уже давно и по сей день, она актуальна. Разработкой этой проблемы занимались такие психологи, как З.Фрейд, А. Маслоу, В.С.Мерлин, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Макклелланд, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Л.С.Славина, В.Г.Асеев и др. А также такие педагоги, как А.К.Маркова, М.В.Матюхина, В.Ф.Шаталов, Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, С.Н.Лысенкова и др.
В этой области достигнуто не мало успехов, но проблема ещё далека от разрешения: изменчивость, подвижность, разнообразие мотивов очень трудно свести к определённым структурам, однозначно определить способы управления ими. Очень мало уделено внимания совокупности педагогических факторов и методических приёмов, которые стимулируют учащихся к получению новых знаний, а также способствуют формированию положительной мотивации учения.
Всё выше сказанное позволяет определить проблему моей работы: создание педагогических условий и методических средств формирования мотивации учения младших школьников.
Цель работы: выявить и обосновать комплекс педагогических условий, способствующих формированию мотивации учения младших школьников.
Объект работы: процесс формирования мотивации учения учащихся
начальных классов.
Предмет работы: комплекс педагогических условий необходимых для формирования мотивов учения учеников младшего школьного возраста.
При выполнении работы были использованы совокупность взаимодополняющих методов:
метод анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
опросно-диагностические методы: анкетирование, тестирование, беседы с учащимися;
эмпирические: наблюдение, эксперимент;
методы обработки полученных данных: количественный и качественный их анализ;
анализ результатов практической деятельности учащихся.















Глава 1. Формирование мотивации учения школьников как актуальная психолого-педагогическая проблема.
1.1.Педагогические условия, способствующие процессу
формирования мотивации учения младших школьников.
Мотивационное обеспечение учебной деятельности является сложной проблемой, т.к. требует от учителя владение психологической грамотностью, глубокого понимания особенностей развития каждого ребенка, требует большой подготовительной работы к уроку и напряженного труда во время его проведения.
Для формирования мотивации учения младших школьников необходимо использовать комплекс педагогических условий. Наиболее значимыми, эффективными и наиболее доступными для учителя начальных классов являются следующие педагогические условия:
формирование мотивации учения младших школьников осознается педагогами как доминирующая цель;
понимание младшими школьниками социальной и личностной значимости учения;
созданы необходимые условия для реализации младшими школьниками познавательных потребностей.
Действенность и эффективность вышеперечисленных педагогических условий определяется их комплексностью.
Первое условие: осознание учителем формирования мотивации учения школьников как доминирующей цели своей педагогической деятельности.
Формирование положительной мотивации учения младших школьников является одной из множества педагогических задач, решаемых учителем в педагогическом процессе.
Осуществляя педагогическую деятельность, учитель решает данную педагогическую задачу поэтапно:
1) осознание и принятие учителем педагогической задачи формирования мотивации учения младших школьников;
2) разработка программы решения данной педагогической задачи;
3) реализация принятого решения;
4) анализ и оценка результатов решения педагогической задачи.
Успех решения любой педагогической задачи зависит, прежде всего, от того, принята она самим учителем или нет, составляет ли она для учителя смысл его профессиональной деятельности, видит ли он необходимость ее осуществления, представляет ли она для его личности интерес, наконец, испытывает ли учитель потребность в совершении необходимых педагогический действий.
Именно внутренние побуждения личности учителя, ее мотивы характеризуют определенные педагогические действия учителя по формированию мотивации учения младших школьников. От соответствия педагогических действий учителя мотивам их выполнения зависит результат решения данной педагогической задачи.
Таким образом, педагогическая задача, которая ставится перед учителем, должна привлекать его мысли, чувства, внутренние стремления, т.е. быть осознанной и принятой им.
Помимо мотивов педагогических действий, для осуществления их на должном уровне необходим еще и тот набор действенного инструментария, который называют способами, операциями, дидактическими навыками и умениями учителя.
Основные педагогические действия, которые могут быть использованы учителем, стремящимся проводить целенаправленную работу по формированию мотивации, могут быть следующие:
формировать у учащихся понимание целей и задач учения, их активное принятие для себя, самостоятельную постановку целей и задач учащимися, их формулирование;
обучать школьников умениям ставить промежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные учебные действия и их последовательность, преодолевать затруднения и помехи при их реализации;
обучать школьников приемам самоконтроля и адекватной самооценки;
формировать у школьников умение осознавать свои мотивы в учебной работе и делать обоснованный выбор.
Общий смысл программы формирования мотивации состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному, осознанному, ответственному.
Наличие у учителя специальных педагогических действий по формированию у школьников мотивации учения и связанного с ней умения учиться свидетельствует о психологической культуре урока и о педагогическом мастерстве учителя. Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно владеть умением квалифицированно планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией.
Обычно учителю легче планировать обучающие задачи, труднее намечать развивающие задачи, еще реже как особые развивающие задачи учителем планируются этапы формирования мотивации и ее видов. Заботясь о мотивировке обучения, учителю нужно ориентироваться не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и планировать те педагогические действия, которые будут способствовать формированию положительной мотивации учения.
Психологическое изучение и формирование мотивации учения имеет ряд этапов:
1.Изучение индивидуальных особенностей мотивации. Этот этап психологического изучения означает выявление фона, исходного уровня мотивации каждого ученика. Желательно выявить, что его побуждает, какие цели он умеет и предпочитает ставить, каковы его знания, умение учиться, перспективы в учении, отношение к учению.
2.Анализ причин снижения мотивации учения. Такими причинами могут быть несформированность самой мотивационной сферы, пробелы в знаниях, неразвитость учебной деятельности, низкая обучаемость.
3.Начало и ход формирования мотивации. Формирование мотивации осуществляется учителем в ходе организации учебной деятельности и включает в себя следующие виды воздействий:

актуализация уже сложившихся ранее у школьника позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушить, а укрепить и подержать;
создание условий (ситуаций, заданий, упражнений) для появления новых мотивационных установок и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.).
4.Оценка учителем эффективности своей работы по формированию своей мотивации. Результаты этой работы лучше всего оценивать по реальным поступкам учащихся, действенности их отношения к учению. На основе данных и выводов о результативности работы по формированию мотивации учитель ставит задачи дальнейшей учебно-воспитательной работы.
Т.о. педагогическая задача формирования мотивации учения заняла доминирующее место в системе других педагогических задач. Следует при анализе уроков, проведенных учителем давать характеристику работы учащихся (интерес, активность, увлеченность, эмоциональность и др.), и включать их в число показателей эффективности труда учителя и школьников.
Второе условие: понимание младшими школьниками социальной и личностной значимости учения.
Смысл учения - это внутреннее отношение школьника к учению, «прикладывание» школьником учения к себе, к своему опыту и к своей жизни. Понимание смысла учения, его личностной значимости не происходит «автоматически» в ходе усвоения знаний. Чтобы знания воспитывали, писал А.Н. Леонтьев, надо воспитать отношение к самим знаниям. Значит, желательно в ходе обучения сформировать у школьников активное внутреннее отношение к знаниям, к способам их приобретения.
Значимость учения для каждого школьника прямо опирается на систему идеалов, ценностей, которые он усваивает из своего окружения (общества в целом, семьи). В ходе обучения в школе смысл учения может претерпевать существенные изменения, и в этом велика роль учителя. Задача учителя состоит в том, чтобы в ряду наиболее ценных мотивов (социальным и познавательным) придать побудительную силу, сделать «смыслообразующими» а другим, не ценным (узколичным, отметочным) снизить значимость.
Учение для школьника имеет объективную значимость, которая опирается на нравственные ценности, принятые в социальном окружении и в семье данного ребенка (социальная), и субъективную значимость учения для себя (личностная). «В системе мотивов, - пишет Л. И. Божович, - побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способны определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса». У учащихся первых-вторых классов доминируют социальные мотивы: учение для них представляет социально значимую деятельность. Дети хотят выполнять такую деятельность, которая имела бы значение не только для них, но и для окружающих их взрослых. Смысл учения школьников первых-вторых классов заключается, прежде всего, не столько в приобретении знаний, сколько именно в выполнении самой деятельности как социально значимой.
Мотивы долга и ответственности первоначально не осознаются детьми, хотя реально этот мотив проявляется в добросовестном выполнении заданий учителя, в стремлении выполнять все его требования.
Ответственное отношение предполагает:
понимание социальной ценности учения, понимание, что образование - это не просто личное достояние, но, прежде всего достояние страны, что получение образования имеет государственное значение (младшие школьники редко указывают на этот мотив)

понимание ученического долга перед обществом, родителями, коллективом.
Однако одного понимания значимости учения еще далеко не достаточно. Ответственное отношение предполагает высокий уровень самоконтроля и самооценки. В связи с этим очень важно формировать умения организовать свою учебную деятельность, планировать ее, контролировать выполнение: не отвлекаться на уроке, доводить начатое дело до конца, самостоятельно выполнять задания, проявлять старательность и аккуратность при выполнении учебных заданий, активность на уроке и при подготовке к уроку; критически оценивать свое отношение к учению, свое поведение: относить свои ошибки и неудачи не за счет других людей, обстоятельств, а за счет своих личных особенностей.
Ответственное отношение к учению проявляется в умении школьника сознательно подчинять свои действия более важным целям и задачам, т. е. проявлять соподчинение мотивов.
Для сознания ребенка, обучающегося в начальной школе, наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы результат социальных влияний.
Школа и семья создают у ребенка определенную социальную установку, ребенок понимает, общественную значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, он хочет быть умным, культурным и развитым. Такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для учения.
Надо отметить, что мотивы самосовершенствования и самоопределения выступают для младшего школьника как «понимаемые» и связаны с далекими целями. Однако эта перспектива очень далекая, а младший школьник живет по преимуществу сегодняшним днем.
В связи с той значимостью, которую младшие школьники придают мотивам самоопределения (будущая профессия, продолжение образования) и самосовершенствования (быть умным, развитым, культурным), важно строить учебный процесс так, чтобы учащийся «видел» свое движение вперед, свое ежедневное обогащение знаниями, умениями, свое движение от незнания к знанию. Надо придать мотивам самоопределения и самосовершенствования личностный смысл, чтобы школьник установил связь между сегодняшним учением и своим будущим. Это возможно, если ученик отдает себе отчет в том, что он уже знает и чего еще не знает, чему еще надо научиться, о чем он узнает и чему научится, какими способами работы он уже овладел и какими предстоит овладеть на следующем уроке, в следующей четверти. В связи с этим первостепенное значение приобретает в учебном процессе четкая постановка на уроке ближних и дальних целей, учебных задач.
Учитель должен раскрыть объективную значимость (социальную) учебного материала, а затем постепенно перевести ее в значимость субъективную (личностную). Чтобы цель усвоения знаний была принята, стала намерением, необходимо участие школьника в постановке цели, анализе, обсуждении, осознании условий ее достижения. Осознанию учеником целей способствует четкая очерченность круга изучаемых вопросов, объема работы на урок, неделю, четверть. Это создает готовность ребенка к усвоению знаний и перспективу изучения определенной темы.
Как же обстоит дело с процессами целеполагания в младшем школьном возрасте? Постановка целей в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что ученик:
готов к принятию целей, заданных учителем;
учится определять важность и последовательность целей, как на уроке, так и при самостоятельной организации своего времени (при соблюдении режима домашних занятий);
может уже самостоятельно наметить систему промежуточных целей на пути к цели, поставленной учителем, например, может называть этапы своего решения задачи, а так же определить средства достижения этих промежуточных целей.
Слабость процессов целеобразования в этом возрасте сказывается в неумении подчинить себя цели взрослого на достаточно длительное время, что выражается, например, в отсутствии внимания на уроке. Отсутствие умения школьника сопоставить намеченные им цели со своими возможностями может приводить к неуспеху в учебной деятельности и снижению мотивации учения.
Процессы целеобразования не достаточно осознаются, если учебная деятельность строится только в условиях подчинения учащихся целям учителя.
Принятие учащимися целей обеспечивает его включенность в учебную ситуацию (возникает готовность ребенка к усвоению знаний), что способствует формированию широких социальных и учебно-познавательных мотивов в единстве и превращению их в реально действующие.
Третье условие: создание необходимых условий для реализации младшими школьниками познавательных потребностей.
Выделяют две формы познавательной потребности:
1) потребность в познании в форме усвоения уже готовых знаний;
2) потребность в исследовательской деятельности с целью получения нового знания.
В этих формах явно прослеживается мотивация на содержание и на процесс. В первом случае усваиваются, но не создаются новые знания. Во втором случае потребность направлена на получение новых знаний. Дети любят сами доходить до правильного ответа, с интересом решают незнакомые задачи, любят «хитрые» вопросы.
Дети в основном приходят в школу с достаточно высоким уровнем познавательной потребности, что создает хороший фон для учения. Однако к концу первого класса познавательная потребность снижается.
Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне. У младших школьников реально проявляется стремление преодолевать препятствия, трудности, самостоятельно выполнять сложные задания. Ребенку доставляет удовольствие проявлять интеллектуальные силы и способности.
В ходе обучения и воспитания младших школьников необходимо уделять внимание не столько приобретению знаний, умений и навыков, сколько возбуждать у учащихся жажду новых знаний, формировать умения и навыки самостоятельного приобретения этих знаний, элементы самообразования и самовоспитания.
Формирование учебно-познавательных мотивов связано с формированием интеллектуальной активности. Формы проявления интеллектуальной активности могут быть следующие: стремление к умственной деятельности, стремление к творческой деятельности, стремление к выполнению трудных заданий. Показателем интеллектуальной активности является постановка учащимися вопросов, направленных на поиск недостающей информации. Вопросы учащихся являются средством активизации мыслительной деятельности и средством стимулирования интеллектуальной активности. Однако, как показывают исследования, интеллектуальная активность не занимает ведущего места в мотивации учения.
При разработке тематических планов, планов отдельных уроков, при подборе учебного материала учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, знать их наличный уровень и их возможное развитие, с тем, чтобы содержание учебного материала, содержание отдельных уроков удовлетворяло наличным познавательным потребностям школьников.
Для этого содержание учебного материала должно быть вполне доступным учащимся, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным. Совершенно очевидно, информационно бедный материал не обладает мотивационным эффектом, не вызывает и не формирует положительных устойчивых познавательных мотивов учебной деятельности. Поэтому в практике можно наблюдать учителей, которые, обнаружив неуспеваемость учащихся по какому-либо предмету или разделу программы, значительно упрощают содержание учебного материала, буквально «разжевывают» все сложные вопросы и понятия. В конечном итоге это приводит к тому, что изучение такого облегченного материала становится для учащихся скучным и тягостным делом, которое не способствует становлению мотивации учения, а наоборот убивает интерес к нему.
Т.о. содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных интересов, а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания.













1.2.Формы и методы работы учителя по формированию мотивации учения младших школьников.
Общий смысл программы формирования мотивации учения состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению - действенному, осознанному, ответственному.
Главным в такой работе является не устранение недочетов, а укрепление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам. Главным образом следует формировать у школьников новые формы учебной деятельности (постановку учебных задач, учебных действий, действий контроля и самооценки). Воспитание новых уровней мотивации возможно через рождение у школьников новых мотивов, превращение их в действенные, обогащение учения более глубоким смыслом и более зрелыми эмоциями.
При коррекционной работе надо начинать с таких ее целей, которые могут быть достижимы за относительно короткое время (недели), что поможет ученику и учителю быстро увидеть первые позитивные результаты.
Для этого следует начинать, прежде всего, с решения учениками доступных им задач, поддерживающих уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать, применять комментирование учителем своей оценки, ориентироваться на предыдущие успехи данного ученика, делать их активными участниками учебного процесса.
Основные пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.
1. Организация учебной деятельности как один из путей формирования мотивации. Учебная деятельность состоит из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного, рефлексивно-оценочного. Рассмотрим содержание этих этапов и их роль в становлении мотивации учебной деятельности.
Мотивационный этап.
На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Это можно осуществить с помощью следующих учебных действий:
1) Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы.
2) Формулировка основной учебной задачи обычно производится учителем как итог обсуждения проблемной ситуации. Важное условие организации учебной деятельности подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.
3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы. После того, как основная учебная задача понята и принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Учитель сообщает время, отпущенное на изучение темы, примерные сроки ее завершения. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Затем учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы. Тем самым у учащихся создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. Весь этот этап изучения темы весьма важен для становления мотивации учебной деятельности учащихся.
Операционально-познавательный этап.
На этом этапе учащиеся усваивают содержание программы и овладевают учебными действиями и операциями. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит от того, осознают ли дети закономерную связь между всеми частными задачами и основной, выступают ли все эти задачи для школьника как система. Поэтому основным приемом формирования мотивации является моделирование объектов и явлений, изучение построенных моделей. Это может выражаться в составлении учащимися схем, моделей, таблиц, алгоритмов и т.д. Таким образом,
деятельность учащихся приобретает теоретический, исследовательский характер. Тем самым учащиеся приобретают опыт подлинно творческой деятельности, творческого мышления. Все это способствует становлению мотивации учебной деятельности.
Рефлексивно-оценочный этап.
Работу по подведению итогов изучения темы необходимо организовать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями. Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребностей в творчестве, в упорной самостоятельной учебе, т.е. к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.
Периодически при прохождении темы учащийся отмечает напротив каждого пункта, что он усвоил, что не усвоил («+» - уже знаю, «-» - еще не знаю, «?» - сомневаюсь). Это дает возможность ученику видеть свое достижение, видеть одну цель и переходить к другой, подниматься со ступеньки на ступеньку. По тому, как ученик справляется с перечнем знаний и умений он сам может наглядно видеть рост своих знаний и умений, определять степень приближения к цели, что поддерживает мотивацию.
Работа с перечнем знаний помогает осознавать и принимать цели, что обеспечивает включенность учащегося в учебную ситуацию, создает готовность ребенка к усвоению знаний. Это полезно также для формирования адекватной самооценки учебной деятельности, для выяснения причин имеющихся пробелов и для побуждения школьников к ликвидации этих пробелов. Важно, чтобы в конце урока или в конце изучения темы возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы.
2. Оценка в становлении мотивации учебной деятельности. Учителя нередко пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе. Однако тем самым они сдвигают центр мотивационной сферы с самой деятельности, с ее результата и процесса на оценку деятельности, т.е. на что-то внешнее по отношению к этой деятельности. Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков. Неудовлетворительные отметки лучше всего не использовать. Вместо этого надо просто раскрыть имеющиеся достижения и ошибки, чтобы было ясно, что и как исправлять. Можно использовать прием ретроспективной самооценки. Получив свою тетрадь с исправленными ошибками, но без учительской оценки, ребенок изучает исправления и сам оценивает свою работу. В оценку ребенок вкладывает не только фактический результат, но и затраченные усилия на выполнение работы.
3. Коллективные формы учебной деятельности.
Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже пассивных учащихся, т.к. попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением учителя.
Когда ученик, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении с ребятами, наблюдает, какой большой интерес вызывает деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью и приобретает для него ценность, что приводит к становлению мотивации учения.
4. Предоставление свободы выбора.
Создание ситуаций свободного выбора способствует осознанию учащимися логики построения отдельных вопросов учебной программы.
1. Совместное планирование урока.
Для этой цели удобнее использовать уроки, не связанные с изучением нового материала, т.к. в этом случае учитель имеет более широкие
возможности для варьирования учебным материалом.
2. Проведение самостоятельной работы.
Учитель всем детям объявляет о разной сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально готовить.
3. Выбор домашнего задания.
а) кроме обязательного предлагается дополнительное задание для тех, кто захочет;
б) даются на выбор задачи разной сложности;
в) можно решить задания, данные в учебнике, а можно самому составить аналогичные задания и решить их;
г) придумать темы, по которым дети будут писать в классе сочинения;
д) выбрать одно из стихотворений и выучить его наизусть.
5. Создание ситуаций успеха.
Успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому ученик стремился в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их. Поэтому учитель ставит перед каждым учеником индивидуальные, ориентированные на его возможности цели и задания. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же прежними. Поэтому можно использовать методический прием «праздники собственного роста». Хотя бы раз в году стоит повторить в точности ту же самую самостоятельную работу, что писалась некоторое время назад, взять тот же текст для проверки скорости чтения, что и полгода назад. Если ребенок сам обнаружит, что недоступное вчера стало, доступным сегодня, то вместо неуверенности в себе возрастет самоуважение, гордость за свои достижения, возникнет ситуация успеха.
Таким образом, похвала и оценка учителя тогда будут стимулировать положительную мотивацию, если они будут учитывать реальный вклад ученика в работу, психологическую цену этой работы для данного школьника.
6. Личность учителя и характер его отношения к ученику.
Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения, т.е. это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом. Учитель должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежду и верить в их способности, т. е. быть гуманистически ориентированным педагогом. Доминантой взаимоотношений между учителем и учащимися должно быть сотрудничество, субъект-субъектные отношения.
7. Приемы активизации учебно - познавательной деятельности.
Активизация учебной деятельности может осуществляться в разных формах учебной работы. Укажу лишь некоторые из них: занимательные задачи, нестандартные задания, развивающие упражнения, творческие задания, игры, исторические сведения, применение наглядных средств обучения, проблемные вопросы.
Т.о. для становления учебной мотивации следует использовать не один метод, а все в определенной системе, в комплексе, т.к. ни один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех учащихся. В совокупности, в комплексе все указанные пути являются достаточно эффективным средством формирования мотивации учения школьников.






















Заключение.
Действия школьника исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Не зная мотивов, нельзя понять, почему ребенок стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Смысл учения, его социальная и личностная значимость для школьника лежит в основании мотивационной сферы.
Эффективность формирования мотивации учения младших школьников обеспечивают следующие условия:
1) формирование мотивации учения младших школьников осознается педагогами как доминирующая цель;
2) понимание младшими школьниками социальной и личностной ценности (значимости) учения;
3) созданы необходимые условия для реализации младшими школьниками познавательных потребностей.
Наиболее эффективными являются следующие формы и методы, приемы и средства обучения и воспитания, способствующие формированию мотивации учения: создание проблемных ситуаций, показ социальной и личностной значимости знаний, коллективные формы обучения, предоставление ученику свободы выбора вида деятельности, создание ситуаций успеха, сотрудничество учителя и учащихся при гуманистической позиции учителя.
Младший школьный возраст – это время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Доверительность и открытость, послушание и исполнительность – важные личностные особенности младших школьников.



Список литературы.
1.Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? – М.: Просвещение, 1986.
2.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать? – М.: Просвещение, 1991.
3. Битянова М. Волшебные кнопки // Школьный психолог, 2004, №12
с.38-39.
4. Бордин К.В. Чтобы ребёнок успешно учился. – М.: Педагогика, 1988.
5. Васильев И.А. Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. – М.: 1980.
6.Волков К.Н. Психология о педагогических проблемах. – М.: 1981.
7.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: 1996.
8. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.
9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.
– М: Просвещение, 1983.
10. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.:
Педагогика, 1984.
11. Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников
//Вопросы психологии, 1985, №1 с.44-45.
12. Махмутов М,И. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985.
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: 1998.
14. Смирнов С.А. Педагогика. – М.: 2003.
15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев.: 1971.
16. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности
младших школьников. – М.: 1988.
17. Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.
– М.: Просвещение, 1991.
18. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и
новые технологии. – М.: 1998.
19. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: 1978.
20. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в
современной школе. – М.: 1996.








13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 142415